Для обоснования государственной конъюнктурной (антициклической) политики используются теоретические принципы государственного дирижизма, денежного правила М. Фридмена, мультипликационного эффекта воздействия государственных инвестиций на производство, занятость, национальный доход.
1. Раскройте место и роль вышеперечисленных принципов в деятельности российского правительства в современных условиях.
2. Одним из принципов государственного предпринимательства является принцип так называемого разумного протекционизма. Данный принцип подвергается критике и в тоже время повсеместно реализуется на практике.
Как, на Ваш взгляд, можно объяснить данный парадокс?
3. Государство не может оставаться сторонним наблюдателем и ожидать, пока экономика самостоятельно выйдет из кризиса. Государство само страдает от кризиса и заинтересовано в его преодолении, а главное – оно несет ответственность перед обществом за состояние экономики, уровень и качество жизни населения. Поэтому правительства развитых стран после разрушительного мирового кризиса 1929–1933 гг. выработали механизм антикризисного регулирования, неоднократно применявшийся с определенным успехом в последующие десятилетия.
Попытайтесь сформулировать основные положения антикризисной программы, которые Вы могли бы рекомендовать Правительству РФ для выхода из современного экономического кризиса.
Задание 7. (Практическое занятие 6.5. Финансовый механизм)
В западных экономических теориях проблемы бюджетного дефицита (профицита) рассматриваются преимущественно в аспекте задач экономического роста и обеспечения полной занятости. В бюджетной же политике России они увязываются только с подавлением инфляции и уплатой внешнего долга.
|
1. Какова Ваша точка зрения на современную бюджетную политику, проводимую Правительством РФ?
2. Охарактеризуйте издержки профицита для экономического роста в среднесрочной перспективе.
3. Регулирование доходов и расходов государства – важнейшая задача государственного экономического регулирования. В ряде стран доходы выше расходов. Но большинство стран «не сводят концы с концами», что выливается в ежегодный государственный долг – до 5% ВВП и значительный накопленный долг – до половины ВВП. Несмотря на то, что Россия в последние годы принимает и реализует бюджет с профицитом, за ней остается большой накопленный долг.
Как, на Ваш взгляд, должна функционировать российская экономика, чтобы обслуживать и сокращать государственный долг?
Задание 8. (Практическое занятие 6.6.Особенности современной бюджетной политики в РФ).
Налоговая реформа, проводимая в Российской Федерации, должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих наращиванию инвестиций), а с другой – большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.
1. Как Вы считаете, насколько успешно государство решает эти задачи в условиях реформирования российской налоговой системы?
2. И в западных странах, и в России серьезными проблемами остаются уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов.
|
Попытайтесь дать общие рекомендации, предназначенные для государственных органов, устанавливающие жесткий контроль за соблюдением налогового законодательства и пресекающие «теневые» экономические операции.
3. Как показывает мировой опыт, в зависимости от степени социальной ориентации общества налоговая нагрузка на экономику развитых стран колеблется от 30% (США) до 65–75% (Швеция). В странах с переходной экономикой уровень налоговой нагрузки в период рыночных реформ достигает 26–28%.
Проанализируйте возможности Российской Федерации по усилению централизации финансовых ресурсов для решения социальных и других проблем общегосударственного значения. Выводы обоснуйте.
4. В России существует противоречивое мнение по поводу льгот налогообложения и кредитования по отношению к предпринимательству.
Какие льготы, стимулирующие эффективное предпринимательство и не наносящие ущерб доходам государственного бюджета, Вы могли бы предложить при рационализации систем налогообложения и кредитования в Российской Федерации?
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.
Этапы мозгового штурма:
1) Организационные вопросы (пространство, люди), постановка проблемы
- Находим людей для генерацию идей, (примерное количество 7+- 2)
- Сообщаем им о том, какая задача стоит.
- Выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.
|
Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:
Сложность | Вариант решения |
Неподходящее время для проведения группового мозгового штурма или нет людей для его проведения. | Проводить индивидуальный мозговой штурм. |
Есть авторитетные люди в группе. Фокус внимания группы может быть смещён в сторону начальства или авторитетного человека. Невозможность сфокусироваться на задаче. | Желательно заранее, планируя мозговой штурм, предупредить начальство о том, что данное мероприятие предназначено для рядовых сотрудников. Для руководства стоит проводить отдельные мозговые штурмы. |
Во время мозгового штурма повышается энергетика голоса. Всем хочется, чтобы их услышали. Особенно актуально, если участников в группе много. | Найти помещение, где можно громко говорить. Модератор следит за тем, чтобы обсуждение не превратилось в «базар». |
2) Сам мозговой штурм (генерация идей)
- Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.
- Модератор записывает задачу на доске.
- Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.
- Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи)
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею)
Модератор записывает все идеи. И заканчивает писать, когда они закончились или их количества уже достаточно.
Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения: