Разнообразие целей сложной организации является их общей характеристикой.




При этом подходы к формированию целей коммерческих и некоммерческих организаций имеют свою специфику. Усилия организаций, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании определённых товаров или услуг, удовлетворяющих общественные потребности в рамках специфических ограничений по затратам и получаемой выгоде (прибыли). Эти результаты находят отражении в формулировании конкретных показателей удовлетворения спроса рынка (номенклатура товаров и услуг, объём продаж, доля целевого рынка), а также в таких целях, как уровень желаемой (возможной) рентабельности, прибыльности и производительности при осуществлении хозяйственной деятельности. Некоммерческие организации (государственные учреждения, государственные институты, некоммерческие медицинские учреждения и др.) формулируют цели по предоставлению конкретных услуг в рамках бюджетных или иных финансовых учреждений.

Структура организации. Подразделения создаются в организации, как правило, для обеспечения работ в конкретных функциональных областях.

Структура организации может быть представлена как совокупность и логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей её деятельности, определяемые в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

При рассмотрении внутренних переменных ограничимся двумя концепциями, имеющими отношение к управлению (изменению) структуры: специализированное разделение труда и сфера контроля.

Специализированное разделение труда отражает закрепление работы за теми специалистами, которые способны выполнить эту работу лучше других с позиции организации как единого целого.

Отметим, что во всех организациях (за исключением самых малых) имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным видам выполняемой работы, требующей определённой квалификации и умения. Если организация достаточно велика по размеру, то специалистов группируют вместе в пределах функциональных областей.

Объём управления непосредственно влияет и во многом определяет разделение управленческого труда (по вертикали и горизонтали). Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации формирует иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчинённость на каждом уровне, измеряемая объёмом управления. Объём управления, в свою очередь, определяется сферой контроля.

Сферой контроля называют число сотрудников, подчинённых одному руководителю. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то говорят о широкой сфере контроля, которая приводит к формированию плоской структуры управления. Если сфера контроля узкая, то можно говорить о многоуровневой структуре.

Необходимость в координации. Необходимость в координации становится поистине насущной проблемой, когда работа чётко делится по горизонтали и вертикали, что часто имеет место в современных организациях. Если руководство организации не сформулирует формальных механизмов координации, люди не смогут эффективно выполнять работу вместе.

Задачи организации и их характеристики. Одним из основных направлений конкретного разделения работ в организации является формулирование задач.

Задача определяет предписанную работу (часть работы или совокупность работ), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Задачи предписываются не работнику персонально, а его должности (или подразделению). Каждая должность организации включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Характеристики задач предусматривают их разделение по выполняемой работе. Традиционно такое деление предусматривает три категории: работа с людьми, работа с предметами (машины, сырьё, инструменты), работа с информацией. Кроме того, в качестве общих характеристик задач могут использоваться: частота повторения конкретной задачи и время, необходимое для её выполнения.

Технология представляет собой сочетание (совокупность) квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Люди являются важнейшим ресурсом и внутренней переменной организации. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешную деятельность людей: физические и умственные способности, потребности, ценности, восприятие и отношение.

К индивидуальным способностям обычно относят: интеллектуальные способности и некоторые физические данные. При этом следует учитывать, что способности при назначении человека на ту или иную должность (на конкретную работу), как правило, приобретаются с опытом в процессе обучения. Отбор человека на определённую работу по его способностям стал общепризнанным средством использования (увеличения) выгоды от специализации. Это одна из причин, по которым многие организации предпочитают расширять способности конкретного сотрудника к выполнению той или иной задачи путём обучения, если другие характеристики подходят для его новой работы.

Потребности – есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. К базисным потребностям относят в основном потребности физиологические (потребности в пище, питье, тепле), а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу или определённой группе людей. В том числе многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но это не проявляется, пока не удовлетворены их базисные потребности. Если потребности не удовлетворены, человек будет бессознательно стремиться к их удовлетворению.

Восприятие (для практических целей) можно определить как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от различных ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Восприятие отражает воспринимаемую «реальность» определенного события каждым индивидуумом.

Если руководство хочет, чтобы сотрудники стремились к достижению цели организации, то оно должно внушить им, что желаемое для организации поведение приведет к удовлетворению индивидуальных потребностей каждого из них.

Отношение (точка зрения) является конкретным убеждением или чувством индивида (определенного человека) в отношении тех или иных аспектов окружающей среды. Психолог Дэрил Бем определяет отношение как: «то, что нравится, и то, что не нравится, как нашу неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или к любым воспринимаемым аспектам окружающей среды. Отношения могут формировать также необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влиять на поведение человека. Примерами необъективного восприятия могут служить расовые или иные предрассудки.

Ценности отражают общие убеждения, веру людей по поводу того, что хорошо, что является благом, а что не заслуживает внимания в жизни. Ценность всегда предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-либо благом. Ценности, как и многие другие индивидуальные характеристики, приобретаются посредством обучения.

Организации и их руководители, как правило, признают ценности, существующие в культуре общества. Кроме того, организация стремится иметь собственные ценности (мораль, обычаи и табу, другие факторы, воспринимаемые как групповые ценности).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: