Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) (1910 – 1997)




Краткие сведения о представляемых гуманистах ХХ века

 

Мать Мария (Елизавета Юрьевна Кузьмина – Караваева) (1891 – 1945)

Родилась в Риге, детство провела в Крыму, где ее отец был директором Никитского ботанического сада. Поэт, общественный деятель, монахиня – внешние вехи жизни, по своей внутренней сути жизни цельной, ведомой сильной волей и собственными выстраданными представлениями о деятельном служении людям. Дружба с А. Блоком, их многолетняя переписка серьезно повлияли на мировоззрение Елизаветы Юрьевны. В феврале 1918г. вошла в партию социалистов – революционеров и некоторое время (но какое время!) была городской главой г. Анапы в Крыму. Со своим вторым мужем Д.Е.Скобцовым с 1923г. в эмиграции во Франции. В 1926г Елизавета Юрьевна.глубоко переживает смерть дочери. Вступает в Русское студенческое христианское движение, занимаясь миссионерской, просветительской и филантропической работой. В марте 1932г. разводится с мужем и принимает монашеский постриг. Ее филантропическая деятельность расширяется. Годы фашистской оккупации Франции, гибель сына, лагерь Равенсбрюк, где мать Мария погибла в газовой камере. Ее жизненный крест – хождение по водам, где каждый прожитый день жизни превращается в подвиг – род подвижничества, сострадания и светлой, бестрепетной любви к ближнему. В этой деятельной любви к ближнему гуманизм, матери Марии.

 

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 – 1989)

 

Человек, доказавший, что такая хрупкая категория как совесть может серьезно корректировать политику, если гражданское чувство личной ответственности касается прав и безопасности землян. Человек, опровергший пословицу «Один в поле не воин», всей своей жизнью показавший, что и один – воин, если он – Личность. Ученый огромного таланта и могучего интеллекта, создатель водородной бомбы, ужаснувшийся, когда осознал чем грозит такое открытие, если им начинают пользоваться безответственные политики и властители, свободные от угрызений совести. Человек, стоявший у истоков движения инакомыслящих, много способствовавший развертыванию гласности и правозащитного движения в СССР. Человек большого непоказного мужества, удивительной личной скромности и доброты, умеющий отстаивать свою позицию до конца, когда убежден в правоте своих доводов. А. Сахаров не казнил себя бесплодными терзаниями за участие в атомных проектах СССР, но настойчиво и неуклонно, с глубоким пониманием реальности и психологии людей, делал все возможное, чтобы исключить опасность ядерного противостояния в мире. Он не жалел времени и сил для спасения единомышленников от арестов и преследований властями. Государственная машина неоднократно пыталась и преуспела в том, чтобы истощить его жизненные силы, но была бессильна противостоять его колоссальному неформальному влиянию на умы и сердца вольнолюбивых (его слово!) людей.

 

Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944)

 

Французский летчик, писатель, мыслитель-гуманист. Некоторые его книги – «Планета людей», «Маленький принц» переведены на основные языки мира. В своих глубоких размышлениях Сент-Экзюпери не приемлет торгашеские, корпоративные, лишенные тепла человеческих чувств, отношения между людьми и, вместе с тем, утверждает красоту человеческого братства, скрепленного дружбой и ответственностью. Он возвратил первоначальный смысл понятию человечности как бескомпромиссному вызову обезличенному, обездушенному миру. Через замечательные художественные образы Лиса и Маленького Принца Сент-Экзюпери проводит мысль чрезвычайной важности – «Мы отвечаем за тех, кого приручили», за всех братьев наших меньших – животных, а уж тем, более, за детей, другими словами – за всех, кого втянули в орбиту своей воли, шире – за все людские горести и людские подлости. Сент-Экс, как называли его друзья, активно участвовал в Движении Сопротивления как журналист и как военный летчик. 31 июля 1944г. он не вернулся из разведывательного полета. Человек пронзительной искренности и честности, чуждый позерства и фальши, в конце жизни глубоко страдавший от человеческого несовершенства, Антуан де Сент-Экзюпери продолжает свой прерванный полет в душах оценивших его людей.

 

Альберт Швейцер (1875 – 1965)

 

Немецко-французский мыслитель, богослов, врач, музыковед-органист. В 1913г. А. Швейцер, отказавшись от блестящей научной и музыковедческой карьеры, отправляется в Экваториальную Африку, в Ламбарене и основывает там больницу, что стало главным делом его жизни и трибуной проповеди его идей. Собрав вокруг себя преданных ему людей, А. Швейцер, путем личных титанических усилий, воли и настойчивости, сумел создать цивилизаторский очаг в условиях трудно переносимого для европейцев влажного тропического климата. Но, именно там, А. Швейцера осенила центральная идея его философских размышлений – принципа благоговения перед жизнью, что, по его мнению, должно стать основой этического обновления человечества, разработкой норм универсальной космополитической этики. В основу этой этической программы А. Швейцер положил плодотворную идею жизнеутверждения как осмысленного бытия. Критерием развития культуры А. Швейцер считал уровень гуманизма, достигнутого конкретным обществом, поскольку всегда был сторонником философски обоснованного и практически применимого гуманистического мировоззрения. В 1953г. Альберт Швейцер удостаивается Нобелевской премии мира.

 

Виктор Франкл (1905 – 1997)

 

До второй мировой войны жил в Австрии, работал в качестве психотерапевта и психиатра в венских клиниках. Во время войны был арестован и отправлен в фашистский концентрационный лагерь, где благодаря своей силе духа и стойкости не только не утратил веру в человека, но, напротив, именно там в обстановке унижения, страха и насилия сумел утвердить человеческую стойкость и жизнелюбие в качестве врачующего фактора всей телесно-душевно-духовной организации жизнедеятельности человека, фактора, позволяющего обрести смысл жизни в самых внешне невыносимых условиях существования. После войны весь свой уникальный опыт человека и ученого отразил в книгах и многочисленных выступлениях во многих странах мира. Особенно много сил и энергии Виктор Франкл отдал распространению своих взглядов ученого и врача в университетах США Он создал новое направление в психотерапии – логотерапию, которую смело противопоставил школе психоанализа: человек не должен быть пассивным пациентом-невротиком, его следует учить умению выдерживать напряжение жизни, учить не уклоняться от трудной ситуации. Виктор Франкл рассматривал человека как решающую силу в поисках собственного осмысленного бытия, настойчиво убеждал, что подлинное человеческое сообщество прежде всего является сообществом ответственных личностей. Виктор Франкл – гражданин и гуманист новой формации – относится к тем немногим счастливым людям, которые чутко и глубоко осознали собственное жизненное предназначение, всегда оставались верными ему, смогли полностью реализовать себя, даровав свою энергию жизнестойкости последующим поколениям людей.

 

Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) (1910 – 1997)

 

Родилась в современной Македонии в семье албанцев среднего достатка, необычность которых была в том, что они были католиками. В 18 лет Агнес услышала некий внутренний голос, призывавший ее стать миссионеркой в Индии. В 1937г. приняла монашеский обет и взяла имя Терезы. С 1928 по 1948гг. находилась в ирландском католическом монастыре ордена сестер Лорето в Индии (Калькутта). Окончила курсы медсестер и, оставив, как ей представлялось, слишком благополучную жизнь в католическом монастыре, осенью 1950г. получила разрешение Ватикана на создание нового ордена сестер милосердия. К концу 90-х годов основанный ею орден имел 400 отделений в 111 странах мира, в том числе в Армении и в России. В 1952г. мать Тереза открыла первый дом милосердия для умирающих, позднее такие дома стали называть хосписами. Далее в ее многосторонней деятельности – открытие лепрозориев и приютов для брошенных детей. В 1979г. мать Тереза удостаивается Нобелевской премии мира. Основанный ею орден сумел совместить казалось бы несовместимое – аскетическое монашеское общество и юридическое лицо со спонсорскими поступлениями 10 – 50 млрд. долларов в год. Факты ее жизни и деятельности настолько красноречивы, что сомневаться в действенном гуманизме матери Терезы, не приходится.

 

Фритьоф Нансен (1861 – 1930)

 

Полярный исследователь, ученый-океанограф, дипломат и величайший гуманист – таковы грани дарования славного сына Норвегии – Фритьофа Нансена. После окончания мировой войны 1914 – 1918гг. Нансен был верховным комиссаром Лиги Наций по делам военнопленных: благодаря его деятельности 450 тысяч военнопленных 27 национальностей вернулись домой. Ф. Нансен близко к сердцу принял трагедию первой волны русской эмиграции. Он помог сотням тысяч беженцев обрести кров и работу вне родины, своим международным авторитетом придал юридический статус неправительственному документу – так называемому нансеновскому паспорту. В 1921г. Нансен возглавил беспримерную по масштабам международную кампанию помощи голодающим Поволжья, хотя при этом был лишен поддержки Лиги Наций. В 1925 -–1929гг. Нансен глава комиссии по репатриации армянских беженцев в Советскую Армению. Все эти годы Ф. Нансен оказывал практическую помощь армянам, пострадавшим от турецкого геноцида. Нобелевская премия мира (1922г.) за гуманную деятельность. Имя Фритьофа Нансена стало символом мужественной борьбы за гуманизм и человеческую солидарность.

 

Улоф Пальме (1927 – 1986)

 

Профессиональный политик, блестящий оратор и полемист, доказавший своей деятельностью, что политика, как искусство возможного, может быть искренней и честной, социально необходимой и творческой профессией. С 22-х лет в социал-демократическом союзе молодежи, с 1953г. в социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ). В 1969г. становится премьер-министром и председателем СДРПШ. В 1977г. – лауреат премии мира имени Дж. Ральстоуна за «деятельность в защиту прав личности и особенно за неустанную заботу о социальной справедливости». С 1982г. У. Пальме возглавляет неправительственную организацию «Независимая комиссия по вопросам разоружения». Деятельно участвует в Социнтерне, являясь, по большому счету, душой этой организации. В социализме У. Пальме видит гуманистическую устремленность и этический порыв в борьбе против социального неравенства. Улоф Пальме гармонически сочетал в себе истинного джентльмена, аристократа духа и мудрого демократа в отношении ко всем людям Земли и, безусловно, к своей, горячо любимой им, Швеции. Злодейски убит человеконенавистниками.

 

Рауль Валленберг (1912 – 1947)

 

Происходил из обширного клана шведских промышленников и банкиров Валленбергов. Несколько лет работал в Палестине, в представительстве голландского банка, откуда в июне 1944г. был направлен в Будапешт секретарем шведской консульской миссии. По прибытии сразу включился в бурную и опасную деятельность по спасению евреев, сплошным потоком направляемых в Освенцим. По разным оценкам, Р. Валленберг спас от 30 до 100 тысяч человек от неминуемой смерти. В январе 1945г.искал встречи в Будапеште с маршалом Р. Малиновским, армия которого вошла в город, но был арестован органами СМЕРША и коварно вывезен в Москву, где вскоре оказался в Лубянской тюрьме. После долгих издевательств и настойчивых попыток органов госбезопасности СССР склонить Р. Валленберга к сотрудничеству с ними, он был умерщвлен. По не вызывающей доверия официальной версии, Рауль Валленберг умер от сердечного приступа в июле 1947г. Этическая и гуманистическая направленность деятельности Рауля Валленберга подтверждается многими знавшими его людьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: