БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ | ||||||
Вид контроля | Тема/ форма аттестационной работы | Минимальное кол-во баллов за семестр | Максимальное кол-во баллов за семестр | |||
Контроль работы на семинарских занятиях | Развернутый ответ – 5 баллов. Активное участие в обсуждении – 2-3 балла. Дополнение – 1 балл. | |||||
Текущее тестирование (экспресс-тесты) | экспресс-тесты Тесты оцениваются по переводной шкале (1 правильный ответ – 1 балл) | |||||
Тестирование в конце лекции (блиц-тесты) | блиц-тесты Тесты оцениваются по содержанию: Приведены соответствующие заданию примеры – 2 балла. Наряду с правильными примерами есть ошибочные – 1 балл. Приведены несоответствующие заданию примеры – 0 баллов. | |||||
Промежуточная аттестация | Зачет | |||||
Итого | ||||||
Для допуска к зачету должно быть набрано не менее 30баллов. | ||||||
ВАРИАТИВная часть | ||||||
Дополнительная (вариативная) часть рейтинг-плана включает учебные задания, которые выполняются студентами по согласованию с преподавателем на вариативной основе в том случае, если в рамках базовой части рейтинговой системы не удалось накопить необходимое количество баллов для получения допуска к промежуточной аттестации. | ||||||
Дополнительный итоговый тест | По всем темам курса (30 вопросов) | |||||
Письменный анализ учебного материала | По пропущенным темам (в течение 7 дней после пропущенного семинара) | |||||
Составление глоссария или тематического словаря | В рамках религии или конфессионального направления (в зависимости от пропущенного занятия) | |||||
Письменная работа | Эссе на тему: «Мой взгляд на проблему…» | |||||
Штрафные баллы (1-2) снимаются за предоставление текста, практически дословно совпадающего с каким-либо информационным источником или с ранее присланными ответами других студентов, а также за некорректные высказывания по отношению к религиям или их представителям. | ||||||
Расчет итоговой рейтинговой оценки | ||||||
от 0 до 49 баллов от 50 до 100 баллов | «не зачтено» «зачтено» | |||||
|
Уровни рейтинговой оценки
Ответы на семинарских занятиях:
5 баллов – предоставлен полный, развернутый и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Выступление демонстрирует знание и понимание текста рекомендованных информационных источников, свободное владение тематическим категориальным аппаратом и умение логично и последовательно излагать усвоенный материал.
4 балла – ответ отражает большую часть основных идей и понятий, необходимых для раскрытия темы, но отличается непоследовательностью изложения и избыточным цитированием учебной литературы.
3 балла – ответ содержит только некоторые базовые положения обсуждаемой темы и сопровождается дополнительной информацией, имеющей косвенное отношение к поставленному вопросу.
2 балла – ответ демонстрирует фрагментарные знания учебного материала и сопровождается ошибками фактического и аналитического характера.
1 балл – ответ является кратким, но существенным дополнением к прозвучавшим выступлениям.
Штрафные санкции (-2 балла) за некорректные высказывания по отношению к религиям, конфессиям или их представителям.
|
В случае отсутствия студента на семинарском занятии по уважительной причине задание выполняется дистанционно в течение 10 дней после состоявшегося семинара и предоставляется в электронном виде в стандартном формате (doc, docx) на почту по адресу: mikhaylovalb@gmail.com В теме письма нужно указать факультет, фамилию, группу.
Дистанционная работа предполагает изучение необходимого для раскрытия темы материала и письменного изложения краткого ответа.
Работа должна представлять собой авторский текст объемом не более 10 тыс. знаков (≈ 3-4 страницы), в котором логически последовательно и стилистически цельно изложено основное содержание вопросов, вынесенных на обсуждение на семинарских занятиях. Ограничение объема вынуждает отказаться от простого копирования и компилирования информационных источников и предполагает необходимость перехода к аналитической деятельности по выявлению главного и отсеву второстепенного.
Ответы на вопросы семинаров не могут быть коллективной работой нескольких студентов. Дистанционное выполнение заданий предполагает индивидуальную, самостоятельную работу. В случае слишком близкого сходства работа будет засчитана тому студенту, кто прислал ее первым.
Ответы, практически дословно совпадающие с информационными источниками, не засчитываются.
При дистанционном выполнении задания используются следующие критерии:
3 балла – краткое самостоятельное изложение понимания темы на основании изучения рекомендованной литературы по всем вопросам, запланированным для аудиторного обсуждения.
|
2 балла – самостоятельные ответы на все вопросы семинара, с пропуском некоторых важных положений или понятий, свидетельствующих о частичном освоении темы.
1 балл – самостоятельные тексты ответов на 1-2 вопроса из плана семинара, с фрагментарным освещением темы и включением второстепенных деталей, не принципиальных для раскрытия темы.
За предоставление несамостоятельного текста, в значительной степени совпадающего с каким-либо информационным источником – штрафные санкции (- 2 балла).
Тестирование:
Тестирование с открытыми вопросами (без предлагаемых вариантов ответов) позволяет проверить базовые элементы самостоятельной подготовки по теме семинара или разделу учебной программы. Для каждой студенческой группы составляется индивидуальный вариант теста.
Правильный ответ на каждый из 10 вопросов оценивается в 1 балл.
Составление глоссария (тематического словаря):
6-8 баллов: состав словника раскрывает тему; количество терминов и объем их описаний соответствуют заданию; содержание словарных описаний показывает углубленное знание автором научного содержания темы; словарные описания носят авторский характер, оформление тезауруса соответствует всем требованиям.
3-5 баллов: структура словника позволяет раскрыть тему, но не включает некоторые важные термины; количество терминов и объем их описаний соответствуют заданию; содержание словарных описаний показывает достаточно полное знакомство автора с научным содержанием темы; словарные описания лишены существенных ошибок и неточностей, но лаконичны по содержанию, при оформлении тезауруса допущены незначительные погрешности.
1-2 балла: структура словника не позволяет раскрыть тему, отбор терминов носит случайный характер; количество терминов и объем их описаний не соответствуют заданию; при описании терминов допущены ошибки и неточности; содержание словарных описаний свидетельствует о поверхностном знакомстве автора с тематическим материалом; оформление тезауруса не соответствует требованиям.
Примерные темы эссе «Мой взгляд на проблему…»
1. Мой взгляд на религиозную проблематику в школьном образовании.
2. Что должны знать о религии школьники?
3. Что должен знать о религии школьный учитель?
4. Мое отношение к проблеме религиозного дресс-кода.
5. Мой взгляд на проблему формирования религиозной толерантности.
6. Мой взгляд на проблему определения критериев светского характера образования.
7. Мои десять заповедей.
8. Мой взгляд на проблему взаимоотношения религии и общества.
9. Какой должна быть современная церковь?
10. Мой взгляд на традиции религиозного воспитания в семье.
11. Мой взгляд на роль религии в этнонациональных и политических конфликтах.
12. Мой взгляд на проблему демаркации религии и терроризма.
13. Мой взгляд на проблему «религия и Интернет».
Критерием оценивания эссе является наличие ясно сформулированной авторской позиции, подкрепленной аргументами и демонстрирующей знание материала, необходимого для формирования осознанного отношения к проблеме.
Оценка за эссе складывается из двух групп показателей: Первая (1) группа характеризует постановку проблемы, степень и формы ее раскрытия. Вторая (2) группа характеризует степень отражения в эссе точки зрения автора, проявления личностной позиции при характеристике проблемы с опорой на фактический материал, теоретические знания и исследовательские оценки.
8-10 баллов: проблема поставлена и раскрыта логично и грамотно; выводы аргументированы; точка зрения автора эссе проявляется на протяжении всего произведения (1); авторская позиция опирается на знания и факты; авторская позиция корректна (2).
7-8 баллов: проблема поставлена грамотно и раскрыта логично; выводы аргументированы (1); авторская позиция корректна, однако, точка зрения самого автора выражена лишь в отдельных фрагментах эссе (2).
4-6 баллов: проблема понята автором, но раскрыта не в полной мере; выводы сделаны, но недостаточно аргументированы (1); точка зрения автора эссе выражена фрагментарно (2).
1-3 балла: проблема понята автором, но раскрыта лишь частично; выводы сделаны, но не обоснованы (1); Эссе содержит логические или фактические ошибки, точка зрения автора проявляется лишь в отдельных фрагментах эссе, но авторская позиция в основном корректна (2).
За предоставление несамостоятельного текста, практически полностью совпадающего с каким-либо информационным источником – штрафные санкции (- 2 балла).
Примерные вопросы к зачету:
- Основные подходы к сравнительному анализу религий.
- Религия как особый тип мировоззрения.
- Специфика религиозной веры.
- Структурные элементы религии.
- Типология личностного отношения к религии.
- Религия как символическая система: сакральное и профанное.
- Религия и наука.
- Проблема типологизации религий.
- Ранние формы религиозных верований.
- Специфика этно-национальных религий.
- Религии Индии: индуизм и джайнизм.
- Индуизм и буддизм: общее и особенное.
- Религии Китая: конфуцианство и даосизм.
- Религия древнего Ирана: зороастризм.
- Иудаизм: специфика вероучения и культа.
- Специфика мировых религий.
- Буддизм как особая форма религиозного сознания.
- Ветхий Завет: структура и основные идеи.
- Ветхозаветные представления о сотворении мира и человека.
- Библейская концепция истории.
- Библейская антропология.
- Декалог: моральные нормы в древнееврейском обществе и их отражение в Ветхом Завете.
- Новый Завет: структура и основные идеи.
- Отражение раннехристианских идей в Апокалипсисе.
- Канонические евангелия: основные идеи.
- Основные принципы новозаветной морали.
- Становление общехристианской догматики и разделение церквей.
- Православие: догматика, культ, организация.
- Русское православие: история и современность.
- Социальная концепция Русской православной церкви.
- Католицизм: особенности вероучения, культа и церковной организации.
- Православие и католицизм: сравнительный анализ.
- Протестантизм: особенности вероучения и культа.
- Основные направления протестантизма.
- Ислам: специфика вероучения и культа.
- Коран как основной источник вероучения в исламе.
- Шариат: «право Аллаха» и «право Адама».
- Основные направления ислама.
- Церковь и секта.
- Экуменизм: перспективы межконфессионального диалога.
41. Новые религиозные движения (НРД): причины возникновения и принципы типологизации.
42. Проблема религиозной толерантности в современном мире.
43. Законы Российской Федерации о правах верующих и неверующих.
44. Основные тенденции эволюции религии в современном мире.
45. Знания о религии в системе светского образования.