Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция
Большинство производителей старается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вир зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
|
На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25 % общих внутренних поставок, а на восемь — менее 50 %. Например, в США в 1988 г. насчитывалось 1132 независимых продавца мягкой мебели, причем на долю четырех крупнейших приходилось 17 % общих поставок, а на восемь крупнейших — 25 %.
Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок" в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.
Следует подчеркнуть, что дифференциация Продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену. Например, стройматериалы — железобетон и кирпич.
Олигополия
Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой — монополистической конкуренцией. Об этом свидетельствуют данные табл. 1-2, где показана также различная степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США.
|
Таблица 1-2
Степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США, 1989 г.
Отрасль | Число продавцов | Годовые поставки четырех крупнейших компаний, % |
Алюминиевая | ||
Свинцовая | ||
Автомобильная | ||
Домашние холодильники | ||
1 Жареный кофе | ||
Жевательная резинка | ||
Кукурузный сахар |
Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших — величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью — взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил особое внимание основоположник теории олигополии французский экономист К. Курно: так как на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.
|
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это — автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.
К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист.
Олигополия в значительной степени имела место в командной экономике СССР и сохранилась в России, что отрицательно сказывается на осуществлении экономических реформ, на восстановлении хозяйственных связей. До сих пор, несмотря на деятельность анти монопольных государственных органов, олигополия выступает существенным фактором российского национального хозяйства.