I.II. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ МОДЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ




Понимание коррекционной работы как системы позволяет раскрыть ее содержание, структуру, формы проявления, функциональное назначение и дать анализ с точки зрения -
«отношений», «связи» и «взаимодействия» всех составляющих ее элементов.

Это, как мы полагаем, представляет наш объект исследования как целостное построение, решающее определенные задачи коррекционно-развивающего характера.

Результатом такого рассмотрения и анализа коррекционной работы могут стать теоретическое обоснование задач и функций коррекционной работы, что позволит определить ее место и значение применительно к общеобразовательному процессу и выяснить ее самостоятельное проявление во влиянии на процесс развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения с позиций их особенностей и своеобразия развития.

Мы полагаем, что анализ коррекционной работы как системы следует направить на изучение своеобразия ее структуры, составных элементов, их закономерностей, взаимосвязей, отношений и взаимодействий. Кроме того, у коррекционной работы как системы наблюдается свое содержание, формы, средства и методы воздействия на развитие детей с нарушением зрения.

Понятие «коррекционная работа» включает много аспектов, но основными ее составляющими являются три важнейших денотата:

1 - это учение о первичном дефекте, его структуре, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации. Учение о первичном дефекте по отношению к коррекционной работе является первопричиной обоснования ее необходимости.

2 - закономерности и особенности психофизического развития детей с проблемами в развитии как причина обоснования содержания, методов и способов коррекционной работы.

3 - это качество и действенность коррекционного влияния через его сущность, способы и средства, обеспечивающие его результативность в преодолении недостаточности психофизического развития ребенка.

Исходя из нашего представления о коррекционной работе, можно рассмотреть содержание коррекционной работы с учетом всей иерархии первичного нарушения и вторичных отклонений, чтобы поэтапно и системно обеспечить пути коррекционно-компенсаторного развития детей с нарушением зрения.

Рассматривая коррекционную работу как сообразное управление психическим развитием детей с нарушением зрения, его потенциальными возможностями и «зоной ближайшего развития», мы выделяем ее основную цель - это создание обходных путей восстановления связи между ребенком с нарушением зрения и окружающей средой за счет развития у него умений пользоваться новыми способами ориентации.

 

Целевой установкой в коррекционной работе являются (Л.И. Плаксина):

- доведение психических образований у ребенка с нарушением зрения как минимум до уровня способностей выполнять различные виды деятельности (игры, учебы, повседневных занятий);

- формирование социально-адаптивных способов деятельности в условиях перестроенного взаимодействия анализаторов и компенсаторных свойств высших психических функций;

- обеспечение ребенку свободного предметно-практического ориентирования в

окружающей действительности за счет сформированных способов социально-адаптивного

поведения.

 

Принцип единства биологического и социального, принцип дифференциации специальной помощи аномальным детям в зависимости от степени выраженности, характера и времени возникновения дефекта, и своевременности оказания коррекционной помощи остаются основополагающими для понимания внутренней сущности ребенка с нарушением зрения.

Разработка содержания, методов и средств должна быть подчинена ряду требований:

- организационная структура должна быть четко вымерена согласно объекту, на который она направлена;

- содержание, методы и средства коррекционной работы должны обеспечить эффективность в достижении позитивных результатов в коррекции и компенсации первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения;

- коррекционная работа должна быть открыта для связи с общими задачами воспитания и обучения детей и соотносится с их требованиями.

 

Три типа взаимодействия в коррекционной работе:

· между особенностями психофизического развития и содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами детской деятельности;

· между видами коррекционной помощи (медицинской, психологической, педагогической);

· между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции.

Для разработки системы коррекционной работы необходимо учитывать:

- иерархию отклонений и нарушений в психофизическом
развитии;

- основные принципы коррекционной работы;

- содержание, формы и методы коррекционной работы;

- взаимосвязь психолого-педагогической и лечебно-
воспитательной работы.

Содержание коррекционной работы - это тот фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они смогут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира (Л.И. Плаксина).

 


 

 

Рис.1.

ПД - Первичный дефект.

ВО - Вторичное отклонение.

КР - Коррекционная работа.


 


Рис.2.

МК - Медицинская коррекция.

ППК - Психолого-педагогическая коррекция.

РКР - Результаты коррекционной работы.

 

 


 

 

 

 

РКР

 

 

Рис.3.

КР-Коррекционная работа.

ВО - Вторичное отклонение.

ПД - Первичный дефект.

МК - Медицинская коррекция.

ППК-Психолого- педагогическая Коррекция

РКР - Результаты коррекционной работы.

 

 

 

 

ОГУК

 

 

ОГУК - офтальмо-гигиенические условия коррекции.

МК - Медицинская коррекция.

ПД - Первичный дефект.

 

 

ппк

 


Рис.5.

КПВЛ и УЭЛ - Коррекция побочных влияний лечения и усиление эффекта лечения.

ППК - Психолого-педагогическая коррекция.

ВО - Вторичные отклонения.


 

Рис. 6.

КПВЛ и УЭЛ - Коррекция побочных влияний лечения и усиление эффекта лечения.

МК - Медицинская коррекция.

ППК - Психолого-педагогическая коррекция.

ОГУК - Офтальмо-гигиенические условия.

ВО - Вторичные отклонения.

ПД -Первичный дефект.

 

 

ОГУК
КПВЛ И УЭЛ


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: