СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
План
1. понятие "организации" значения и смыслы.
2. Элементы организаций
3. Типология организаций.
Понятие “организация”: значения и смыслы
В повседневной жизни мы часто используем понятие “организация”, однако вкладываем в него разные значения.
1. Организация понимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы. С этой точки зрения организация - это процесс “организовывания”.
Например, руководитель промышленного предприятия организует его работу.
2. О рганизация понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Это означает, что связи между элементами, составляющими объект, упорядочены.
Например, если говорят, что та или иная группа организована, значит, в ней существуют устойчивые социальные роли (обязанности, которые должен выполнять конкретный индивид для достижения общей цели группы, то есть, его вклад в общее дело), правила, регулирующие поведение людей и т.д.
3. О рганизация - искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию.
Университет с этой точки зрения представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления и передачи знаний от поколения к поколению.
Все перечисленные значения термина “организация” нашли отражение и в социологической науке, которая рассматривает ее как рациональную систему или систему, направленную на достижение цели.
В современной социологии можно выделить пять основных подходовк определению организации, которые позволяют выявить ее специфику.
|
1. В соответствии с теорией К. Барнарда организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправлен-ностью. Таким образом, К. Барнард делал акцент прежде всего на кооперации людей и только потом на необходимости достижения цели.
2. Д. Марч и Г. Саймон понимают организацию как сообщество взаимодействующих индивидов, являющееся самым распространенным в обществе и обладающее центральной координационной системой. Поэтому организацию, по их мнению, отличают специфичность структуры и координация отношений.
3. П. Блау и У. Скотт представляют третье направление в определении организации. С их точки зрения, самая главная особенность организации состоит в том, что для достижения цели она должна цели быть формализована, то есть, обладать формальной структурой.
4. По мнению А. Этциони, организация – это социальная группа, сознательно создаваемая для достижения специфических целей. Акцент здесь делается на сознательное членство в организации.
5. С точки зрения Т. Кэплоу, социальная организация – это социальная система, которая характеризуется определенной коллективной тождествен-ностью, имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (или замещения) людей.
Анализируя эти определения организации, можно выделить ряд основных признаков этого социального образования.
Во-первых, организация – это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных и специфичных целей. А это означает, что действия ее членов скоординированы для достижения общего результата. Например, больница существует для лечения больных, школа – для передачи знаний молодому поколению, предприятие – для выпуска продукции и получения прибыли.
|
Во-вторых, организация представляет собой социальную систему, то есть совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникших между ними в ходе взаимодействия.
В-третьих, структура социальных организаций всегда представляет собой иерархию.
Во-четвертых, организации – это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Они ясно и точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов. Так, например, директор и его подчиненные, преподаватели и студенты – все подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения, поведение и субординацию, независимо от их личностных качеств.
В-пятых, организация всегда имеет программу деятельности. Программа может формулироваться очень точно или в общих чертах. Но в любом случае она должна определять цели и способы их достижения, которые заранее расписываются во времени.
В-шестых, организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих к ней, то есть, обладает таким признаком как фиксированное членство.
В-седьмых, организация обладает коллективной идентичностью – имеет название, которое признано всеми ее членами и обществом. В названии содержится информация о целях социальной организации, ее расположении, правилах приема персонала (например, либерально-демократическая партия, Московский государственный университет, научно-исследовательский институт и т.п.).
|
Примерами социальных организаций служат семья, политическая партия, преступная группа, банк, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам. К социальным организациям не относятся расы и этнические группы (у них нет программы и упорядоченного взаимодействия), социальные классы (нет четко выраженной коллективной идентичности, списка членов), клики, а также социально-политические течения типа либералов.
Итак, социальная организация представляет собой социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных целей на основе формирования высокоформализованных структур, которые включают иерархию управления, программу действий и фиксирование участников.
Элементы организации
Организации отличаются высокой степенью многомерности и неопределенности строения и функционирования. Они относятся к числу сверхсложных систем. Их сложность может превышать возможности управления и контроля организационных процессов. Поэтому анализ социальных организаций следует начинать с моделирования процессов и структур, из которых они состоят.
Основными элементами организации, влияющими на качество ее функционирования, являются: 1) структура, 2) цели, 3) участники, 4) технология, 5) внешнее окружение.
Рассмотрим подробнее элементы этой модели.
1. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Внутри любой организационной системы выделяют формальную и неформальную структуру отношений.
Формальная структура или структура управления – это совокупность стандартных, безличных образцов поведения, которые выступают в правовых, организационных и социокультурных формах. В организациях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается сложность управления организационными процессами.
Социальные статусы (или позиции) и связанные с ними роли (то есть функции) в любой организации всегда сохраняются, независимо от личных качеств индивида, который эту позицию занимает. Таким образом, социальный статус как ячейка, которую по очереди занимают различные индивиды, всегда сохраняется. Тем самым поддерживается структура и, следовательно, устойчивость данной организации. Так, например, социальный статус директора предприятия предполагает выполнения функций координации деятельности различных групп и индивидов внутри предприятия, управления производственным процессом, налаживания и поддержания связей с другими предприятиями и т.д. В результате эту статусную позицию занимают люди, которые справляются с поставленными задачами успешно. В том случае, если директор уходит по тем или иным причинам, данная статусная ячейка остается, и ее занимает следующий претендент.
Формальная структура организации может строиться по вертикали и по горизонтали. Если между исполнителями (рабочими и служащими) и руководителем высшего звена (президентом компании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной. Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной
Однако, несмотря на высокую степень функциональности и эффективности, формализация никогда не может охватить все организационные отношения. Поэтому наряду с формальной структурой всегда существует неформальная, которая представлена социально- психологической организацией. Неформальная структура - это система межличностных отношений, которые неизбежно возникают в ходе более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работников как личностей. Такие социально-психологические группы включают небольшой контингент людей, связи между которыми установились стихийно и достаточно долго поддерживаются ими. В таких группах люди объединены взаимным интересом.
Желая удовлетворить свои социальные потребности в рамках группы, человек попадает в зависимость от нее. Группа может контролировать действия индивида, применяя такие средства как осуждение, моральная изоляция и т.д. Таким образом, вырабатывается социально-психологический механизм группового контроля. В группе происходит распределение ее членов по шкале престижа. Причем, это распределение часто не совпадает с должностной структурой. Возникают отношения лидерства. В результате структура организации раздваивается на формальную и социально-психологическую.
Кроме неформальной структуры некоторые ученые выделяют внеформальную организованность персонала - Часто для решения тех или иных проблем работникам приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные организационными правилами и инструкциями. При этом, если социально-психологическая структура организации создает связи и нормы ради удовлетворения потребностей работников как личностей, то внеформальная структура возникает вследствие стремления людей как работников лучше решать свои служебные дела, но своим, удобным способом. Поэтому в организации обычно существует “параллельная” система связей и норм. Она возникает естественным путем, из-за невозможности охватить официальными стандартами все отношения, ситуации, личностные особенности.
2 элемент организации - Цели. Как видно из определения, они являются важнейшей составляющей организации, так как ради их достижения осуществляется вся деятельность данного социального образования. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и быстро распадается. Таким образом, наличие цели является толчком для создания организации, а также необходимым условием ее функционирования. Ученые выделяют три вида организационных целей, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Основные виды целей в организациях
Цели–задания – это программы общих действий, которые выдаются извне организацией более высокого уровня. Такой организацией могут быть и различные государственные институты (например, министерство образования для школ и институтов), и рынок как совокупность организаций, включая конкурентов (например, приоритеты в производстве той или иной продукции зависят от спроса на нее на рынке. Поэтому рынок диктует цели – задания для данного предприятия). Таким образом, эти цели являются приоритетными, и на их выполнение направлено основная деятельность участников организации. Лечение больных в медицинских учреждениях, исследовательские работы в научных организациях, торговля в магазинах – все это цели–задания, то есть то, ради чего данная организация создавалась.
Цели–ориентации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, а также личные цели участников, связанные с деятельностью организации. Например, получение материального вознаграждения за работу или повышение по служебной лестнице – все это цели–ориентации. Важным моментом в функционировании организации является совмещение целей–заданий и целей–ориентаций. Если они расходятся в значительной степени, то это приводит к снижению эффективности ее деятельности.
И, наконец, третий тип организационных целей – это цели–системы. Цели–системы представляют собой стремление сохранить организацию как единое целое, ее стабильность и равновесие. В ряде случаев такие цели могут быть доминирующими, приоритетными. Тогда организация превращается в бюрократическую систему, на первый план выступает желание любой ценой сохранить организацию, а выполнение ею своих функций является вторичным.
Для достижения целей в любой организации должны быть иерархия и управление.
Иерархия - это универсальный принцип любых организационных систем. Для иерархии всегда характерны отношения подчинения, неравенства, зависимости.
В организациях иерархия предстает в 3 видах:
Во-первых, иерархия как централизация позволяет координировать действия всех участников организации. В таком смысле она представляет собой разделение труда не только “по горизонтали”, но и “по вертикали” на более общие и более частные функции, на решение и исполнение. Иерархия, таким образом, вводится для эффективности, чтобы использовать выгоды централизации.
Во-вторых, иерархия выступает как односторонняя личная зависимость одного индивида от другого. Это значит, что один из работников может воздействовать на положение и поведение другого, а другой в свою очередь не может влиять на первого. Такая зависимость в иерархических отношениях закрепляется в статусах и составляет одну из сторон социального неравенства.
В-третьих, иерархия в организациях функционирует как власть, то есть, подчинение членов данной организационной системы правилам и указаниям. Власть достигается посредством ограничения свободы поведения индивида, предписания ему требований поведенческого и профессионального характера. Поэтому власть предполагает принуждение, поскольку подобные требования могут идти вразрез с некоторыми собственными намерениями и интересами работника.
Управление
В социальных системах существует три основных вида управления:
Во-первых, целевое управленческое воздействие, которое состоит из целеполагания и целеосуществления. Т.е. вся деятельность должна быть направлена на достижение целей. Суть управления - достижение запланированного результата.
Во-вторых, организационный порядок, понимаемый как система норм и правил поведения внешне заданных по отношению к индивиду. Организационный порядок, в котором объективируется также и прошлый управленческий труд обладает свойством безличности. Он срабатывает независимо от конкретных носителей функций.
Например, принятие в организацию возможно только через должность, а принятие должности требует определенного типа поведения.
Т.е. речь идет о своеобразном явлении социального автоматизма, который обеспечивает стабильность коллективного взаимодействия. "работает порядок, а не руководитель, правят законы, а не люди".
В-третьих, самоорганизация как вид управления. Оно выступает как коллективное управление как участие всех членов в организации (населения) в работе соответствующего органа управления.
Например, в демографической сфере самоорганизация проявляется в виде воспроизводства населения, брачности, миграции. В экономической - колебания потребительского спроса, в трудовых коллективах - это неформальная организация: лидерство, сплоченность, конфликтность.
Надо помнить, что организация как единое целое объединяет в себе все виды целей, иерархии и управления.
Организация как единое целое
Общественный инструмент | Социальная общность | Безличная структура | |
Цели | задания | ориентиры | Системы |
Иерархия | централизация | Личная зависимость | Власть |
управление | Целевое воздействие | самоорганизация | Организационный порядок |
3 элемент организации - ее Члены. Каждый из них должен обладать определенным набором качеств и навыков, которые позволят ему занимать определенную статусную позицию в структуре организации. Чем больше качества участника соответствуют занимаемой им должности, тем более эффективной является деятельность всей организации.
4 элемент - технология. Организация с точки зрения технологии – это место, где энергия участников применяется для преобразования материалов или информации. То есть, технология включает и физические объекты, необходимые организации для успешного функционирования (станки, аппаратура, рабочие места и т.д.), и методы изготовления продукции, и процесс принятия решений, и влияние социальной структуры на организационные механизмы.
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в особом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций полностью закрытых, самодостаточных. Все они, чтобы существовать, должны взаимодействовать с окружающим миром.
К основным факторам, которые влияют на организацию в большей степени, относятся: 1) государство и политическая система, 2) рынок (конкуренты), 3) тип экономической системы, 4) социальные и культурные факторы, 5) технология из внешнего окружения (профессии, модели поведения в тех или иных ситуациях разрабатываются не самой организацией, а привносятся извне).
Итак, основными элементами любой организации являются ее структура, цели участники, технологии организационного процесса, а также внешнее окружение. Все перечисленные составляющие организации связаны между собой и немыслимы без других. Цели, сами по себе, или структура и технология не являются ключом к пониманию функционирования организаций. Также не существует и организаций, которые можно анализировать в отрыве от окружения.
Типология организаций
Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака: 1) степень формализации отношений в организации, 2) подвижность цели и 3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.
В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:
1. Административные.
2. Общественные.
3. Ассоциативные.
Административные (или деловые) организации характеризуются следующими признаками:
· жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений;
· целями, которые устанавливаются извне, а не вырабатываются самой организацией;
· ограниченными возможностями для участников влиять на процесс принятия решений в организации.
Примерами здесь могут послужить министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения и т.п.
Общественные (или союзные) организации – это организации, в которых:
· цели более подвижны по сравнению с административными объединениями;
· структуры и взаимодействия менее формализованы;
· участники имеют возможности влиять на конечные цели организации;
· члены организации вступают в нее добровольно.
Профсоюзы, политические партии, клубы по интересам и т.д. – все это общественные организации.
Для ассоциативных организаций характерны свои особенности:
· степень формализации отношений в таких объединениях минимальна;
· структуры подвижны;
· цели не декларируются, а вырабатываются самой организацией;
· влияние индивидов на процессы принятия решений достаточно велико.
Примеры организаций данного типа - семья, дружеская кампания и т.п.
Все эти объединения, несмотря на их значительные различия, относятся к классу организаций. Дело в том, что все они выполняют одну важную функцию – регламентируют разнонаправленную деятельность индивидов, объединенных в одно целое. Организации предлагают участникам кодекс правил поведения, набор обязанностей и ролей для скорейшего достижения общей цели. Эти правила могут быть жесткими или не очень жесткими, в зависимости от типа взаимодействий между членами, тем не менее они всегда должны соблюдаться для успешного функционирования организации.
Кроме того, организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные. Понятия формальной и неформальной организации ввел в мировую науку американский социолог Элтон Мэйо. При проведении своих знаменитых Хоторнских экспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе помимо служебных, формальных отношений, возникают неофициальные, дружественные связи. Причем и те, и другие не хаотичны, а строго упорядочены и починяются определенным законам. Благодаря этим особенностям формальные и неформальные отношения как внутри одного объединения индивидов, так и отдельно друг от друга получили название организаций. В зависимости от того, какие типы отношений (личностные или деловые, институционализированные) преобладают в том или ином объединении людей организации подразделяют на формальные и неформальные.
В формальной организации в отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному их набору. Личные качества и способности индивидов не учитываются. Так, директор может быть деловым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Исполнитель может быть сверхталантливым, но формально он должен занимать более низкую позицию в структуре организации.
Таким образом, формальная организация стремится сделать поведение участников контролируемым и предсказуемым. В ее основе лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений между людьми. Именно благодаря набору моделей и стандартов поведения формальные организации составляют каркас социальной структуры всего общества, придают ей устойчивость и целостность. Примерами формальной организации могут служить предприятия, учреждения, министерства и т.п. В таких объединениях личные возможности индивида крайне ограничены.
Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегуляции. Здесь особенно учитываются личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения превалируют групповые нормы. Часто среди руководителей, формально занимающих позиции одного уровня, мы выделяем того, кто умеет работать с людьми, способен быстро и четко решать поставленные перед ним задачи. Отдавая ему предпочтение, налаживая с ним деловые контакты, мы устанавливаем одну из взаимосвязей неформальной структуры. Такие отношения не закрепляются официальными правилами и документами и, следовательно, могут быть легко разрушены, если, например, данный руководитель не оправдал ожиданий. Таким образом, неформальная структура менее устойчива по сравнению с формальной. С другой стороны, спонтанное поведение людей в такой организации придает ей гибкость и подвижность, что в современном мире, где все постоянно и быстро меняется, является достоинством. “Законсервированная”, полностью формализованная организация не способна сегодня эффективно функционировать, хотя определенная доля формализации в отношениях между людьми для успешного целедостижения всегда необходима.
Неформальные организации могут существовать не только как составляющая формальных. Например, клубы по интересам, кружки, женские союзы и т.д. – все это неформальные объединения.
Итак, организация - это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены прежде всего на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).