Морально-волевая подготовленность




Психологическая подготовленность пловца

Одной из основных сторон учебно-воспитательного процесса является психологическая подготовка, цель которой — формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к процессу деятельности, к самому себе и окружающим. Формирование и закрепление соответствующих отношений создается путем интегрального воздействия на спортсмена семьи, школы, спортивного коллектива, организаций, осуществляющих воспитательные функции, тренера и других лиц, а также путем самовоспитания. Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий плаванием. Личность спортсмена проявляется в процессе социальных взаимоотношений и характеризуется прежде всего ценностью нравственных норм и идейного содержания.

Морально-волевая подготовленность

Воспитание нравственности у спортсменов является частью общепедагогической задачи по формированию гармонично развитой, общественно активной личности. В учебно-тренировочном процессе находит свое отражение воспитание у пловцов таких социально значимых нравственных норм, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, сознательное отношение к труду, критическое отношение к себе и стремление к самосовершенствованию. Спортивная этика включает в себя соблюдение спортсменом правил соревнований и норм нравственности по отношению к тренировкам и соревнованиям, к себе и людям, обеспечивающим занятия плаванием.

В процессе воспитания нравственности тренер целенаправленно воздействует на формирование личности спортсмена и спортивного коллективизма в целом. Такие формы и методы воспитания, как беседы, лекции, диспуты, собрания, включающие вопросы нравственности, совершенствуют моральные знания спортсмена, влияют на формирование нравственных убеждений и представлений о нравственных ценностях. Однако основным методом формирования норм нравственности является создание в спортивном коллективе практических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества спортсмена. Контроль за уровнем моральных качеств спортсмена можно осуществлять, используя балльные оценки степени проявления данных качеств(В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, 1986).

Развитие личности спортсмена не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В межличностных отношениях спортсмен проявляет себя как личность и имеет возможность оценить себя в системе отношений, в которые он вступает. Широко распространенным методом исследования взаимоотношений в спортивных коллективах является метод социометрии. Популярность метода объясняется его доступностью и простотой проведения.

Метод социометрии позволяет выявить:

· особенности авторитета каждого пловца в группе (определение лидера группы);

· отношения сильнейших пловцов между собой и характер их взаимоотношений с менее сильными пловцами;

· негативные межличностные связи отдельных пловцов;

· положение новичков в коллективе;

· сплоченность группы и потребность в общении отдельных пловцов.

Тренер, используя педагогические наблюдения, характеристики

спортсменов, результаты и рекомендации исследований взаимоотношений спортсменов (Ю. А. Коломейцев, 1984, В.Л. Марищукидр., 1984, В. Параносич, Л. Лазаревич, 1977), может установить мотивы, причины и содержательную сторону межличностных отношений и руководствоваться ими в создании сплоченного спортивного коллектива.

Темперамент, как практически малоизменяемая составляющая личности, является основой для индивидуализации работы со спортсменом. При определении свойств темперамента наиболее часто используется направленность психики, оцениваемая по фактору экстра- и интроверсии. Экстраверсия и интроверсия — это два полюса преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверт), либо на явления собственного субъективного мира (интроверта). Направленность психики определяется особенностями поведения экстра- и интровертов (Б.В. Кулагин, 1984).

Типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, коммуникабелен, склонен к разговорным контактам, не любит уединенное чтение и учебу. Стремится к ярким впечатлениям, риску, действует под впечатлением момента, импульсивен. Находчив в разговоре. Любит перемены, беззаботен, оптимистичен. Предпочитает действовать, склонен к агрессивности, бывает несдержанным, ненадежен в общении.

Типичный интроверт — скромен, склонен к уединению, предпочитает книги общению с людьми. Сдержан, сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, неимпульсивен. Не любит сильных впечатлений, серьезен, стремится к спокойной упорядоченной жизни. Контролирует свои эмоции, неагрессивен, несколько пессимистичен, придает большое значение моральным и этическим нормам.

При обучении, допускающем индивидуализацию и гибкость, экстраверты достигают больших успехов. Они обладают большой внушаемостью, чувствительностью к поощрениям. Для экстравертов характерно более быстрое выполнение начала задания, преодоление дистанции.

Интроверты имеют более низкие пороги чувствительности, лучше переносят монотонию, более чувствительны к наказаниям. При стандартном обучении интроверты показывают высокие результаты.

Физиологические механизмы и проявления экстра- и интроверсии в определенной степени соответствуют механизмам и проявлениям силы-слабости нервной системы. При наличии мотивации экстраверты и интроверты успешно адаптируются к различным условиям за счет формирования индивидуального стиля деятельности.

К сфере эмоциональности, как свойства темперамента, относится фактор нейротизма (эмоциональная возбудимость — стабильность). Лица с высокими значениями по данному фактору отличаются неуравновешенностью, тревожностью, неустойчивостью поведенческих реакций. Лица с низкими значениями фактора более уравновешенны, эмоционально устойчивы, стабильны.

Исследования, проведенные на пловцах (И.А. Юров, 1980), показали, экстраверты больше приспособлены к спринтерским дистанциям, а интроверты — к стайерским дистанциям. В зависимости от степени нейротизма пловцов требуется определенная их подготовка к соревнованиям с учетом проявления экстра- и интроверсии.

Мотивационная сфера спортсмена является важной стороной психологии личности. Мотивация — это побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность.

В основе направленности личности лежат потребности — это главный источник активности человека. Потребности — это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в том, что необходимо для его существования и развития. Потребности человека делятся на три исходные группы: биологические, социальные и духовные (В.П. Симонов, 1983):

· биологические и продиктованные ими материальные потребности в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для материальных благ, в защите от вредных воздействий, обеспечении индивидуального и видового существования;

· социальные потребности — это потребности принадлежать к определенной социальной группе и занимать в этой группе определенное место, пользоваться вниманием и привязанностями окружающих, быть объектом их уважения и любви;

· духовные (культурные) потребности — познания в самом широком смысле: познания окружающего мира, его отдельных частностей и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования.

Каждого человека характеризуют все три группы основных потребностей, образующих неповторимые разнообразные комбинации, причем у большинства людей преобладают социальные потребности.

На основе потребностей формируются мотивы деятельности,побуж-дающие человека к постановке целей и к действиям, поступкам для достижения этих целей. Формирование мотивов осуществляется на основе соотнесения человеком своих потребностей со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности. Мотивы придают личностный смысл целям деятельности, поэтому активность в достижении одной и той же цели у разных людей определяется различными мотивами. Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма), мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов, мотивы благополучия, познавательные мотивы и другие.

Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверены в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели.

Мотивация спортивной деятельности — это особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата (Р.А. Пилоян, 1984). Применительно к процессу многолетней подготовки мотивация спортсмена должна включать осознанное желание, сформированное в виде четкой цели, высокую вероятность ее достижения при условии выполнения тренировочной работы, необходимой для повышения своих возможностей. На начальных этапах занятий плаванием у спортсменов мотивы недостаточно осознаны и преобладают такие нестойкие их формы, как влечения, желания, стремления. По мере роста спортивного мастерства у пловцов начинают доминировать осознанные формы мотивов — убеждения, ценностные ориентации, чувство долга (И.Н. Куликов, З.С. Сырыщева, 1976). Поэтому важной задачей тренера является формирование мотивационной основы своих учеников.

При формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее:

· ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;

· подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;

· развивать спортивное честолюбие;

· стимулировать спортсмена поощрениями;

· развивать положительные традиции команды;

· отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива;

· привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом;

· показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов;

· раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;

· объяснять социальные функции спортивного плавания;

· развивать познавательный интерес к учебно-тренировочному процессу.

Воспитание волевых качеств. Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха в занятиях плаванием. В числе основных волевых качеств и черт спортивного характера пловца обычно выделяют целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержку и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Специфика соревнований на дистанциях разной длины накладывает определенные требования к волевым качествам пловца (В.Н. Платонов С.М. Вайцеховский, 1985). При проплывании стайерских дистанций необходима устойчивость и стабильность волевых напряжений, а на спринтерских дистанциях волевые проявления кратковременны и требуют напряженных усилий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: