8.1. Металлические опоры и конструкции крепления контактной сети и BЛ напряжением выше 1000 В на железобетонных и деревянных опорах должны быть заземлены на тяговую рельсовую сеть.
8.2. Заземление опор выполняют индивидуальным или групповым с присоединением заземляющих спусков к тяговым рельсам или средним выводам путевых (дополнительных или специальных) дроссель трансформаторов с соблюдением требований п. 2.3 инструкции ЦЭ-191.
8.3. Максимальная длина провода группового заземления на участках постоянного тока не должна превышать при Т-образной схеме подключения 1200 м (2х600) для железобетонных и 600 м (2x300 металлических опор, а при Г-образной схеме соответственно 600 и 300 М. Если при этом среди железобетонных опор есть опоры с оттяжками, имеющими изоляцию на высоте ниже 2,5 м, расстояние от них до точки присоединения группового заземлений к рельсам не должно превышать 300 м.
При переменном токе максимальная длина провода группового заземления независимо от типа опор для Т-обратной схемы составляет 400 м (2x200), для Г-образной схемы -200 м. Для групп чередующихся металлических и железобетонных опор наибольшую длину провода группового заземления определяют как для металлических опор. Во всех конкретных случаях при выборе длины провода группового заземления следует руководствоваться требованиям п.2.1.1. инструкции ЦЭ-191.
8.4. Конструктивное выполнение индивидуальных и групповых заземлений опор должно соответствовать требованиям гл. 4 Инструкции ЦЭ-191.
8.5. На электрифицированных участках переменного тока заземляют:
а) наглухо (см. табл. 24, схема I Инструкции ЦЭ-191):
- опорам, расположенные в общедоступных местах (см. п. 2.2.4 Инструкции ЦЭ-191);
|
- если при этом опоры имеют меньшее сопротивление заземления, чем допускается по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1 Инструкции ЦЭ-191), то на таких опорах следует устанавливать дополнительные изолирующие элементы для изоляции опор от анкерных болтов фундаментом (см. табл. 2.4, схема II Инструкции ЦЭ-191) или для изоляции заземляемых конструкций крепления контактной сети и заземляющих проводов от опоры (см табл. 2.4, схема V Инструкции ЦЭ-191);
- все остальные опоры при индивидуальном или групповом заземлении, имеющие сопротивление заземления выше допустимых по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1 Инструкции ЦЭ-191).
б) через искровые промежутки (см. табл. 2.4, схема III Инструкции ЦЭ-191):
- опоры при индивидуальном и групповом заземлении, имеющие сопротивление заземления ниже допустимого по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1 Инструкции ЦЭ-191).
8.6. На участках постоянного тока заземляют:
а) наглухо (см. табл. 2.4, схема 1 Инструкции ЦЭ-191):
опоры при индивидуальном заземлении, с сопротивлением цепи заземления не менее 10 000 Ом, которое обеспечивается установкой изолирующих втулок в отверстия для закладных деталей и прокладок под хомуты;
б) через искровые промежутки - при индивидуальном заземлении опор имеющих сопротивление заземления ниже 10 000 Ом, а также при групповом заземлении в катодных зонах потенциалов рельсов (см. табл. 2.4, схема III Инструкции ЦЭ-191);
в) через диодные заземлители - при групповом заземлении опор в анодных и знакопеременных зонах (см. табл. 2.4, схема III Инструкции ЦЭ-191);
г) через диодно-искровые заземлители - независимо от зоны потенциалов рельсов при групповом заземлении опор, имеющих сопротивление ниже допустимых по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1 Инструкции ЦЭ-191).
|
8.7. Места присоединения спусков групповых заземлений с диодными и диодно-искровыми заземлителями к рельсам должны быть удалены от мест присоединения к рельсам разрядников контактной сети не менее чем на 100 м.
8.8. Ригельные опоры и опоры гибких поперечин при неизолированных поперечном и верхнем фиксирующих тросах заземляют только с одной стороны. Если на опоре гибкой поперечины имеется разрядник, заземление устанавливают со стороны этой опоры. При изолированных гибких поперечинах заземляют обе опоры.
Порядок действия работников на станциях, оборудованных устройствами электрического контроля свободности путей и стрелочных участков, по обеспечению безопасности движения поездов, в период снегопада, гололеда, при выгрузке балласта, очистке путей машинами и других случаях.
В целях предупреждения случаев потери шунтовой чувствительности рельсовых цепей, а так же принимая во внимание, что содержание в чистоте поверхностей головок рельсов является основным условием шунтирования рельсовых цепей при занятии их подвижным составом, на дороге устанавливается следующий порядок:
9.1. Контроль за чистотой поверхности головок рельсов на путях, оборудованных рельсовыми цепями, должны осуществлять: электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки при выполнении графика технологического процесса, в соответствии с п.п. 3.1.- 3.3. инструкции ОАО «РЖД» ЦШ-720-09; дорожные мастера и бригадиры пути - при осмотре пути на околотках; комиссии, возглавляемые начальником станции или его заместителем – при проведении месячных комиссионных осмотров содержания стрелочных переводов, путей, устройств сигнализации, централизации и блокировки и связи.
|
9.2. При обнаружении на головках рельсов слоя ржавчины, песка, балласта, льда, мазута, напрессованного снега, работник, проводивший проверку, обязан сделать запись в журнале осмотра формы ДУ-46 о необходимости очистки или обкатки рельсов, а также обязательной проверки дежурным по станции перед приемом (отправлением) поездов и маневровой работой фактической свободности пути или стрелочного участка, порядком, установленным техническо-распорядительным актом станции, Приложением №13 к ИДП, инструкцией ЦШ-530-11. Содержание записи дежурный по станции обязан передать диспетчерам дистанции СЦБ и пути, причастным работникам (бригадиру пути, дорожному мастеру, электромеханику СЦБ при нахождении их на станции, начальнику станции). Работникам пути принять меры по очистке головок рельсов от слоя ржавчины, песка, балласта, льда, мазута, напрессованного снега. Дежурному по станции принять меры по обкатке путей и стрелочных участков в соответствии с записью в журнале осмотра формы ДУ-46. На промежуточных станциях ДСП обязан сообщить ДНЦ о необходимости обкатки участка, пути. Электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки обязан выключить из зависимости указанные стрелочные участки и пути.
9.3. Очистку головок рельсов на станциях и перегонах, оборудованных рельсовыми цепями, от щебня, песка, шлака, мусора, мазута и других материалов, а также от гололеда и снега в процессе содержания производят работники дистанций пути. В местах смены локомотивов очистку пути от мазута осуществляется силами локомотивного депо.
9.4. При работе на станции снегоуборочных и щебнеочистительных машин, а также автодрезин и мотовозов, дежурный по станции обязан внимательно следить за их продвижением по светосхеме табло или мониторе.
9.5. Запрещается на приемо-отправочных путях, оборудованных рельсовыми цепями, оставлять одиночные вагоны, дрезины и локомотивы. Если невозможно избежать оставления на пути одиночных вагонов или локомотивов, дежурный по станции обязан поставить стрелки, ведущие на этот путь, в «охранное» положение, а на станциях оборудованных электрической централизацией, кроме того, навесить на рукоятки колпачки красного цвета. При оставлении дрезины на приемо-отправочных путях, оборудованных рельсовыми цепями, навесить предупреждающие таблички «Дрезина».
Колпачки и таблички могут быть сняты с пульта управления (выносного табло) только после того, как дежурный по станции убедится в свободности пути от вагона, дрезины или локомотива.
9.6. Машинистам одиночно следующих локомотивов, как правило, не разрешается применять песочницу при остановке на станциях. В случае остановки одиночных локомотивов с применением песка на путях и стрелочных секциях станций, оборудованных изоляцией, а также перегонах, имеющих автоблокировку и рельсовые цепи переездной сигнализации, машинист обязан принимать немедленные меры к передвижению локомотива на место, очищенное от песка с соблюдением условий безопасности движения. Особое внимание обращать на состояние рельсов при остановке одиночных электровозов, на которых при пользовании песочницами песок подается под все колесные пары. В случае необходимости подачи песка под колесные пары при проходе локомотивов избегать попадания песка на стрелки. Начальникам депо инструктировать машинистов локомотивов, что наличие песка на головках рельсов исключает шунтирование рельсовой цепи скатами локомотивов.
9.7. Если по условиям работы в указанных случаях необходимо применить песочницу, машинист обязан доложить дежурному по станции по радио или громкоговорящей связи или поездному диспетчеру при нахождении станции на диспетчерском управлении о применении песочницы. Дежурный по станции (диспетчер поездной) извещает работников дистанции пути о необходимости очистки головок рельсов от песка, а до очистки, при приеме поездов поступает так, как изложено в пункте 9.9. настоящей инструкции.
9.8. В парках приема станций с изоляцией путей, с которых производится надвиг на горку или используемых в качестве вытяжки для формирования с толчка, учитывая, что локомотив, как правило, осуществляет надвиг только с применением песочницы, и рельсовые цепи этих путей засоряются песком и не обеспечивают контроль занятости их при остановке на эти пути одиночных локомотивов или группы вагонов, дежурный по станции обязан убедиться по табло, что при оставлении локомотивов или групп вагонов на этих путях, контроль занятости обеспечивается. При отсутствии контроля занятости дежурный по станции при приеме, отправлении, пропуске поездов и маневровой работе должен действовать согласно Приложению №8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а так же техническо-распорядительному акту станции.
9.9. В случае если дежурный по станции обнаружил, что на пульт-табло или мониторе появилась ложная свободность путей, стрелочных секций или первых участков удаления при фактической занятости их подвижным составом, он должен немедленно сделать запись в журнале осмотра формы ДУ-46 и оповестить поездного диспетчера, причастных работников дистанции сигнализации, централизации блокировки, пути, электроснабжения и начальника станции.
До устранения причин нарушения нормальной работы рельсовых цепей дежурному по станции прием и отправление поездов и маневровые передвижения осуществлять при запрещающих показаниях светофоров порядком, установленным Приложением №8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а также техническо–распорядительным актом станции.
9.10. С целью очистки головок рельсов малодеятельных участков станции от ржавчины, на основании записи работника дистанции сигнализации, централизации и блокировки начальник станции обязан организовать обкатку рельсовых цепей. Центр организации работы железнодорожных станций ежегодно разрабатывает график обкатки малодеятельных участков. Начальник станции в соответствии с графиком обкатки малодеятельных участков, согласованным с Диспетчерским центром управления перевозками, заместителем начальника дирекции инфраструктуры - начальником отдела инфраструктуры и утвержденным Центром организации работы железнодорожных станций, обязан обеспечить своевременную обкатку указанных участков, имеющих ржавую поверхность головок рельсов для исключения потери шунтовой чувствительности рельсовых цепей.
9.11. Если путь приема или стрелочный изолированный участок занят подвижным составом на срок более трех суток, дежурный по станции обязан: оформить запись в журнале формы ДУ-46, о необходимости выключения рельсовых цепей из зависимости; сообщить об этом диспетчеру дистанции сигнализации, централизации и блокировки (электромеханику СЦБ при наличии его на станции).
В целях предупреждения случаев потери шунтовой чувствительности на участках параллельных ответвлений рельсовых цепей стрелочных секций, ведущих на приемо-отправочный путь, выключенный из централизации необходимо:
- электромеханику дистанции сигнализации, централизации и блокировки, исключить перевод «охранных» стрелок путем изъятия предохранителей, или дужек на кроссовом стативе, или опусканием курбельной заслонки стрелочного электропривода (с оформлением записи в журнале формы ДУ-46);
- работнику, указанному в ТРА станции, запереть остряки данных стрелок на закладку и навесной замок. При необходимости перевода «охранных» стрелок, дежурный по станции переводит их курбелем и порядком установленным техническо-распорядительным актом станции убеждается в свободности рельсовой цепи, стрелочной секции и наличии габарита подвижного состава к соседнему пути.
В случаях невозможности исключения перевода «охранных» стрелок по причине схемных решений или технологии маневровой работы станции, дежурный по станции обеспечивает обкатку таких участков еженедельно, на основании записи работника дистанции сигнализации, централизации и блокировки, оформленной в журнале формы ДУ-46. В случае невыполнения требований в установленные сроки работник дистанции сигнализации, централизации и блокировки производит выключение рельсовой цепи в соответствии с требованиями п.5.5 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ (ЦШ-530-11).
После уборки вагонов включение изолированного участка производится электромехаником дистанции сигнализации, централизации и блокировки только в дневное время и после его осмотра, при этом в необходимых случаях электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки обязан потребовать обкатки пути от ржавчины. Выключение и включение изолированного участка электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки оформляет соответствующими записями в журнале формы ДУ-46.
9.12. Запрещается работникам всех служб при производстве строительных работ и выгрузке грузов на путях с электрической изоляцией загрязнять головки рельсов балластом, песком, шлаком, снегом и другими материалами.
9.13. Если при работе невозможно избежать загрязнения рельсов, руководитель работ, являющийся представителем соответствующей службы или выделенный для надзора представитель соответствующей службы, обязан до начала работ оформить об этом запись в журнале осмотра формы ДУ-46, и только после разрешения и подписи дежурного по станции приступать к выполнению работ. После окончания работ руководитель работ, являющийся представителем соответствующей службы или выделенный для надзора представитель соответствующей службы должен проверить состояние головок рельсов, и если последние загрязнены, организовать очистку их и сделать соответствующую выписку в журнале формы ДУ-46.
9.14. В тех случаях, когда производится постановка на изолирующие участки подвижного состава для выгрузки и возможно загрязнение головок рельсов, эти рельсовые цепи выключаются из зависимости без сохранения пользования сигналами. Руководитель работ обязан за трое суток до дня предстоящей работы, согласовать выгрузку указанных грузов с начальником станции и дать заявку диспетчеру дистанции сигнализации, централизации и блокировки.
До начала выгрузки, руководитель работ, являющийся представителем соответствующей службы или выделенный для надзора представитель соответствующей службы, обязан оформить запись в журнале осмотра формы ДУ-46 о выгрузке и роде груза с указанием места выгрузки и количества выгружаемых вагонов; электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки - о выключении соответствующих рельсовых цепей из зависимости без сохранения пользования сигналами.
Электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки, после постановки вагонов на указанный путь для выгрузки, с разрешения дежурного по станции выключает рельсовую цепь из зависимости.
По окончании выгрузки и уборки подвижного состава с изолированного участка пути или стрелочной секции, руководитель работ совместно с дорожным мастером проверяют наличие габарита и чистоту головки рельсов. Электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки проверяет рельсовую цепь стрелочной секции или станционного пути на шунтовую чувствительность и измеряет напряжение на путевом реле. После выполнения всех проверок, оформляются соответствующие записи в журнале осмотра формы ДУ-46: руководитель работ, являющийся представителем соответствующей службы или выделенный для надзора представитель соответствующей службы: о наличии габарита и очистке головок рельсов; электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки – о включении изолированного участка в зависимость.
9.15. После работы снегоуборочных машин и других путевых агрегатов на станции электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки и дорожный мастер производят проверку состояния элементов рельсовых цепей. При отсутствии или неисправности приварного соединителя, обязательно должно быть выполнено измерение переходного сопротивления в рельсовом стыке прибором ИСРС-01, ИПС-01 или Ц-4380. Для приведения величины сопротивления стыка до нормативного, работники пути незамедлительно должны установить дублирующий или пружинный соединитель и в трехдневный срок произвести приварку соединителя. Результаты совместной проверки оформляются в журнале формы ДУ-46.
Аналогичную проверку и восстановление проводит дорожный мастер на перегоне.
На станциях 4-5 класса работу по механической уборке снега производить в соответствии с актом обследования на возможность работы снегоуборочной техники без присутствия работника дистанции сигнализации, централизации и блокировки
10. Все работы, связанные с подключением различного рода заземлений, разрядников, отсосов и т.д. производить только по согласованию с дистанциями сигнализации, централизации и блокировки и непосредственном участии старшего электромеханика или электромеханика дистанции сигнализации, централизации и блокировки, а при необходимости при участии работника дистанции электроснабжения.
11. При выполнении всех работ, указанных в данном разделе, работники соответствующих хозяйств обязаны строго руководствоваться при производстве путевых работ - требованиями «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденной распоряжением от 29.12.2012 г. №2791р, «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» утвержденной распоряжением от 29.12.2012 г. №2790р; при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ – требованиями «Инструкции по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки» № ЦШ-720-09, утвержденной распоряжением ОАО РЖД №2150 от 22.10.2009 года, «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ» №ЦШ-530-11, утвержденной распоряжением ОАО №РЖД от 20.09.2011г №2055р.
Приложение №1
к Инструкции о порядке
эксплуатации рельсовых цепей
на Октябрьской железной дороге
ПАСПОРТ
На изолирующий стык
Дата __________/ выполнения работ/
место ____________________ /станция, перегон, стрелочный перевод, сигнал/
_________________________/номер изолирующего стыка/
перечень работ____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ /выполненных при профилактической переборке изолирующего стыка/
Требования, предъявляемые к изолирующему стыку:
1. Отсутствие неисправных стыковых и предстыковых шпал, а также провеса и потайных толчков. При этом изолирующий стык на три метра от места стыкования рельсов должен быть уложен на щебень и иметь водоотводы.
2. Расположение стыка в средине шпального ящика.
3. Отсутствие касания балласта элементов изолирующего стыка или рельсов. Верхняя поверхность балластного слоя при железобетонных шпалах должна быть на одном уровне с верхней поверхностью средней части шпал. При деревянных шпалах верхняя поверхность балластного слоя на всем промежутке между шпалами должна быть ниже на 30мм.
4. Регулировка зазоров с закреплением рельсов. При деревянных шпалах с костыльным скреплением рельсы, стыкующиеся в изолирующем стыке, закрепляются по каждой рельсовой нити противоугонами в «замок» на тринадцати шпалах с обеих сторон стыка.
5. Наличие одинакового зазора в стыке по всей высоте рельса, должен составлять 5-10мм и 15-20мм для изолирующего стыка с композитными накладками.
6. Боковые изолирующие прокладки в изолирующих стыках сборной конструкции с «двухголовыми» металлическими накладками должны быть целыми и выступать из-под накладок на 4-5мм.
7. Покраска торцов поверхностей рельсов должна производиться на расстоянии на 100мм от торца рельсов краской ПФ.
8. Заделка отверстий на торцах накладок производится паклей, пропитанной маслом.
9. Наличие амортизирующих прокладок.
Приложение № 2
к Инструкции о порядке
эксплуатации рельсовых цепей
на Октябрьской железной дороге