КАДЫШЕВ СЕМЁН ПРОКОПЬЕВИЧ




Год хакасского

Героического эпоса

Библиографическая памятка

 

с.Усть-Бюр, 2021

ББК 91.9

Г 59

 

Год хакасского эпоса: библиографическая памятка / составитель Н.Н. Чешуина; редактор Г.Л. Харитоненко. – Усть-Бюр. – 2021. – С. 12. – Текст: непосредственный.

Предисловие

2021 год в республике Хакасия объявлен Годом хакасского эпоса.

«Эпос» происходит от греческого «epos» и означает «слово, речь, рассказ». К эпическим жанрам относятся эпическая поэзия, баллады, былины, сказания.

Героические сказания хакасов называются «алыптыхнымах» или «чалых нымах». Их объем составляет от 1,5 тыс. до 30 тыс. и более стихотворных строк. Эпос традиционно исполняется горловым пением под аккомпанемент чатхана и перемежается простым повествованием. В центре сказания всегда находится героический образ богатыря или богатырши, которые защищают свою родную землю и народ от посягательств ханов-завоевателей и мифических чудовищ.

Благодаря героическому эпосу хакасский народ сумел сохранить свое этническое самоназвание, самобытную культуру, национальный язык, традиционный образ жизни, исконные нравственные нормы и обычаи.

Главными событиями 2021 года станут XI Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан» и Тун пайрам. Впервые в республике пройдет Международный симпозиум хакасского эпоса. Запланированы циклы научных экспедиций, полевых семинаров, спектакли на основе хакасского эпоса, книжные выставки, творческие встречи с писателями, вечера памяти мастеров-сказителей. Гастрольный тур по республике проведет фольклорный ансамбль «Ульгер».

Республика Хакасия стала десятым субъектом России, в котором разработана нормативно-правовая база ведения каталога объектов нематериального культурного наследия. В этот каталог уже включены женское нагрудное украшение «Пого», хакасская традиционная вышивка и тахпах (жанр хакасского песенного фольклора). В 2021 году планируется включить в него и хакасский героический эпос.

 

Алыптыгнымах

Алыптыгнымах (хак. богатырское сказание) — жанр героического эпоса у хакасов.

Может содержать до 30 тысяч стихотворных строк. В алыптыгнымахе редко повествуется об одном-двух героях, а большей частью о трех поколениях богатырей, защищающих свою семью, род, народ и скот собственного владения и страдавших от врагов-завоевателей народов и стран. Сначала часто рисуется мирная счастливая жизнь семьи хана-богатыря, обладателя богатств в виде многочисленного подвластного народа и скота. Мир внезапно нарушается из-за нашествия врага. Традиционно война изображается как поединки противников, облаченных в Воинские доспехи. Бьются воины и по нескольку пар. Дружина светлых сил борется с дружиной темных. Схватки и борьба длятся 6-12 дней и от 12 лет до 30-40. Поединки ведутся физической силой рук, с мощью традиционных богатырских, воинских приемов. Богатыри также владеют и при необходимости пользуются стрелами, мечами, саблями, копьями. Войско может быть представлено как фон («как лес стоят копья»).

Многие алыптыгнымахи сложны по композиции. Одноплановость в одних сменяется многоплановостью, в других, разрозненность сюжетов и образов переходит в отчетливую циклизацию. Этим выделяются «Алтын-Арыг», «Ай-Хуучин» и др., в которых ханам служат профессиональные воины-богатыри, защищающие и частное владение, и весь подсолнечный мир.

Алыптыгнымах имеет зачин и концовку, то есть пространственно-временное обрамление рамкой. Вначале действовал герой-дед, в конце — герой-внук. Порушенная при жизни деда жизнь владения-«чурта» восстановлена в своей мощи внуком (внучкой). Такое обрамление утверждает идею: добро всегда побеждает зло, герои-алыпы сильнее захватчиков-грабителей. Алыптыгнымахи исполнялись сказителями (хайджи) в длинные зимние ночи в кругу собравшихся в доме слушателей. Исполнялись в тайге на отдыхе охотников у костра, у мельницы, где люди ночевали, ожидая помола зерна, а также в семьях, где готовились к похоронам усопшего и в поминальные ночи. В народе большим уважением и почитанием славились сказители Матвей Балахчин, Петр Курбижеков, Семен Кадышев, Макар Добров, Павел Тоданов, Константин Бастаев и мн.др.

Классической формой импровизационного повествования — исполнения сказания является хай под аккомпанемент хомыса или чатхана в сочетании с речитативной декламацией. Сказительское искусство считалось занятием сугубо мужским. Женщинам запрещалось петь хай’ем, поэтому они исполняли только речитативной декламацией, что называли — сказывать «пешим» образом.

Эпическое повествование — декламация появилась значительно раньше, чем хай и инструментально-музыкальный аккомпанемент. У разных народов, в том числе у тюркских, до сих пор эпос исполняется без инструментального сопровождения («Манас» у киргизов, олонхо у якутов).

Творчество знаменитых мастеров-сказителей

КАДЫШЕВ СЕМЁН ПРОКОПЬЕВИЧ

(14 сентября 1885, аалТарчи, Кызыльской степной управы, Ачинского уезда, Енисейской губернии — 30 июня 1977) — хакасскийхайджи-нымахчи, мастер исполнения героических сказаний — алыптыгнымах 'ов, сказитель, чатханист, тахпахчи, член Союза писателей СССР (1954).

Из всех многочисленных сказителей Хакасии имел самую громкую славу. Его репертуар содержал 31 алыптыгнымаха, из них 21 записан. Изданы «Албынжы», «Алып-хан» (1951), «Кен-Тёше» (1958), «Алтын-Арыг», «Хан-Кичегей », «Ай-Хуучин » (1958), «Ах-Чибек-Арыг» (1968), «Кёк Хан» (1974) и др. Некоторые издавались по нескольку раз. На районных и областных состязаниях сказителей 50-70-х гг. XX века С. П. Кадышев получал дипломы лауреата, призы и другие награды. Приглашался для исполнения импровизаций на научные конференции. В исполнении С. П. Кадышева записаны многочисленные произведения разных фольклорных жанров.

«Албынжи» — хакасский героический эпос.

АЛБЫНЖИ: Хакасские героические сказание / Сказитель С. П. Кадышев; Литературный перевод И. Кычакова; Предисловие В. Доможакова; Художник А. Новоселова. - Абакан: Хакасское областное государственное издательство, 1951. - 112 с: ил.

Зарождаться земля начинала тогда, Медь начинала твердеть тогда, Русла в горах пробивали ручьи, Звезды небес загорались в ночи, Деревья корнями за землю брались, Верхушки свои устремляя ввысь.

Но выше всех гор в этом месте был Могучий красавец Кирим-тасхыл. От подножья тасхыла, покинув юг, Мчался на север Хан-Харасуг,

Хан-Харасуг — звонкий ручей, Приютил ты много хороших людей, Напоил ты немало степных табунов, Хан-Харасуг — сын земных пластов, Разгульная сила в твоих волнах, Счастливая жизнь на твоих берегах.

Эпос «Албынжи» оригинален как по своей форме, так и по содержанию. В отличие от древних художественных памятников других тюркоязычных народов Сибири и Средней Азии, В этом эпосе нет героизации воинских походов. Наоборот, «Албынжи», как это можно видеть и в других хакасских народных сказаниях, подчеркнуто утверждает, что жажда походов свидетельствует о дурном стремлении батыра похвастаться бесполезным удальством.

В сказании главным героем является смелый, чистый душою, глубоко любящий свой народ Албынжи — сын богатыря Хулатая. С малых лет он испытал страдания и лишения. Бедняк, не имеющий даже имени, он в поисках народного счастья сумел у чудовищной рыбы Кир-палых выведать тайну волшебного посоха и шарика. Но подосланные врагом простого народа Юзут-Арх—Хара-Нинжи и Очы-Сарх выкрали посох и шарик из юрты Албынжи. В сказании говорится о битве Албынжи и его друзей с ужасным страшилищемЮзут-Арх. В неравном бою смелый Албьнжи погибает, но сестра Хулатая, самая умная девушка Чарых-Кеек воскрешает Албынжи и его друзей. Сказание завершается победой Албынжи над чёрной силой и ликованием освобожденного народа.

АЛЬБИНА ВАСИЛЬЕВНА КУРБИЖЕКОВА

Прозаик, поэт, тахпахчи, переводчик, член Союза писателей России (1991), лауреат литературной премии Главы Республик Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия имени Моисея Баинова (2016), обладатель почетного звания «Народный мастер (Чон Узы) Республики Хакасия» (2021), с апреля 2012 года – секретарь Правления Союза писателей Хакасии, с августа 2015 года является Председателем Правления Хакасской региональной общественной творческой организации «Союз писателей Хакасии».

Курбижекова Альбина Васильевна родилась 8 апреля 1951 года в Наааал – с. Устинкино Орджоникидзевского р-на, Хакасской автономной области. Профессионально литературным творчеством Альбина Васильевна занимается более 27 лет. Стихи начала писать с 17 лет, а с 1990 года стали появляться публикации в газетах «Ленин чолы», «Хакас чирi», в журналах «Ах тасхыл», «Абакан», «Тигiрхуры», «Инесай», издано пять книг. Особенно большой интерес читателей вызвали: «Тахпахи – мои цвета радуги» (2006 г.), «СибенАрығ» (2011), «Похта Крис» (2016 г.).

Важнейшей составляющей творческой, культурной и общественной деятельности Альбины Васильевны является ее многолетняя, активная работа по пропаганде хакасского народного творчества и древних народных обрядовых традиций. Она непременный участник и член жюри многих национальных и литературных конкурсов, олимпиад, фестивалей, ее мастер-классы по сложению тахпаха имеют большую популярность и востребованы в широких кругах почитателей.

В 2000 году она основала республиканский клуб «Тахпахчи» объединивший ценителей и носителей хакасского фольклора, организовала выезды по аалам для проведения Ночей героического эпоса.

Будучи первым директором «Музея-заповедника «Сулеки» Альбина Васильевна в течение года собрала более 160 экспонатов – предметов истории, быта хакасского народа, оборудовала музейные юрты.

За особые заслуги и значительный вклад в развитие литературного творчества Республики Хакасия и за плодотворную общественную деятельность Альбина Васильевна награждена Почетной грамотой Союза писателей России (2009), Почетной грамотой (2009) и благодарственными письмами Министерства культуры Республики Хакасия (2012, 2016, 2017), медалью «К 300-летию присоединения Хакасии к России», на ХХII Республиканском фестивале носителей традиционного хакасского музыкального творчества получила гран-при в номинации «Айтыс» (2011), орденом Республиканского совета старейшин родов хакасского народа «Гордость рода» (2016), Почётной грамотой Правительства Республики Хакасия (2018), Благодарственным письмом Верховного Совета Республики Хакасия (2019).

 

Героический эпос «СибенАрығ»

Курбижекова, А. В. ПохтаКіріс (Похта Крис): героическое сказание на хакасском языке / А.В. Курбижекова. –Абакан. - Союз писателей Хакасии. – 2016. – С. 138. - ISBN: 978-5-902514-84-8. – Текст: непосредственный.

В данную книгу внесен уникальный вариант легенды «Похта Криса», записанный от Альбины Васильевны Курбижековой на хакасском и русском языках.

Повествование об этом герое носит, однако, характер предания, со сказочными чертами, где девушка Огана-Арыг ради воскрешения своего брата Похта Криса, погибшего в неравной схватке с иноземными завоевателями, вынуждена была согласиться выйти замуж за богатыря-Невидимку, обещавшего помочь ей. Но когда Похта Крис воскрес, ОганаАрыг, не желая выходить замуж за привидение, съела оставшуюся волшебную траву, которой воскресила брата, превратилась в серую Зайчиху. Теперь ей пришлось жить в лесу среди диких зверей и в таком образе скитаться в страданиях.

Алтын Хан Хыс

Героические сказания хакасов называются «алыпты ғнымах» или «чалы нымах », т. е. «сказания о воинских подвигах богатырей». Их объем составляет от 1,5 тыс. до 30 тыс. и более стих. строк. Традиционная форма исполнения – горловое пение (хай) в сочетании с речитативной декламацией под аккомпанемент щипковых народных инструментов:хомыса или чатхана. В процессе многовекового развития героического сказания обрастали новыми мотивами, сюжетами, о чем свидетельствует их тематическое богатство.

 

Поэма «Хан Мирген»

Субраков, Р.Н. Богатырское сказание. Хан Мирген: записано от А. В. Курбижековой. - Абакан: Хакасское издательство, 1992. - 208с. - (На хакас.яз.). – Текст: непосредственный.

Поэма «Хан Мирген» полтора тысячелетия передавалась из уст в уста и лишь в XX веке ее перенесли на бумагу от народной сказительницы Анны Курбижековой. В древнем мире все время льется кровь, хакасский правитель Хан Мирген беспрестанно воюет с уйгурами. По законам степи его дети должны идти на войну в первых рядах, но так случается, что сын Крис покинул поле боя, как выясняется потом, не из-за трусости. И все же, согласно все тем же древним законам, отец должен его казнить.

АхЧiбекАрығ

Ах ЧiбекАрығ: богатырское сказание = Ах ЧiбекАрығ: алыптығнымах / сказитель С.П. Кадышев, записала и обработала Т.Г. Тачеева; художники: В. Тодыков, В. Свалов. – Абакан: Красноярское книжное издательство, Хакасское отделение, 1968. – 180 с. – Текст: электронный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: