Понятие, функции и основные качества политического лидерства.




Политология рассматривает лидерство как один из важнейших элементов механизма регулирования отношений индивидов, социальных групп и институтов в сфере политики. Политический лидер – авторитетная, обладающая особыми политическими, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединить и мобилизовать людей (социальными группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых политических целей, решение актуальных проблем общественного развития. Функции лидера: Интеграция общества, объединение масс; Нахождение и принятие оптимальных политических решений;Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания; коммуникация власти и масс; легитимация строя. Крайняя, максимально завышенная оценка функций и эффективности политического лидера проявляется в культе личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах

 

7.Понятие, структура и функции политической системы. Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Политическая система представляет собой сложную структуру, включающую в себя различные компоненты: социально-полит.институты; формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти; совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы);совокупность отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;совокупность полит. идей. В качестве важнейших функций политической системы признаются следующие: интеграционная, целеполагающая (определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества), организаторская (мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общества для достижения целей) и регулятивная(определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества).

8. Формы правления и государственного устройства. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). Основными формами правления являются монархия и республика. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству; Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок. Монархия может быть: абсолютная (всевластие главы государства), конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией). Республика может быть: парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом); Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: 1)Унитарные (единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.) 2)Федеративные (союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик) 3)Конфедерации (временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач).

 

9. Государство в политической системе, его основные признаки и функции. Государство в политической системе, его основные признаки и функции.
Признаки государства: Государство это единая территориальная единица, в рамках которой и осуществляется политическая власть. Государственная власть обязательна для всего населения на данной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством.наличие спец. госуд. аппарата – осуществлять управление гос-во может только имея спец. систему органов. Однако в гос. аппарате можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы (исполнительно-распорядительные органы; органы прокуратуры; суды; органы контроля; органы охраны обществ.порядка; вооруж. силы). Суверенитет (верховная власть) – суверенное гос-во действует независимо от внешней политики с чем вынуждены считаться и его партнеры. Гос-во обладает суверенитетом независимо от территории, количества населения.Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой; Только государство имеет право применять насилие органом управления (милиция) и располагает системой принудительного сбора налогов. Функции государства: Внутренние: Политическая (связана с осуществлением политической власти, т.е. обеспечение стабильности, регулирование общественных отношений и тд); Правовая (создание и корректировка норм, законов); Организаторская (упорядочение властной деятельности, принятие и исполнение решений, координация деятельности различных органов); Экономическая (вырабатывание и осуществление налоговой политики, выделение кредитов); Социальная (проявление заботы о человеке, как о члене социума); Образовательная(государство обеспечивает качество и свободу доступа к образованию); Культурно-воспитательная.Внешние: Защита территорий; Военно-агрессивная (вмешательство в дела других государств); Дипломатическая; Торговая; Координационная (участие в блоках, союзах).

10. Правовое государство и его принципы. Социальное государство.Правовое государство – государство, основа которого гражданское общество, устройство государственной власти, основанное на верховенстве права и закона.

Принципы:- Верховенство закона и права во всех сферах жизни и перед самим гос-вом;

- Свобода личности, его прав, интересов, непоколебимость свобод, их охрана государством; - Наличие эффективного механизма выполнения и контроля за выполнением прав человека;

- Принцип разделения властей;- Взаимная ответственность личности и государства.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством и все достигается с помощью перераспределения дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развитие здравоохранения и образования.

Не каждое правое общество является социальным, не каждое социальное государство является правовым.

 

11. Понятие политического процесса, его основные характеристики. Политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов. Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами внутри общества и международными политическими процессами. В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга. Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом.

Стадии политических процессов:1) формирование политических приоритетов; 2) выдвижение приоритетов на авансцену процесса; 3) принятие по ним политических решений; 4) реализация принятых решений; 5) осмысление и оценка результатов решений.

12. Политический режим: сущность, содержание, характеристика. Основные признаки тоталитарного и авторитарного режимов. Политический режим рассматривается как система методов, способов и средств осуществления государственной власти, контролирующих состояние политических прав и свобод, отношения органов власти к правовым основам их деятельности. Характеристика режима даёт подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Системным качеством, определяющим тип режима, считают взаимоотношение между государственной властью и гражданином. Тоталитарный режим основывается на тотальном контроле государства над обществом. Понятие «тоталитаризм» ввёл в политику в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20‑х гг. этот термин начинает применяться и относительно политического режима в Советском Союзе, потом нацистской Германии. Признаки,отличающие этот режим от других: всеобщая государственная идеология; одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером; монополия государства на средства массовой информации; существование всеобщего контроля за поведением индивидов с применением методов подавления; жестко централизованный контроль над экономикой. Авторитарный режимили авторитаризм – режим неограниченной личной власти или группы лиц, осуществляемый диктаторскими методами. Авторитарный и тоталитарный режим. Объединяет их антидемократическая сущность, отличия в том, что тоталитаризм – диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности.

 

 

13. Характеристика демократического режима. Демократический режим – это режим, основанный на признании народа источником власти, выборность органов управления.

Виды демократии(от греч. Власть народа): 1)Плюралистическая модель – основной элемент политики – заинтересованная группу граждан, главная задача – баланс интересов групп. 2)Коллективная – на первое место ставятся интересы народа, признаётся абсолютная власть большинства над меньшинством и личностью 3)Индивидуалистическая модель – признаётся первичность личности и создание для индивида прав и свобод.

Принципы демократии:

- Истинная власть – народа;

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

- Организация политической жизни на основе процедур;

- Право народа влиять на политические решения через выборы;

- Высокая степень реализации прав и свобод и их защита;

- существование не государственных СМИ;

- Принуждение только в рамках закона;

- Политический лидер избирается, действует и отстраняется по закону.

Современная демократия разделяется: 1) По уровню государственного устройства; 2) На основе идеологий (либеральная, национально-демократическая, социально-демократическая, христианско-демократическая); 3) По этапу развития (конец 80х). Недостатки ДР:1) возможность превращения демократии в диктатуру большинства, 2) демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер, 3) Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

14. Характеристика, организация работы и полномочия парламента. Парламент – высший представительный и законодательный орган государственной власти. Парламент бывает однопалатный и двух палатный. Однопалатные парламенты в Швеции, Дании; двух палатные – в США, Германии, Великобритании, Франции, России, Белоруссии. Нижние палаты и однопалатные парламенты всегда формируются путем прямых выборов. Верхние в разных странах по-разному: либо назначаются главой государства, либо избрания. Нижняя палата, как правило, ответственна за решения повседневных вопросов внутренней и внешней политики, обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели высшая. Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. По этому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум. Обычно депутаты в каждой палате объединяются по партийным интересам, образуя фракции.Парламентские комиссии (комитеты) играют важную роль в организации работы парламента. Они бывают постоянные и временные. Возглавляет комиссию председатель. Комиссии разрабатывают основу законопроектов по вопросам, которые они (комиссии) изучают.Руководит работой парламента (палаты) председатель (спикер). Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты. Он выполняет функции председательствующего, представляет палату в её отношениях с другими органами власти, следит за расходом финансовых средств палаты, за работой её административного аппарата.К важнейшим полномочиям парламента относятся: принятие законов;утверждение госбюджета

 

15.Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь, разд. IV, гл. 4). Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.Срок полномочий Парламента - четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Внеочередные сессии созываются указами Президента. Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

 

16. Глава государства в системе высших органов государственной власти и управления. Глава государства представляет собой центральную фигуру в органах управления, олицетворяет единство нации, является символом государства, представляет страну на международной арене, выполняет важнейшие внутриполитические функции, является связующим звеном между высшими органами государственного управления.

Монарх получает власть по наследству, обладает особым титулом и государственными регалиями. В настоящее время после вступления на престол монарх получает цивильный лист (некоторая сумма на нужды монарха), также монарх может получать доход с акций, недвижимости и тд. В случае недееспособности монарха, его функции возлагаются на регентский совет или опекуна (регента). Президент избирается прямым голосованием, парламентом, коллегией выборщиков (США). Как правило, срок длится от 3 до 7 лет и президент избирается < 3 сроков. Если президент не может исполнять свои обязанности, то они перекладываются на вице-президента или главу правительства.

Функции президента зависят от формы правления. Как правило, это:

- Право распустить парламент, снять с должности любого министра, премьер министра (с согласия парламента, в случае 2х кратного отказа распускается парламент);

- Обладает законодательной инициативой и законотворчеством в виде указов и декретов;

- Назначает праздничные дни и референдумы;

- Принимает/лишает гражданства, чина, звания;

- Назначает 8 членов парламента, членов конституционного суда;

- Является главнокомандующим (в случае несогласия, парламент может начать процедуру импичмента).

 

 

17.Президент Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь, разд. IV, гл. 3). Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Президент РБ избирается на пять лет народом на основе всеобщего, прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Первые выборы президента Белоруссии состоялись 10 июля 1994 г., тогда же и была введена первая поправка к конституции допускающая кандидатов от 35 лет (ранее 40). 17 октября 2004 был проведен референдум о внесении поправок в конституцию, снимающих ограничение на количество президентских сроков. Выборы президента проходили: 10.07.94, 09.09.01, 19.03.06, 19.12.10, на всех победил Лукашенко А.Г.

 

18. Характеристика, порядок формирования и полномочия правительства. Правительство – это формально коллегиальный орган государственной власти, которая несёт ответственность за внутреннюю и внешнюю политические обстановку в стране, является исполнительным распорядительным органом государственной власти (издающим и регламентирующим документы, регулирующую деятельность министерств).

Роль правительства: 1)Парламентская республика – правительство формируется на основе партии, победившей на выборах, а его главой становится лидер партии, если ни одна из партий не имеет достаточно прав – может создаться коалиция (Украина). При этом правительство является центральным органом государственной власти, а его глава практически руководит страной. 2)Президентская республика – правительство возглавляет и руководит президент, но с учётом сложившихся сил в парламенте.

Страны со смешанной формой правления – правительство отвечает и перед парламентом и перед президентом. Если одному министру вотум недоверия – результат отставка всего правительства.

Полномочия правительства:

- Общее руководство внутренними и внешними политическими делами;

- Законодательная инициатива;

- Координация действия ведомств и министерств;

- Подготовка государственного бюджета;

- Руководство в своих областях;

- Проведение международных переговоров, одобрение парламента.

 

19.Правительство - Совет Министров Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь, разд. IV, гл. 5). Правительство – осуществляет исполнительную власть в РБ, центральный орган государственного управления, в своей деятельности подотчетно Президенту РБ и ответственно перед Парламентом РБ, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РБ.

Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом РБ с согласия Палаты представителей. Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства; подписывает постановления Правительства; представляет Парламенту программу деятельности Правительства; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. Правительство РБ: руководит системой подчиненных ему органов; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.

 

20.Выборы, их функции. Активное и пассивное избирательное право. В современном цивилизованном обществе выборы - являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборыэто способ существования демократии, способ смены правящих элит, передача власти от одних людей к другим мирным путем, через волеизъявление народа. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением. Избирательное право – это система законов, регулирующая процедуру выборов,определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосования.Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами. При косвенных выборах гражданин избирает выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право – право быть избранным.

 

 

21. Избирательные системы и их характеристика. Избирательная система - представляет собой совокупность установленных законов, правил, норм, с помощью которых определяются итоги выборов и распределение мандата (право заседать). Мажоритарная избирательная система – победитель выборов получает большинство голосов. Различают абсолютное большинство (50%+1голос), относительное большинство (обычное большинство голосов), квалифицированное большинство (необходимо набрать определенное заранее количество голосов). + Учитывается мнение большинства, крепкие связи между избирателем и депутатом, - Не учитывается мнение меньшинства, преобладание местных интересов над интересами государства, глава государства может быть избран меньшинством. Пропорциональная избирательная система – голосование идёт не за кандидата, а за списки, представленные партией. Различают жесткие списки (голосовать нужно за весь список) и негибкие списки (голос отдаётся за список, в котором можно отдать предпочтение любому кандидату, в этом случае избиратель изменяет порядок кандидатов). Для определения итогов голосования установлена квота – минимальное необходимое количество голосов. Квота определяется через деление общего количества голосов на число депутатских мест, места между партиями определяется делением голосов на квоту. + Учитывается мнение меньшинства, широкое представление партий; - Сложности формирования правительства; слабые связи между избирателем и депутатом.

Смешанная избирательная система – избиратель обладает 2мя голосами. Как правило, для пропорциональной и смешанной систем существует понятие заградительного барьера – существование некоторого процентного порога, который должна переступить партия, чтобы стать депутатской.

Любая избирательная система сталкивается с таким явлением, как абсентеизм – неявка избирателей на выборы. Бывает осознанной и неосознанной.

 

22.Избирательная система Республики Беларусь. (Избирательный кодекс Республики Беларусь). Выборы в РБ являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются непосредственно гражданами. Голосование на выборах являетсятайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом. Президент после внесения на его рассмотрение, в соответствии с законом, предложений Палаты представителей и Совета Республики, либо граждан, о проведении референдума, назначает республиканский референдум. Референдумы проводятся путем равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума.

 

23.Партии в политической системе, их функции и типология. Политическая партия – это добровольное организованное политическое движение граждан, придерживающихся одной идеологии и политической программы, ориентированы на завоевание власти. События, повлиявшие на создание политических партий ( являются основами): борьба за всеобщее избирательное право (появление избирательных комитетов, которые поддерживали своих кандидатов, партии либерального направления, ориентированные на победу); рост массового рабочего движения (основная деятельность – стремление защитить рабочий класс, борьба с эксплуатацией и неравенством). Функции: в ыявление и формулирование интересов больших политических групп; формирование политических интересов и доктрин; участие, формирование политических систем, общественного мнения; политическое воспитание общества, подготовка и выдвижение кадров. Типы:организация по принципу классификаций: кадровые (немногочисленны, ориентированы на участие в выборах, активизируются в предвыборную компанию, опираются на финансовую элиту) и массовые (многочисленны, идеологически ориентированы, жёстко структурированы, ориентируются на политическое воспитание масс, формируют элиту народом); по внутреннему устройству: партии с сильной структурой (жёстко структурированы, ведут учёт деятельности, централизованы) и слабой структурой (противоположность предыдущим); по задачам и характеру деятельности: революционные, реформистские, консервативные, реакционные (повернуть назад); по степени осуществления власти: правящие и оппозиционные; по классификации деятельности: левые (за прогресс) и правые (за сохранение существующего).

 

24. Партийные системы и их основные типы. Партийные системы – это совокупность существующих в обществе партий и принципы их взаимодействия. На партийную систему влияет: социальная структура общества; законодательство; социокультурные традиции.

Классификация:

- По числу действующих в стране партий: однопартийные (деспотические и демократические), двухпартийные, многопартийные (для прихода к власти партии объединяются в коалицию). В последнее время добавляют ещё полутора партийные (США, Китай) и двух с половинной партийные (Великобритания).

- На основе идеологических дистанций: система с одной партией, система с партией гегемонов (гегемония - первенство, превосходство в силе, влиянии), система с доминирующей партией, двухпартийная, система ограниченного плюрализма (существует несколько партий, которые самостоятельно не могу прийти к власти и ищут союзников, создают коалиции), система крайнего плюрализма (существуют партии с противоположными идеологиями, все партии объединены в блоки), атомизированная система (существование десятков и сотен партий – Беларусь).

 

25.Становление многопартийности в Республике Беларусь. Процесс формирования многопартийности идет до сих пор. В конце 80-х гг. в нашей республике насчитывались десятки различного рода "неформальных" образований и движений. В 90-е гг. начался процесс преобразования более или менее широких массовых движений, этому способствовал вступивший в силу в конце 1990 г. Закон "Об общественных объединениях", который официально открыл эпоху многопартийности. А с 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. Развитию многопартийности содействовал и принятый Верховным Советом РБ в октябре 1994 г. Закон "О политических партиях", закон значительно ужесточал процедуру образования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100 человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500, численность политической партии не может быть меньше, чем число ее основателей, финансировать политические партии запрещается всем государственным предприятиям и организациям. Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ). После объединения с Гражданской партией - Объединенная гражданская партия (ОГП). Самую многочисленную в Беларуси политическую силу представляют коммунисты, они сейчас объединены в две партии: Партию коммунистов белорусскую и Коммунистическую партию Беларуси. В социальной политике партии выступают за безусловную реализацию права на труд, за обеспечение общедоступности, бесплатности среднего и высшего образования, бесплатное предоставление жилья в собственность трудящимся, развитие бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения. В соответствии с декретом Президента от 26 января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики, согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска. В декрете также указано, что членами объединений не могут быть юридические лица. По данным Министерства юстиции, на 1 декабря 1999 г. в Республике Беларусь было перерегистрировано и зарегистрировано 17 политических партийиоколо 1200 общественных объединений. При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1)партии правого толка — в основном нелиберальной, антикоммунистической направленности (КХП- БНФ -оппозиция); 2)демократические партии центристского характера (СДПНС, БСДП, БСГ, П.БНФ, ОГП, БП «Зелёный мир» - оппозиционные; РПТС, Республиканская партия - пропрезидентские); 3)партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации («Партия справедливый мир» - оппозиционная, БССП, БАП, КПБ, РПТС – пропрезидентская). Как показывает мировой опыт, для стабильной политической жизни наиболее предпочтительны двух или многопартийные (трехпартийные) системы.

 

26. Личность как субъект политики. Значение активного участия личности в политической жизни общества: - через такое участие создаются условиядля более полного раскрытия потенциала и возможностей человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач; - всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократизации управления, отделению функций управления от общества; - через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Достижение массового участия людей в политическом процессе в значительной мере зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов очень негативной.

Предпосылки для включения личности в активную политическую деятельность: материальные, социально-культурные и политико-правовые

 

27. Сущность, функции и разновидности политических конфликтов и кризисов. Конфликт представляет собой столкновение интересов личностей, социальных групп, политических организаций, в борьбе за ценности, власть, статус. Источники конфликта: различие интересов сторон; непонимание своих интересов; различные предрассудки лидеров групп; групповой эгоизм.

Концепции конфликтологии: позитивно-функциональная (любой конфликт несёт в себе определённое положительные моменты, всегда основывается на неудовлетворённости в обществе); общая теория конфликта (любой конфликт развивается по общей модели, что позволяет их контролировать); марксистская (конфликт существует, потому что есть классовые противоречия, поэтому конфликт решить нельзя до тех пор, пока существуют классы).

Классификация конфликтов: по характеру: стремящиеся к самоликвидации, стремящиеся к разрешению, стремящиеся к эскалации (накаливанию); по масштабам: межличностные, межгрупповые, межгосударственные, межсистемные; по инструментальному разрешению: военные, дипломатические.

Основные типы конфликтов: конфликт интересов – склонен к разрешению с помощью компромисса, распространён в дипломатическом обществе; ценностный – характерно развитым государствам,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: