Данные диагностики испытуемых мы сгруппировали в нескольких таблицах, отражающих варианты группирования. Это было сделано для удобства восприятия и сопоставления результатов и последующей разносторонней интерпретации.
Данные, сгруппированные в Таблице 2.1 количественно отражают ведущие тенденции реакций испытуемых. Следует отметить, что не все испытуемые показали высокий уровень агрессии, тревожности, ригидности или фрустрации. Графа «ведущие психические состояния» отражает, скорее тенденцию испытуемого, а не силу выраженности ведущего фактора эмоционального реагирования.
Таблица 2.1 [18]
№ исп | Ведущее психическое состояние (по методике Айзенка) | Ведущее направление реагирования (по Розенцвейгу) | Ведущий тип реагирования (по Розенцвейгу) | Ведущая тенденция реагирования (по Розенцвейгу) |
1. | Агрессивность | I | ED | I |
2. | Агрессивность | E | ED | E |
3. | Агрессивность | E | OD | E* |
4. | Тревожность | I | ED | I |
5. | Тревожность | I, M | ED, OD | I, M, I*,M* |
6. | Агрессивность | E | ED | E |
7. | Тревожность | I | NP | i |
8. | Тревожность | I | OD | I |
9. | Агрессивность | E | OD, ED, NP | E*, E, e |
10. | Ригидность | E | ED | E |
11. | Агрессивность | E | ED | E |
12. | Ригидность | E, I, M | ED | E, I, M |
13. | Тревожность | I | OD | I* |
14. | Ригидность | M | OD | M* |
15. | Агрессивность | I | OD, ED | I*, I |
16. | Ригидность | M | OD | M* |
17. | Ригидность | M | NP | m |
18. | Тревожность | E | OD, ED, NP | E*, E, e |
19. | Агрессивность | E | ED | E |
20. | Ригидность | M | NP | m |
Перегруппируем данные с целью определения наибольших частот различных реакций на фрустрацию в подвыборках. Весьма показательна
Таблица 2.2.
Таблица 2.2
Фактор эмоционального реагирования | № исп | Частота различных реакций на фрустрацию (% в подвыборках «агрессивность», «тревожность», «ригидность», «фрустрация») |
Агрессивность | 1; 2; 3; 6; 9; 11; 15; 19 | I, E, E*, E, E*, E, e, E, I, I, E E = 45% |
Тревожность | 4; 5; 7; 8; 13; 18 | I, I, M, I*, M*, i, I, I*, E*, E, e I = 30% |
Ригидность | 14; 16; 20 | M*, M*, m M* = 67% |
Фрустрация | 10; 12; 17 | E, E, I, M, m E = 40% |
|
Юноши и девушки, часто переживающие агрессивные психические состояния, предпочитают экстрапунитивные реакции. Юноши и девушки, часто переживающие тревожные состояния, чаще всего предпочитают интропунитивные реакции. Юноши и девушки, часто переживающие ригидность как психическое состояние, предпочитают импунитивные реакции с фиксацией на препятствии. Юноши и девушки, часто переживающие состояния фрустрации, склонны к импунитивным реакциям. Наибольшей частотой характеризуются импунитивные реакции с фиксацией препятствии. Наименьшей - импунитивные реакции с фиксацией на самозащите.
Наибольший интерес представляют те ситуации, обрисованные в картинках, на которых испытуемые дольше всего задерживались или реагировали наиболее эмоционально.
Картинки, вызывающие наиболее частый эмоциональный отклик приводятся в Таблице 2.3.
Таблица 2.3
№ картинки | Содержание картинки | Высказывания |
Женщина берет книги в библиотеке, а ей не разрешают взять книг больше, чем положено по библиотечным правилам | «Но мне надо…», «Вы же сами, небось, больше берете…», «Извините, но очень надо» | |
Один молодой человек говорит другому: «Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не придешь» | «Ну, и что?», «Это которая из них?», «А ты ей навязался, наверное». | |
Одни человек говорит другому: «Вы лжец! Вы сами это знаете!» | «Сам ты лжец!», «Это в чем же?», «На себя посмотри!» | |
Одна подруга говорит другой: «Она должна быть здесь уже 10 минут назад» | Вызывает более яркую реакцию у девушек. «Ничего, подождем, но выскажемся», «Ладно, нечего ее больше ждать, раз она так относится к нам» |
|
Интересным результатом нашего исследования явился характер связи между эмоциональными процессами и направлением и типом реагирования личности в ситуации межличностного конфликта. Выбор методики Розенцвейга представляется весьма удачным, так как затруднительно моделировать действительный конфликт или опрашивать испытуемых на месте «накала страстей». В методике Розенцвейга испытуемому предлагается спроецировать свои представления и эмоциональные реакции на изображенную ситуацию. Каждая картинка-стимул содержит в себе «эмоциональный» накал нарастающей фрустрации. Испытуемый невольно становится в ситуацию, когда он реагирует первым, очень естественным для него способом. Агрессивность однозначно определяет экстрапунитивную реакцию и отметает интропунитивную. Агрессивные люди видят источник и причину конфликта вне себя. Исследование дало в отношении тревожности следующие результаты: тревожность связана преимущественно с фиксацией на препятствии. Это объяснимо с точки зрения преобладающей мотивации тревожных людей. Они ориентированы, чаще всего, на избежание неудач, а не на достижения. Тревожные часто производят впечатление беззащитных. Ригидные, скорее всего, не ставят вопрос, о чьей-либо вине в конфликте. Возможно, просто не успевают перестроить реакцию на быстро меняющиеся конфликтные события. У юношей и девушек, проявляющих фрустрационные черты, по существу склонных находиться в стрессовом состоянии, вообще не прослеживается значимой связи между фрустрацией и направлением и типом реагирования в конфликте.
|
Основными выводами нашей работы следует считать:
- В юношеском возрасте основные потребности – это потребности в общении, как групповом, так и камерном; потребность в смысложизненном самоопределении, в том числе и выборе профессии;
- Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности: 1) Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности); 2) Обретение психосексуальной идентичности - осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера; 3) Профессиональное самоопределение - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
- Для исследования особенностей реагирования во фрустрационных ситуациях можно выбирать опросник Айзенка и Методика исследования психических состояний Розенцвейга;
- Фрустрационные реакции взаимосвязаны с наиболее «излюбленными» эмоциональными состояниями личности;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью нашего исследования было исследовать особенности фрустрации в юношеском возрасте.
Для достижения цели осуществлено изучение и анализ научных работ о юношеском возрасте, эмоциональных процессах личности юноши и фрустрациях. Наиболее общим выводом следует считать следующий: фактором реагирования во фрустрационных ситуациях является юношеская эмоциональность, наиболее часто переживаемые конкретной личностью эмоциональные реакции.
В ходе исследования было выявлено реальное соотношение и взаимодействие факторов эмоционального реагирования во фрустрационной ситуации и выбора личностью направленности и типа реагирования. Основной вывод, который можно сделать – эмоциональные процессы влияют, главным образом на выбор человеком направленности реакции, и, в гораздо меньшей степени типа реагирования.
Интерпретация данных представляла трудности, так как в гипотезе заложено психологическое содержание принципиально не верифицируемое только математическими методами. Именно теоретическое исследование связи эмоциональных процессов и факторов реагирования во фрустрационной ситуации позволило сформулировать нашу гипотезу такой, какой она представлена в исследовании. А психологическая интерпретация – оценить возможность подтверждения.