Г
Классный час
" Светлый праздник Пасхи"
Подготовила преподаватель Саблина Т.В.
Цель:
-приобщение студентов к истокам русской культуры, воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;
- формировать общечеловеческие духовные ценности на примере знакомства с традиционным православным праздником Пасхи;
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с историей и традициями праздника Пасха;
- закрепить знания о традиционном празднике Пасха через игровые формы и конструирование пасхального яйца;
воспитательные:
- сформировать позитивное отношение к христианским нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа;
- побуждать детей к изучению духовного опыта народа;
-воспитывать бережное отношение к его культурному наследию;
- воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха;
- укрепление дружеских и творческих контактов между учениками;
- формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-А хочу я начать наш урок словами великого писателя - Н.В.Гоголя.
"Не умирают обычаи, которым суждено быть вечными:"
-Как вы понимаете эти слова? Какие обычаи вам известны?
-У меня на столе лежат различные предметы. Рассмотрите их. (яйца, корзиночка, конфеты, кулич…)
-Попробуйте определить тему нашего классного часа.
|
На доске записаны вопросы: Что? Как? Для чего?
Определите цели нашего урока?
- Дорогие, дети, сегодня мы собрались, чтобы порадоваться самому светлому христианскому празднику-празднику Пасхи, познакомиться с историей его происхождения, с украшениями и атрибутами праздника, узнать о традициях этого праздника
Работа с толковым словарём.
-На столах у вас лежат толковые словари. (отдельные ученики работают в интернете) Попробуйте объяснить значение слова традиции. (Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому.)
-Какие традиции знаете вы? Существуют ли традиции в вашей семье?
Выявление знаний воспитанников о праздновании Пасхи.
- Что вы знаете об этом православном празднике?
- Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник?
(Просмотр фрагмента мультфильма для детей «Иисус воскресе»)
- Какие атрибуты они использовали в этот день?
- А какие обычаи этого праздника вы знаете?
- Ребята, а знаете ли вы, как правильно отмечать этот праздник?
4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.
- Приближается самый большой праздник христиан - Пасха. Это самый великий, самый светлый и самый любимый праздник. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости. В день Святой Пасхи христиане вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа.
Православные называют этот день «праздником праздников», «торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В дословном переводе на русский язык слово «пасха» означает «переход». Это воскресение (переход) из мёртвых Иисуса Христа, это переход от тьмы к свету, это победа добра над злом.
|
Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других ветвей христианства. Похожие праздники есть и в других религиях.
А)Пасхальные обычаи и традиции.
Накануне Пасхи задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм, чтобы присутствовать на церковной службе, увидеть крестный ход, услышать церковное пение. Во время службы священники несколько раз произносят слова «Христос воскресе», на что все верующие отвечают: «Воистину воскресе». Все наполнено радостью, все озаряется светом и теплом зажженных свечей.
В течение Пасхальной недели во всех храмах разрешается любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение.
- Пасха – один из любимых и главных праздников, символизирующих победу жизни над смертью, а света над тьмой. На уроках литературного чтения мы с вами знакомились с творчеством С. Есенина. Это был один из любимых праздников С. Есенина. И на родине поэта, в Константинове, в светлое Христово Воскресенье ходили друг к другу в гости, дарили яйца и куличи.
Б)С Пасхой традиционно связано большое количество народных поверий, примет, обрядов. На Руси особо почитали пасхальные яйца, поэтому именно с пасхальными яйцами связано больше всего народных примет.
Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе.
|
Это интересно:
1) Воду, в которой варили пасхальные яйца, не выливали, а ей умывались девушки и молодые женщины, чтобы сохранить красивый цвет лица.
2) Считалось, что пасхальное яйцо, зарытое на огороде или на поле, обеспечит плодородие и богатый урожай.
3) Яйцо, спрятанное в хлеву, спасет от болезней скот, увеличит надои молока.
В) - Как вы думаете, что символизирует кулич?
Кулич — один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу — особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей — самого Христа.
В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.
Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на Его место хлеб.
Итог урока. Рефлексия.
Говорят, что Пасху раньше
Отмечала вся страна.
На качелях сидя, дружно
Улыбалась детвора.
Молодёжь теперь не знает,
Как же Пасху отмечать:
Яйца красить, кулич стряпать
И гостей к столу встречать.
Заглянули в старину мы-
Будто дождь омыл сердца.
И сегодня мы узнали,
Как же было всё тогда.
Подведём итог нашего урока. Составим синквейн к слову УРОК.