Общие сведения об авторах произведения




Творчество великого английского композитора Бенджамина Бриттена принадлежит к одной из наиболее значительных страниц истории музыки XX века. В Европе интерес к нему исполнителей и публики остается устойчивым спустя десятилетия после смерти автора. Наследие мастера и теперь обладает большим репертуарным потенциалом, ведь по количеству написанных произведений он стоит в одном ряду с такими композиторами, как Сергей Сергеевич Прокофьев, Франсис Пуленк, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и др.

Бриттен – это композитор, природу творчества которого определяют две главные константы: поэзия и музыка, чье искусство неразрывно связано со словом. «Слово» так или иначе организует пространство многих жанровых областей наследия английского автора. И хотя в истории музыки он более известен как оперный композитор, совершенно не случайным выглядит тот факт, что одной из важнейших составляющих его творчества, наряду с оперой, являются вокальные сочинения, и, в частности, вокальные циклы и оратории. Эти жанры были для Бриттена одним из самых сокровенных, и обращение к ним на протяжении всей жизни отражает процесс кристаллизации художественного и музыкального мышления композитора.

Камерность, которой обладает вокальная музыка по сравнению с оперой, была чрезвычайно привлекательной для него, предоставляя возможность говорить со слушателем на особенно важные темы. Более двадцати вокальных циклов, хронологически охватывающих период от 30-х годов XX столетия до середины 70-х, безусловно, являются тому подтверждением.

 

Бенджамин Бриттен (1913-1976) – британский композитор, дирижёр и пианист. Родился 22 ноября 1913 года в Лоустофте (графство Саффолк) в семье зубного врача. Его музыкальная одаренность проявилась очень рано, в возрасте пяти лет он уже начал сочинять музыку. Мать дала ему первые уроки игры на фортепиано. В возрасте 12 лет Бриттен за 9 дней написал увертюру для большого оркестра – 91 страницу партитуры. Тогда родители поняли, что нужно искать для сына опытного учителя. Так Бриттен начал учиться у Фрэнка Бриджа гармонии и полифонии. Позднее в Королевском музыкальном колледже он занимался по фортепиано у Артура Бенджамина и по композиции у Джона Айрленда. Все учителя Бриттена – ученики Чарльза Стэнфорда – основоположника современной английской композиторской школы, одного из организаторов и идеологов музыкального Возрождения Англии.

Ранние произведения Бриттена – «Гимн Деве» (1930) и хоральные вариации «Младенец родился» (1933) – сразу привлекли к себе внимание музыкального мира. Бриттена приглашают в кинокомпанию документальных фильмов, с которой он сотрудничал 5 лет. Композитор считал этот период хорошей школой, где ему многому пришлось научиться и сочинять даже тогда, когда вдохновение покидает и остаётся только добросовестный труд. В этот период он работал также на радио: писал музыку к радиопостановкам, затем начал концертную деятельность.

В 1930-х годах он уже был композитором, произведения которого получили всемирную известность: его музыка звучала в Италии, Испании, Австрии и США. Но началась Вторая мировая война, и Бриттен покидает Англию, отправившись в Америку. Возвратился на родину композитор лишь в 1942 году. Сразу же начались его выступления по стране: в небольших деревушках, бомбоубежищах, больницах и даже в тюрьмах. А когда война закончилась, он сразу же посетил с концертами Германию, Бельгию, Голландию, Швейцарию и скандинавские страны.

В 1948 г. Бриттен организовывает в городке Олдборо, где он поселился, ежегодный международный музыкальный фестиваль, которому отдаёт много времени, сил и средств. На первом фестивале в 1948 г. исполняется его кантата «Святой Николай».

В начале 1950-х годов Бриттен участвует в деятельности Организации деятелей музыкального искусства – сторонников мира, пишет оперы, а в 1956 году путешествует в Индию, на Цейлон, в Индонезию, Японию. Впечатления от путешествия отразились в партитуре балета «Принц пагод». Эта сказка-феерия становится первым национальным «большим» балетом, до этого в Англии существовали только одноактные балеты. После этого Бриттен возвращается к любимой опере: в 1958 г. появляется «Ноев ковчег», а в 1960 году – «Сон в летнюю ночь».

В 1961 г. Бриттен создаёт «Военный реквием», который становится памятником жертвам войны. Он был написан для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Впервые «Военный реквием» исполнили в 1962 г. Успех был оглушительным: «Реквием» разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок, что говорило о настоящем успехе произведения.

В это же время Бриттен пишет произведения нового жанра – оперы-притчи. На японский сюжет была написана в 1964 г. «Река Керлью». «Пещное действо» основывается на эпизоде из Ветхого Завета, а «Блудный сын» – на евангельской притче. «Кантату милосердия» Бриттен пишет к 100-летию со дня основания Красного Креста, кантата основана на притче о добром самаритянине. Она была торжественно исполнена в Женеве 1 сентября 1963 г.

Впервые услышав в Лондоне игру Мстислава Ростроповича, Бриттен решает написать для него Сонату из пяти частей, в каждой из которых демонстрируется особое мастерство виолончелиста. В марте 1963 г. в Москве и Ленинграде проходил фестиваль английской музыки, где и была исполнена эта соната самим Бриттеном и Ростроповичем. Тогда же в России впервые прозвучали одноактные оперы Бриттена в исполнении Малой труппы театра Ковент-Гарден. В 1964 г. композитор снова посещает нашу страну, у него завязываются дружеские отношения с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, даже новый 1965 год Бриттен встречает с Шостаковичем у него на даче.

На творчество Бриттена музыка Шостаковича оказывает заметное влияние. Он пишет Виолончельный концерт и посвящает его Мстиславу Ростроповичу, а цикл песен на стихи А.С. Пушкина – Г. Вишневской. Шостакович посвящает Бриттену свою Четырнадцатую симфонию.

Бриттен считается основоположником возрождения оперы в Англии. Работая в различных музыкальных жанрах, Бриттен больше всего любил оперу. Первую свою оперу «Питер Граймс» он закончил в 1945 г., и её постановка ознаменовала возрождение национального английского музыкального театра. В основе либретто оперы – трагическая история рыбака Питера Граймса, которого преследует судьба. Музыка его оперы разнообразна в стилевом отношении: он использует стилистику многих композиторов в зависимости от содержания сцены: образы одиночества и отчаяния он рисует в стиле Г. Малера, А. Берга, Д.Д. Шостаковича; реалистические жанровые сцены – в стиле Д. Верди, а морские пейзажи – в стиле К. Дебюсси. И все эти стили гениально объединены одним – бриттеновским стилем и колоритом Британии.

Сочинением опер композитор занимался всю свою последующую жизнь. Он создал камерные оперы: «Поругание Лукреции», «Альберт Херринг» на сюжет Г. Мопассана. В 50-60 гг. создаёт оперы «Билли Бадд», «Глориана», «Поворот винта», «Ноев ковчег», «Сон в летнюю ночь» по комедии В. Шекспира, камерную оперу «Река Кэрлью», оперу «Блудный сын», посвященную Д.Д. Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» по Т. Манну.

Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. В отличие от многих своих сверстников, Бриттен никогда не увлекался погоней за «самым новым», равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приемах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений. Он руководствовался, прежде всего, свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностью к одной из многочисленных «школ» XX века.

Наследие Бриттена велико. Он работал, не зная таких кризисов, которые вызывали бы длительные перерывы в творческом процессе. Композитор внес весьма значительный вклад в историю многих музыкальных жанров, однако высшим, всемирно признанным достижением Бриттена стал его оперный театр. Его впечатляющие успехи в области оперного театра воодушевили многих английских композиторов: с конца 40-х годов XX в. представители разных поколений и различной художественной ориентации обратились к опере.

Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в двадцатом веке.

 

 

Джон Клэр (1793-1864) – английский поэт родом из крайне бедной семьи. Чтобы получить хоть какое-то образование, он работал с утра и дотемна. Склонность к поэзии проявилась в маленьком Джоне еще до того, как он овладел грамотой. Однажды отец прочитал ему стихотворение из книги одного нравоучительного поэта – такие книжки разносились по деревням и порой попадали в самые бедные семьи. Впоследствии Джон не мог вспомнить ни слова, ни сюжет, помнил лишь ни с чем не сравнимое наслаждение от звука метрической речи, от музыки стихов. Неудивительно, что вскоре после того, как Клэр пристрастился к чтению, он начал писать стихи, подражая «Временам года» Томсона и другим поэтическим произведениям.

Публикация стихотворений Клэра стала результатом случая. В декабре 1818 года книгопродавец Эдвард Друри случайно прочел «Сонет к заходящему солнцу», записанный на листе бумаги. Сонет был подписан двумя буквами «J. C.». Выяснив имя и местопребывание автора, Друри приехал к поэту и ознакомился с другими стихами Клэра, которые ему весьма понравились. По его просьбе Клэр подготовил сборник, который был послан на рассмотрение издателей в Лондон. Часть стихотворений была отобрана для публикации. Опубликованные стихотворения имели большой успех.

Поэт очень любил природу, что доказывают его стихотворения. В стихотворении «Барсук» он восстает против варварской английской забавы – травли барсуков собаками. Степень его сочувствия достигает полного отождествления: автор сам становится барсуком, сам отбивается от кровожадных врагов, сражается до последнего и гибнет в неравном бою.

Джон Клэр поражает и обескураживает читателя отсутствием всякой морали. Мы ждем – вот сейчас начнет вырисовываться вывод, но стихотворение заканчивается так же описательно, как и начиналось.

Таким же описательным является стихотворение «Вечерний первоцвет» («The Evening Primrose»). Оно рассказывает о цветке, который начинает цвести с заходом солнца, а при первых его лучах погибает.

 

 

Оригинальный текст Перевод Т. Сикорской
When once the sun sinks in the west, And dewdrops pearl the evening`s breast; Almost as pale as moonbeams are, Or its companionable star, The evening primrose opes anew Its delicate blossoms to the dew; And, hermit – like, shunning the light, Wastes its fair bloom upon the night, Who, blindfold to its fond caresses, Knows not the beauty it posseses; Thus it blooms on while night is by; When day looks out with open eye, Bashed at the gaze it cannot shun, It faints and withers and is gone. Солнце уходит на закат, Капли росы в траве блестят. И под мирным крылом ночи, Нежный, бледный, как лунный свет, За хороводом звездным вслед Раскроет свой венчик первоцвет. Днем был стыдлив и робок он, Сердцем в звезды и в ночь влюблен, Но безответна тьма ночная, И цену сердцу ночь не знает. Он будет цвесть один в тиши И тратить пыл своей души, А лишь зардеет небосвод, Тихо завянет и умрет.  

 

Композитор использует текст стихотворения полностью, никак его не изменяя.

 

Цикл «Пять песен о цветах» (1950) написан на стихи английских поэтов по случаю 25-й годовщины бракосочетания Дороти и Леонарда Элмхерст, основателей международного творческого центра в Дартингтон Холле. В письме[1] своему другу Джону Лоу от 19 марта 1951 года, Бриттен объясняет, что песни написаны о цветах потому, что цикл был посвящен увлеченным ботаникам.

 

Цикл включает 5 номеров:

1. Нарцисс (слова Роберта Херрика);

2. Четыре прекрасных месяца (слова Роберта Херрика);

3. Болотные цветы (слова Джорджа Крэбба);

4. Вечерний первоцвет (слова Джона Клэра);

5. Баллада о ракитнике (слова неизвестного автора).

 

Первое исполнение цикла состоялось 23 июля 1950 года в Дартингтон Холле под управлением Имоджин Холст, дочери известного английского композитора Густава Холста и будущего секретаря Бриттена (с 1952 года).

 

Хоры цикла объединяет тематика, но они могут быть исполнены по отдельности, как самостоятельные произведения. Они представляют собой образцы тончайшей акварельной звукописи. Эти произведения, помимо эстетической ценности, любопытны и тем, что композитор отдаёт дань хоровым традициям Возрождения, мадригалам Т. Морли, Т. Уилкса. Разумеется, произведения такого жанра в то время, когда писал их Бриттен, мыслились уже совсем иначе: автор использует современный музыкальный язык, но образы всё же перекликаются с образами, вдохновлявшими композиторов тех веков. Это и светлые «Нарцисс» и «Вечерний первоцвет», и имитационные «Четыре прекрасных месяца», и пародийно-злые образы в части «Болотные цветы», и «Баллада о ракитнике», которая отдаёт дань комическому мадригалу.

Изящество, изысканность и утонченность в звучании хора, достигается хитроумной изобретательностью в сфере фактуры, лада и гармонического языка. Следует отметить непрерывность в развитии музыкально-тематического материала за счёт его вариантного изложения и полифонической фактуры, что отмечено выше. Длительное отсутствие устоя, постоянное использование эллиптических и прерванных оборотов, сложная гармоническая вертикаль, связанная с использованием неаккордовых звуков и аккордов с заменёнными тонами сочетается в партитуре с интенсивным самостоятельным линеарным развитием каждого голоса. Жанровая основа произведения восходит к песням эпохи Возрождения, утверждает оптимистическое мироощущение, жизнелюбие и красоту.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: