Организация географической площадки




Независимо от характера окружающей местности участок для географической площадки должен быть ровным, открытым, удаленнымот строений, деревьев и других препятствий на расстояние не менее 10-кратной их высоты и не ближе чем в 100 м от больших водоемов. От значительных по протяжённости препятствий (лесов, больших групп построек и т.п.) площадка должна быть удалена на расстояние не меньше 20-кратной высоты этих препятствий.

В то же время следуетизбегать чрезмерно открытых мест, где возможны завышения скорости ветра. Нельзя размещать площадку вблизи глубоких оврагов, обрывов и других резких изломов рельефа.

Стандартная площадка имеет форму квадрата размерами до26x26 м и ориентируется так, чтобы ее стороны были направлены с севера на юг и с востока на запад. Если объем наблюдений небольшой, размер площадки может быть уменьшен до 20x16 м, при этом длинная сторона прямоугольника направляется с севера на юг. Минимальный размер – 10x10 м.

Для сохранения поверхности географической площадки в естественном состоянии на площадке прокладываются специальные дорожки которые должны обеспечивать подход к психрометрической будке, а также к почвенным термометрам с северной стороны, к гелиографу - с юга.

Ширина дорожек должна быть не менее 0,4 м. Рекомендуется покрывать дорожки утрамбованным песком или мелким щебнем. Запрещаются асфальтовые и бетонные покрытия дорожек.

Площадка должна быть огорожена для сохранения естественной поверхности площадки, а также для сохранности установленного на ней оборудования. Ограда должна обеспечивать хорошую естественную вентиляцию любого места на площадке, а зимой не способствовать образованию сугробов. Рекомендуется стандартная ограда из проволочной сетки с ячейками размером 10 X 10 см, натянутой на металлические рамы. Рамы укрепляются на металлических трубах либо железобетонных или деревянных столбах высотой 1,2-1,5 м над поверхностью земли.

Запрещается применять сплошные или плотные ограды (из широких досок, даже установленных с промежутками, земляной вал, насаждение кустов вокруг площадки и т. д.), препятствующие свободному обмену воздуха и способствующие накоплению снега на географической площадке. Калитка для прохода на площадку устанавливается с северной стороны ограды; допускается установка с восточной или западной стороны и она должна запираться.

Приборы и оборудование размещают так, чтобы они не влияли на показания соседних установок. Поэтому на площадке приборы и оборудование устанавливают обычно в четыре линии с севера на юг примерно в шахматном порядке на расстоянии 4-6 м друг от друга и в соответствии с планом.

В психрометрическую будку ставятся приборы на специальной подставке. На той же площадке ближе к одному из углов вкапывается столб и на нем укрепляется таган для осадкомера, а к последнему прикрепляется защита Нифера и осадкомерный сосуд (его верхний край должен возвышаться над поверхностью почвы на 2 м). Ближе к другому углу площадки помещается второй (высокий) столб с установленным на нем флюгером Вильда. Третий угол площадки отводится для напочвенных и почвенных термометров. Ближе к четвертому углу площадки вбивают в почву колышек, к которому шурупами прикрепляют снегомерную рейку.

На площадке можно сосредоточить самодельные модели разных географических объектов. Сами учащиеся могут построить модели гидрографических объектов: озера, залива, пролива, реки посредством постройки соответствующих углублений и заполнения их водой. Песок может служить материалом для создания моделей рельефных форм: равнины, холма, горы, оврага. Можно создавать модели островов и полуостровов, пологого и обрывистого берега реки; на искусственной схеме реки показать исток, русло, устье и притоки. Особенно важны упражнения обучающихся по созданию рельефных форм своей местности.

На площадке устанавливаются:

1.Забор-измеритель с дорожкой — предназначен для определения длины шага, выработки глазомера, измерения расстояний различными способами. Для этого используют ограждение площадки, вдоль которого устанавливают разметки 0; 5; 10 (можно 20) м, после чего внешнюю сторону ограды окрашивают (через 1 м) в контрастные цвета. Дорожку шириной 100 см прокладывают вдоль внешней стороны ограды. Необходимо предусмотреть наклон дорожки (примерно 1—2°) от ограды для стока талых и дождевых вод, а поверхность посыпать песком или мелкобитой кирпичной крошкой.

2.Гномон используют для определения истинного меридиана. Он представляет собой доску размером 400х300х30 мм, окрашенную в белый цвет. Короткие стороны доски направлены с севера на юг. У каждого края доски на одинаковом расстоянии от западного и восточного ребер вертикально укрепляют металлический стержень высотой 80 мм. Южный сектор расчерчен концентрическими полуокружностями с центром у основания стержня и отстоящими одна от другой на расстоянии 10 мм (рис. 47).

Прибор укрепляют горизонтально на столбике высотой 1200 мм. Используют гномон как демонстрационный прибор для практического определения суточной кульминации солнца, полудня, полуденной линии, направления истинного меридиана, основных и промежуточных сторон горизонта.

Модели местного меридиана и параллели устанавливают над гномоном так, чтобы направление меридиана совпадало с направлением полуденной линии, а параллель пересекала меридиан посредине под прямым углом (рис. 48). Модель проста по конструкции, и изготавливают ее в порядке самооборудования.

На площадке прочерчивают вспомогательную окружность радиусом 2000 мм с центром в месте установки гномона, на которой определяют точки основных сторон горизонта. В этих точках устанавливают столбы высотой 2000 мм и диаметром 150 мм. Между вершинами столбов натягивают проволоку диаметром 2—3 мм, а на столбах укрепляют таблички С, 3, Ю, В. Столбы окрашивают в белый, проволоку — в синий или черный цвет для создания ассоциаций с параллелями и меридианами, изображенными на географических картах. На проволоках вывешивают таблички с указанием долготы (по меридиану) и широты (по параллели). Модель используют в начальном курсе физической географии для демонстрации направления местного меридиана и параллели.

3.Румбическое кольцо используют при изучении сторон горизонта. Деревянный круг диаметром 250 мм окрашивают белой масляной краской или на его лицевую поверхность набивают дюралюминиевый диск. К центру лицевой стороны круга прикрепляют указатели 16 направлений на основные и промежуточные стороны горизонта, изготовленные из трех пластинок, окрашенных в три темных цвета (красный, коричневый, черный). По периферии круга подписывают 8 основных и промежуточных сторон горизонта — С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, 3, СЗ.

Для более точного определения на местности в центре круга подвижно укрепляют визирную линейку, заменяющую алидаду. Прибор устанавливают на столб-подставку, и учащиеся упражняются в определении сторон горизонта и направлений на предметы перед выполнением практической работы на местности.

4.Астролябия включена в состав обязательного учебного оборудования. Прибор состоит из лимба, уровня, алидады с диоптрами, компаса и оснащен приспособлением для крепления к штативу. Используется в процессе формирования понятий об азимуте и для выполнения практических работ по ориентированию на местности и съемке плана. На географической площадке астролябию устанавливают в горизонтальном положении на столб-подставку.

Астрономическое оборудование:

5.Указатель Полярной звезды — прибор для определения местоположения Северного полюса. Определение направления на Полярную звезду осуществляется учащимися во время выполнения ими практической работы по местности. Конструкция устроена так: в землю вкапывают столб высотой 1400 мм, диаметром 300 мм. К верхней части столба прикрепляют углоизмерительный инструмент и шест-указатель. Шест-указатель изготовляют из деревянной рейки длиной 2500—3000 мм, шириной 50—100 мм, толщиной 30 мм. На концах шеста устанавливают простейшие диоптры (рис. 49). Линия горизонта и направление на Полярную звезду указываются на самом приспособлении.

6.Вертикальный угломер применяют для определения угловых величин вертикально расположенных объектов и полуденной высоты солнца над горизонтом. Используется на уроках и во внеклассной работе. Прибор состоит из фиксатора линии горизонта, прицельной трубки с диоптрами и экранчиком, шкалы-полукруга, градуированной от 0 до 90° (рис. 50).

При выполнении работ на площадке прибор устанавливают на столб-подставку, а трубку направляют в сторону солнца. Угол полуденной высоты солнца над горизонтом отсчитывают при прохождении солнечного луча через трубку угломера.

При определении угловых размеров объектов, расположенных на местности, визирование осуществляется через диоптры.

7.Солнечные часы экваториальные — прибор для определения истинного времени. Для устройства часов необходимы две доски (400х400 мм), окрашенные белой краской. На одной поверхности доски вычерчивают окружность-циферблат и разбивают ее на восемь равных частей. Затем в центре окружности циферблата устанавливают штифтик высотой 100 мм, обозначают деления от 0 до 21 ч, скрепляют доски под углом 90° минус широта места (рис. 51).

Часы устанавливают на столб-опору высотой 1000—1200 мм, нижнюю доску крепят горизонтально, чтобы полуденная тень от штифтика совпадала с цифрой 12 на циферблате.

8.Солнечные часы горизонтальные также просты по устройству и могут быть изготовлены в школе. Для этого на доске размером 400х200 мм прочерчивают линию, соединяющую середины коротких сторон. Отступив от края доски на 50 мм, укрепляют треугольник, основание которого не должно превышать 'Д ширины доски. Угол треугольника, обращенный к ближнему краю доски (на юг), должен иметь величину, равную широте данного места. После установки треугольника доску окрашивают белой краской и размечают циферблат. Для этого прочерчивают полуокружность с центром у вершины треугольника. Продолжив основание треугольника до пересечения с полуокружностью, находят отметку 12 ч. Затем, проведя линию, перпендикулярную основанию треугольника, определяют точки, соответствующие 6 и 18 ч.

Готовый прибор устанавливают на столб-подставку в горизонтальном положении и находят остальные деления часового циферблата. Их наносят путем наблюдения за передвижением тени от треугольника, пользуясь при этом показаниями обычных часов, поставленных по местному времени (рис. 52).

При установке часы ориентируют так, чтобы полуденная тень от треугольника совпала с цифрой 12. Горизонтальными часами можно пользоваться в течение всего года.

На площадке целесообразно установить репер. Для этого в землю монтируют малый бетонный блок, поверхность его окрашивают в белый цвет и обозначают высоту места площадки над уровнем моря.

Метеорологическое оборудование:

9.Метеорологическая будка служит для размещения метеоприборов. На площадке может быть установлена метеобудка, выпускаемая для гидрометеослужбы или изготовленная в школе.

В самодельной метеорологической будке выделяют камеру размером 500х500х700 мм, внутри которой находится штатив для размещения приборов. Боковые стенки будки выполняют как жалюзи. Метеобудку устанавливают на подставке на высоте 2000 мм от земли.

Внутри камеры метеобудки размещают приборы: гигрометр волосной МВ-1, термометры максимальный и минимальный. Перечисленные приборы включены в перечни оборудования, обязательного в преподавании географии. Для того чтобы во время снятия показаний на приборы не падал прямой солнечный свет, дверцу будки ориентируют на север. Поверхность будки окрашивают в белый цвет, увеличивающий альбедо. Устанавливают будку так, чтобы в течение дня на нее не падала тень от деревьев, зданий, других объектов, расположенных вблизи площадки.

10 Осадкомер необходим для определения количества осадков. В настоящее время в школах пользуются осадкомером Третьякова. Основные части осадкомера — это цилиндрический бачок, таган, защита осадкомера, состоящая из металлических пластин, и измерительный стакан. Осадкомер крепится к деревянному или металлическому столбу шестью глухарями. При этом верхняя кромка бачка и защиты должны располагаться строго горизонтально на высоте 2 м от поверхности земли. При установке осадкомера необходимо избегать таких мест, в которых образуется вихревое или вертикальное движение воздуха, капель с крыш или деревьев и т. д

11.Снегомерной рейкой определяют мощность снежного покрова. В практике работы школ применяют рейки стационарные и переносные. Стационарную рейку крепят к колу или столбику, установленному на площадке. При этом нулевое деление рейки должно находиться на уровне земли.

12.Снегомер-плотномер служит для определения плотности снега и запаса воды в нем. Он состоит из полиэтиленового ведра емкостью 8 л, снегомерного цилиндра с нанесенными делениями от 0 до 50 см, мерного стакана объемом 500 см3 с делениями по 5 см3, линейки металлической высотой 160 см для измерения толщины снежного покрова.

Из приведенного списка многие приборы и приспособления выпускает для школ промышленность, остальные учителя должны изготавливать в порядке самооборудования.

Вывод: Работы на географической площадке способствуют формированию у учащихся представлений, конкретизируют их знания, вырабатывают практические умения и навыки, знакомят с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания. Материалы, полученные в результате работ на географической площадке, служат важным средством улучшения краеведческой работы, источником пополнения географической экспозиции школьного краеведческого музея. Таким образом, работа на географической площадке является потребностью школы, вытекающей из сущности учебного процесса и содержания школьного курса географии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: