Понимание коррекционной работы как системы позволяет раскрыть ее содержание, структуру, формы проявления, функциональное назначение и дать анализ с точки зрения -
«отношений», «связи» и «взаимодействия» всех составляющих ее элементов.
Это, как мы полагаем, представляет наш объект исследования как целостное построение, решающее определенные задачи коррекционно-развивающего характера.
Результатом такого рассмотрения и анализа коррекционной работы могут стать теоретическое обоснование задач и функций коррекционной работы, что позволит определить ее место и значение применительно к общеобразовательному процессу и выяснить ее самостоятельное проявление во влиянии на процесс развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения с позиций их особенностей и своеобразия развития.
Мы полагаем, что анализ коррекционной работы как системы следует направить на изучение своеобразия ее структуры, составных элементов, их закономерностей, взаимосвязей, отношений и взаимодействий. Кроме того, у коррекционной работы как системы наблюдается свое содержание, формы, средства и методы воздействия на развитие детей с нарушением зрения.
Понятие «коррекционная работа» включает много аспектов, но основными ее составляющими являются три важнейших денотата:
1 - это учение о первичном дефекте, его структуре, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации. Учение о первичном дефекте по отношению к коррекционной работе является первопричиной обоснования ее необходимости.
2 - закономерности и особенности психофизического развития детей с проблемами в развитии как причина обоснования содержания, методов и способов коррекционной работы.
|
3 - это качество и действенность коррекционного влияния через его сущность, способы и средства, обеспечивающие его результативность в преодолении недостаточности психофизического развития ребенка.
Исходя из нашего представления о коррекционной работе, можно рассмотреть содержание коррекционной работы с учетом всей иерархии первичного нарушения и вторичных отклонений, чтобы поэтапно и системно обеспечить пути коррекционно-компенсаторного развития детей с нарушением зрения.
Рассматривая коррекционную работу как сообразное управление психическим развитием детей с нарушением зрения, его потенциальными возможностями и «зоной ближайшего развития», мы выделяем ее основную цель - это создание обходных путей восстановления связи между ребенком с нарушением зрения и окружающей средой за счет развития у него умений пользоваться новыми способами ориентации.
Целевой установкой в коррекционной работе являются (Л.И. Плаксина):
- доведение психических образований у ребенка с нарушением зрения как минимум до уровня способностей выполнять различные виды деятельности (игры, учебы, повседневных занятий);
- формирование социально-адаптивных способов деятельности в условиях перестроенного взаимодействия анализаторов и компенсаторных свойств высших психических функций;
- обеспечение ребенку свободного предметно-практического ориентирования в
окружающей действительности за счет сформированных способов социально-адаптивного
поведения.
Принцип единства биологического и социального, принцип дифференциации специальной помощи аномальным детям в зависимости от степени выраженности, характера и времени возникновения дефекта, и своевременности оказания коррекционной помощи остаются основополагающими для понимания внутренней сущности ребенка с нарушением зрения.
|
Разработка содержания, методов и средств должна быть подчинена ряду требований:
- организационная структура должна быть четко вымерена согласно объекту, на который она направлена;
- содержание, методы и средства коррекционной работы должны обеспечить эффективность в достижении позитивных результатов в коррекции и компенсации первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения;
- коррекционная работа должна быть открыта для связи с общими задачами воспитания и обучения детей и соотносится с их требованиями.
Три типа взаимодействия в коррекционной работе:
· между особенностями психофизического развития и содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами детской деятельности;
· между видами коррекционной помощи (медицинской, психологической, педагогической);
· между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции.
Для разработки системы коррекционной работы необходимо учитывать:
- иерархию отклонений и нарушений в психофизическом
развитии;
- основные принципы коррекционной работы;
- содержание, формы и методы коррекционной работы;
- взаимосвязь психолого-педагогической и лечебно-
воспитательной работы.
|
Содержание коррекционной работы - это тот фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они смогут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира (Л.И. Плаксина).
Рис.1.
ПД - Первичный дефект.
ВО - Вторичное отклонение.
КР - Коррекционная работа.
Рис.2.
МК - Медицинская коррекция.
ППК - Психолого-педагогическая коррекция.
РКР - Результаты коррекционной работы.
РКР
Рис.3.
КР-Коррекционная работа.
ВО - Вторичное отклонение.
ПД - Первичный дефект.
МК - Медицинская коррекция.
ППК-Психолого- педагогическая Коррекция
РКР - Результаты коррекционной работы.
ОГУК
ОГУК - офтальмо-гигиенические условия коррекции.
МК - Медицинская коррекция.
ПД - Первичный дефект.
ппк
Рис.5.
КПВЛ и УЭЛ - Коррекция побочных влияний лечения и усиление эффекта лечения.
ППК - Психолого-педагогическая коррекция.
ВО - Вторичные отклонения.
Рис. 6.
КПВЛ и УЭЛ - Коррекция побочных влияний лечения и усиление эффекта лечения.
МК - Медицинская коррекция.
ППК - Психолого-педагогическая коррекция.
ОГУК - Офтальмо-гигиенические условия.
ВО - Вторичные отклонения.
ПД -Первичный дефект.
ОГУК |
КПВЛ И УЭЛ |