I.Организационный момент (1 мин.)
II.Актуализация знаний по теме «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом» (4 мин.)
Проверка домашнего задания – текст с ошибками (текст в виде презентации, обучающиеся отвечают устно).
III.Подведение к теме (1 мин.)
Один из учащихся читает четверостишье на слайде:
День окончания войны мы отмечаем,
Что называется Второю мировой.
Чтобы на земле всегда был мир желаю,
Чтобы счастье было навсегда с тобой!
Учащиеся предполагают название темы урока. После этого тема появляется на слайде.
IV.Целеполагание (3 мин.)
Учащиеся предлагают цели, учитель по необходимости их корректирует. После этого цели появляются на слайде и сравниваются.
V.Изучение нового материала (25 мин.)
План:
1.Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 года.
2.«Десять Сталинских ударов».
3.Крымская (Ялтинская) конференция.
4.Освобождение Европы от фашизма.
5.Потсдамская конференция.
6.Вступление СССР в войну я Японией.
7.Итоги Второй мировой войны.
1. Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 года (читаем вместе, обсуждаем, сравниваем силы и планы сторон).
К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне.
Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной армии не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).
|
Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного главнокомандования приказала в 1944 г. обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР.
2. «Десять сталинских ударов» (рассказ учителя и показ на карте, ученики следят по атласам).
· Ленинградско-Новгородская операция – январь – снята блокада Ленинграда.
· Днепровско-Карпатская операция – февраль-март – была освобождена вся Правобережная Украина.
· Одесская и Крымская операции – апрель-май – разгром немецких войск в Крыму.
июня открытие второго фронта.
· Выборгско-Петразоводская операция – июнь-июль – наступление советских войск на Карельском перешейке, прорыв «линии Маннергейма», заняли Выборг и Петрозаводск. Финляндия вышла из войны.
· Белорусская операция (операция «Багратион») – июнь-июль – немцы были разбиты в районе Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. Была освобождена вся советская Белоруссия, часть Литвы и Восточной Польши. Группа немецких армий «Север» в Прибалтике была расчленена на две части.
· Львовско-Сандомирская операция – июль-август –советские войска разгромили немецкую группировку под Львовом, была освобождена Западная Украина; советские войска форсировали Вислу и образовали мощный плацдарм западнее города Сандомир.
· Ясско-Кишиневская и Румынская операции – август-сентябрь – на южном направлении в районе Кишинева были разгромлены немецко-румынские войска. Освобождена Молдавия. Из войны была выведена Румыния. Румыния и Болгария выступили против Германии.
|
· Прибалтийская операция – сентябрь-октябрь – были освобождены Эстония, Литва и большая часть Латвии, 38 дивизий противника были уничтожены южнее Риги.
· Восточно-Карпатская и Белградская операции – октябрь-декабрь – были разгромлены немецкие группы армий «Юг» и «F», очищена большая часть территории Венгрии, освобождена Закарпатская Украина, оказана помощь в освобождении Чехословакии и Югославии.
· Петсамо-Киркенесская операция – октябрь – удар в северной Финляндии, освобождение от немцев Северной Норвегии.
Итог: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 120 дивизий. Были выведены из строя союзники Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году.
Класс делится на группы и пункты №3,4 они читают самостоятельно, после чего отвечают на вопросы.
Вопросы показаны на слайде и они дифференцированные (I – на «5», II – на «4», III – на «3»). Каждая группа отвечает на один вопрос (если хватит времени, могут ответить дополнительно на все вопросы). Самые «сильные» группы читают пункт №7 и сами составляют вопросы.
После завершения работы групп учитель начинает рассказ. В нужных местах группы, работавшие с пунктами №3,4, отвечают на вопросы. После этого свои вопросы и ответы на них дают группы, работавшие с пунктом №7. Учитель их дополняет.
VI.Физминутка (1 мин.)
Вопросы по пунктам №3,4: