Первый раз в первый класс?
Как помочь ребенку справиться с новой обстановкой
Рюкзак купили, тетради и карандаши тоже, форму по размеру подобрали. Казалось бы, ребёнок готов к школе. Но это ещё не всё: важна психологическая подготовка.
Расскажите ребёнку про школу
Кроме очевидного перехода от игры к учёбе у первоклассника поменяется окружение, появятся одноклассники и классный руководитель. Будут и новые правила поведения — подготовьте к этому ребёнка. Поделитесь своими детскими воспоминаниями: вспомните про свою первую учительницу, расскажите, как дружили с одноклассниками. Конечно, стоит делиться только позитивными впечатлениями, чтобы заранее не напугать первоклашку.
Познакомьтесь с учителем
В школе самым главным человеком будет учитель, его условия и задания. К этому придётся привыкнуть и ребёнку, и вам. Если дома вы не будете признавать авторитет учителя, то вряд ли так будет поступать ребёнок.
С самого начала важно установить модель общения «ребёнок - учитель - родители», чтобы все стороны слышали друг друга. Найдите время, чтобы пообщаться с классным руководителем и рассказать о всех особенностях вашего ребёнка, которые важно знать заранее (состояние здоровья, особенности характера, общения, питания и т.д.). Распрашивайте ребёнка, как прошёл день, что рассказывал учитель, чтобы понять, как складывается их общение.
Поддержите ребёнка в учёбе и не переусердствуйте с контролем
Даже если ваш ребёнок до школы научился писать и читать, примите этот факт: он пока не умеет учиться. Навыки организовывать своё время, концентрироваться, работать с информацией, логически структурировать её нарабатываются именно в первые годы школьной жизни.
|
С 6-7 лет дети активно используют логическое мышление. Но на данной ступени развития они применяют логику с ограничениями — например, очень редко используют абстрактное мышление. Поэтому им бывает сложно применять уже полученные знания в неизвестной теме, ситуации. Отсюда может возникать неуверенность в своих силах.
Как правило, в первом классе не бывает домашних заданий. Тем не менее, всегда найдётся, что подготовить к школе. Избегайте соблазна выполнять задания вместе с ребёнком «от и до», а тем более, за него. Помогайте, когда ребёнок попросит вас об этом. Например, жалуется, что не понимает конкретную тему или просит посмотреть его работу.
Чтобы ваш первоклассник быстрее вошёл в учебный ритм, помогите ему организовать режим учёбы и отдыха. Составьте вместе расписание на неделю и повесьте на видное место.
Выбирайте дополнительные занятия с умом
Сентябрь — начало учебного года и в кружках, секциях, профильных школах. Для второклассника и третьеклассника совмещать несколько видов деятельности уже проще. На детей, которые впервые идут в школу, обрушивается море новой информации. Поэтому не торопитесь записывать их на 2-3 кружка сразу.
Ребёнку нужно время, чтобы адаптироваться к основной школе, причём время на адаптацию для каждого индивидуально. Наблюдайте, в какой сфере проявляются склонности и интерес. Попробуйте заниматься онлайн или посетите пробное занятие в кружке. Кстати, не удивляйтесь, если интересы будут часто меняться: сегодня ваши сын или дочь хочет рисовать, а завтра играть в шахматы или заниматься гимнастикой.
|
В книге «Тайная опора» психолог Людмила Петрановская объясняет такие перепады интересов:
«Для взрослого учеба – средство, инвестиция в некое будущее, в другую, производительную деятельность. Для ребёнка учиться чему-то новому — самодостаточная ценность, такая же, как недавно была игра. Учеба — это и есть содержание жизни, никакого «будущего» для него нет, он учится не для того, чтобы это потом когда-то с пользой применить, а для того, чтобы получилось, чтобы понять, узнать, смочь, покорить».