Шкала оценки дизартрии
Оценивает: логопед.
Время на заполнение теста: 10 минут.
Если у пациента имеются проблемы с коммуникацией (интубация, ИВЛ), он находится без сознания, если у больного выраженный когнитивный дефицит, то он по данной шкале не оценивается. Для проведения теста пациент должен понимать команды.
В шкале 19 пунктов. Шкала состоит из блоков:
· оценка V пары ЧМН
· оценка VII пары ЧМН
· оценка XI и XII пар ЧМН
· оценка IX и X пар ЧМН
· оценка голоса, темпа, ритма,интонационно-мелодической окраски речи и звукопроизношения.
Каждый пункт шкалы оценивается по 5-бальной системе от 0 до 4 баллов где
0- нарушений нет,
1- легкие нарушения,
2- умеренные нарушения,
3- тяжелые нарушения,
4- полное выпадение функции.
Инструкция
Пункт 1. Оценка объема движений нижней челюсти. Для оценки объема движений нижней челюсти следует попросить больного подвигать нижней челюстью в вниз и обратно, вправо, влево.
Пункт 2. Оценка чувствительности в разных участках кожи лица с помощью игольчатого зонда. Если пациент не распознает интенсивные стимулы дальнейшее обследование нецелесообразно. Если чувствительность сохранена, то уменьшаем интенсивность стимула и легким покалыванием с помощью игольчатого зонда сравниваем чувствительность у больного в симметричных участках кожи лица.
Пункт 3. Определение симметричности лица и состояния мимической мускулатуры с помощью визуального осмотра. Следует определить симметричность глазных щелей, выраженность и равномерность лобных и носогубных складок, наличие тиков, фибриллярных подергиваний мимических мышц при движениях. Больного просят наморщить лоб, нахмурить брови, плотно закрыть глаза.
Пункт 4. Оценка расположение углов рта в покое. Попросить больного оскалить зубы, надуть щеки, вытянуть губы трубочкой, посвистеть, «задуть свечу».
Пункт 5. Определение чувствительности мягкого неба и сохранности вкусовой чувствительности. С помощью шпателя определяют чувствительность мягкого нёба с двух сторон, до языка (кончика и средней части, справа и слева). Для определения сохранности вкусовой чувствительности нужно капнуть (или коснуться ватной палочкой) на кончик языка каплю сладкого чая, на середину языка- соленой воды.
Пункт 6. Определение положения языка. Для определения положения языка попросить больного высунуть язык и зафиксировать имеющиеся отклонения вправо /влево.
Пункт 7. Определение тонуса языка. Для определения тонуса языка нужно попросить больного высунуть язык и посмотреть удерживает ли больной это положение языка, имеется ли паретичность, если есть, то с какой стороны.
Пункт 8. Определение объема движений языка. Нужно попросить больного высунуть язык и втянуть его обратно, поднять вверх-вниз, вправо-влево.
Пункты 8 – 11. Для оценки функций больного просят высунуть язык. При этом обращают внимание на расположение языка (по средней линии или отклоняется в сторону), внешний вид (наличие атрофии, фибриллярных подергиваний, тремора). Проверяют активные движения языка в разных направлениях (вперед, в стороны, вверх, вниз).
Пункты 12 – 13. Для оценки функций следует обратить внимание на положение мягкого неба и язычка в покое и при фонации. Больного просят широко открыть рот и произнести звук «а», при этом необходимо определить симметричность и степень напряжения обеих половин мягкого неба, отклонение язычка в сторону.
Пункт 14. Оценка вкусовой чувствительности глотки и гортани. Для этого следует ватными палочками, смоченными горьком растворе, дотрагиваться до задней трети языка, глотки, гортани и определить вкусовую чувствительность.
Пункты 15 – 19. Для оценки функций следует изучить звучность голоса больного (нормальная, ослабленная, отсутствует, охриплость, носовой оттенок), темп, ритм, интонационно-мелодическую окраску речи, звукопроизношение. Для этого больного просят повторить за логопедом речевой материал различной степени сложности (фразы с различной интонацией, скороговорки).
Интерпретация теста:
0-5 баллов – речь в норме
6-19 баллов – дизартрия легкой степени выраженности
20-39 баллов - дизартрия умеренной степени выраженности
40-56 баллов – дизартрия тяжелой степени выраженности
57-76 баллов – анартрия
Шкала оценки дизартрии | |||
Оценка V пары ЧМН | |||
1. Движения нижней челюсти | в пределах нормы | ||
снижено (вниз и обратно, вправо, влево) | |||
выраженные затруднения (вниз и обратно, вправо, влево) | |||
легкое непродуктивное шевеление | |||
невозможно (не опускается/провисает) | |||
2. Чувствительность лица | в пределах нормы | ||
незначительно снижена | |||
значимое снижение чувствительности при распознавании пациентом стимулов | |||
ощущения при интенсивной стимуляции | |||
полная анестезия | |||
Оценка VII пары ЧМН | |||
3. Симметрия лица справа / слева | в пределах нормы | ||
легкая асимметрия (сглаженность носо-губной складки) | |||
выраженная асимметрия | |||
имеются попытки движения в отдельных группах мышц | |||
амимия, прозоплегия | |||
4. Движения круговой мышцы рта | в полном объеме | ||
легкие затруднения | |||
выраженные затруднения | |||
легкие попытки двигать мышцей | |||
невозможны, полная плегия | |||
5. Чувствительность языка и мягкого неба передние 2/3 языка (сладкое и соленое) | в пределах нормы | ||
дисгевзия (легкое снижение вкуса – передние 2/3 языка -сладкое и соленое при малом объеме материала), легкое снижение чувствительности мягкого неба | |||
дисгевзия, значимое снижение вкуса | |||
дисгевзия - еле различает сильные вкусы | |||
агевзия, полное нарушение восприятий вкусовых ощущений и нарушение чувствительности мягкого неба | |||
Оценка XI и XII пар ЧМН | |||
6. Положение языка вправо / влево | по средней линии | ||
легкая девиация | |||
умеренная девиация | |||
значимая девиация, легкое шевеление языка | |||
язык в полости рта (глосоплегия) | |||
7. Тонус мышц языка | в пределах нормы | ||
легкая спастичность / паретичность | |||
умеренная спастичность / паретичность | |||
выраженная спастичность / паретичность | |||
ригидность / атония | |||
8. Движения языка | в полном объеме | ||
легкие затруднения (вперед/назад, вверх/вниз, вправо/влево, круговые движения) | |||
выраженные затруднения (вперед/назад, вверх/вниз, вправо/влево, круговые движения) | |||
легкие шевеления языка | |||
Невозможны | |||
9. Мышечная сила языка | в пределах нормы | ||
легкое снижение | |||
умеренное снижение | |||
выраженное снижение | |||
отсутствует | |||
10. Точность движений языка | в пределах нормы | ||
легкие затруднения | |||
выраженные затруднения | |||
грубо нарушена | |||
полная дискординация языка | |||
11. Переключаемость | в пределах нормы | ||
легкие затруднения (замедленность) | |||
умеренные затруднения (синкинезии, застревания) | |||
выраженные затруднения (синкинезии, застревания) | |||
отсутствует (тоническая неподвижность) | |||
Оценка IX и X пар ЧМН | |||
12. Мягкое небо | в пределах нормы | ||
легкая паретичность | |||
выраженная паретичность | |||
провисает, небный рефлекс отсутствует | |||
13. Язычок (Uvula) | по средней линии | ||
легкая девиация вправо / влево | |||
выраженная девиация вправо /влево | |||
провисает, но есть шевеление | |||
полное отсутствие движений | |||
14. Общая и вкусовая чувствительность задней трети языка, глотки, гортани, надгортанника, корня языка | в пределах нормы | ||
легкое снижение общей и вкусовой чувствительности задней трети языка (горького), глотки,гортани, надгортанника, корня языка | |||
умеренное снижение общей и вкусовой чувствительности задней трети языка (горького), глотки, гортани, надгортанника, корня языка | |||
выраженное снижение общей и вкусовой чувствительности задней трети языка (горького), глотки,гортани, надгортанника, корня языка | |||
полное нарушение общей и вкусовой чувствительности задней трети языка (горького), глотки,гортани, надгортанника, корня языка | |||
15. Голос | в пределах нормы, в полном объеме | ||
легкая дисфония | |||
умеренная дисфония | |||
выраженная дисфония | |||
отсутствует (афония) | |||
. | Оценка голоса, темпа, ритма, интонационно-мелодической окраски речи и звукопроизношения | ||
16. Темп | в норме | ||
слегка замедлен / ускорен | |||
умеренно замедлен / ускорен | |||
значительно замедлен / ускорен | |||
бесконтрольно меняющийся темп | |||
17. Ритм | в пределах нормы | ||
легкие нарушения | |||
умеренные нарушения (скандированность, неверное употребление ударных и безударных слогов) | |||
выраженные нарушения (скандированность, неверное употребление ударных и безударных слогов) | |||
полное отсутствие ритма | |||
18. Интонационно-мелодическая окраска речи | в пределах нормы | ||
легкие затруднения | |||
умеренные затруднения | |||
слабая выраженность голосовых модуляций | |||
отсутствие голосовых модуляций | |||
19. Звукопроизношение | в пределах нормы | ||
легкая смазанность речи | |||
умеренные затруднения | |||
выраженные затруднения | |||
отсутствие артикулированной речи | |||
Балашова И.Н., Ванчакова Н.П.