Языковые средства в тексте




Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата, ситуации общения

Языковые средства в тексте

Литературный язык – это основа культурной речи и культуры человека в целом. Человеку необходимо владеть различными языковыми средствами и умело их использовать в зависимости от речевых ситуаций. К языковым средствам выразительности относятся:

· фонетические – самые сильные средства, формирующие звуковой образ. Наиболее распространенная среди них, это аллитерация – повторение согласных звуков и их сочетаний в речи. К примеру, «Шорох, шуршащих под ногами листьев шёл отовсюду». Частое повторение буквы ш усиливает образность и выразительность речи. Менее распространенным фонетическим средством выразительности речи является ассонанс – повторение гласных звуков и их сочетаний. К примеру, «Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга». («Бородино» М.Лермонтов);

· лексические – к ним относятся тропы, с которыми мы сталкиваемся на уроках русского языка и литературы ещё с младших классов. К тропам относятся сравнение (красива, словно луна), эпитет (лунная красавица), метафора (луна меркнет), олицетворение (луна подмигивает из-за облаков), синонимы (луна - месяц), антонимы (луна - солнце), гипербола (душа ушла в пятки), литота (мальчик-с-пальчик) и др.;

· синтаксические – к примеру, риторические вопросы (И ты, Брут?) и восклицания (Моя Россия! Нет тебе равных!) и другие.

Выбор речевых средств зависит не только от конкретной ситуации, но и от темы, цели и адресата.

Основой культуры речи служит литературный язык. Он является высшей формой национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации.

Литературный язык используется в разных сферах человеческой деятельности: в политике, науке, культуре, словесном искусстве, образовании, законодательстве, официально-деловом и неофициальном общении носителей языка, в межнациональном общении, печати, на радио и телевидении. Между русским литературным языком и его нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие.

Русский литературный язык существует в двух формах — устной и письменной. Каждая форма речи имеет свою специфику.

Устная речь — это речь звучащая, она создаётся в процессе говорения; для неё характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, возможна незаконченность выражения мысли).

Устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий обычно не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как её воспринимают. Говорящий создаёт свою речь сразу, работая одновременно над содержанием и формой.

Устная речь отличается от письменной и характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим, на неё не влияет реакция тех, кто её читает.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы её воспроизвести ещё раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Устная форма литературного языка представлена в двух разновидностях: разговорная речь и кодифицированная речь.

Разговорная речь предполагает непринуждённость общения, неофициальность отношений между говорящими, неподготовленность речи, непосредственное участие говорящих в акте общения, использование жестов и мимики. Перечисленные признаки влияют на выбор средств общения для разговорной речи. Например, на вопрос «Ну как?» в зависимости от конкретной ситуации ответы могут быть самыми разными: «Пятёрка», «Встретил», «Достал», «Проиграл», «Единогласно». Иногда вместо словесного ответа достаточно сделать жест рукой, придать своему лицу нужное выражение, и человеку понятно, что хотел сказать собеседник.

Кодифицированная речь, в отличие от разговорной, используется в официальной сфере общения (на симпозиумах, съездах, конференциях, собраниях, заседаниях и т. д.). Чаще всего она бывает заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладом, сообщением, информацией, отчётом) и далеко не всегда учитывает особенности общения. Для кодифицированной речи характерна сдержанность жестов и мимики.

 

 

При официальном общении наша речь отличается от той, которая используется в быту.

В зависимости от целей и задач общения отбираются языковые средства. Они соответствуют разновидностям единого литературного языка, которые называются функциональными стилями.

В бытовой устной речи употребляется преимущественно разговорная лексика. Она не нарушает общепринятых литературных норм, однако ей свойственна определённая свобода. Слова разговорного стиля отличаются большой смысловой ёмкостью и красочностью, придают речи живость и экспрессивность. Разговорные слова противопоставляются книжной лексике. К ней относятся слова научного, публицистического и официально-делового стилей.

Разделение лексики на книжную и разговорную является условным, т. к. эти понятия не связаны с одной какой-либо формой речи. Книжные слова, типичные для письменной речи, могут употребляться и в устной (научные доклады, публичные выступления и др.), а разговорные — в письменной (в дневниках, бытовой переписке и т. д.).

К разговорно-обиходной речи примыкает просторечная лексика, которая находится за пределами стилей литературного языка. Просторечные слова употребляются при сниженной, грубоватой характеристике людей, явлений и предметов. Например: барахло, брехня, мразь и др. В официально-деловом общении эти слова недопустимы, а в обиходно-разговорной речи их следует избегать.

Однако не все слова распределяются между различными стилями речи. В русском языке есть большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной, так и для письменной речи. Такие слова называются стилистически нейтральными.

Человеку нужно знать различные стили литературного языка и владеть ими, ведь каждая речевая ситуация требует совершенно определённых средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были однородны по своим стилистическим свойствам, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически окрашенных слов было оправдано целью высказывания.

Совершенно недопустимо неоправданное смешение в речи разностилевой лексики — разговорной, просторечной, книжной. В таком случае высказывание становится как бы разноголосым, лишается внутренней гармонии.

Например: …И тут. он с преступными намерениями поднял антикварную вазу неземной красоты и грохнул её об пол (Из объяснительной записки).

Знание специфических особенностей каждого функционального стиля помогает умело пользоваться языковыми средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей высказывания.

Упражнения

Отбор языковых средств в тексте

1. (1) Иностранцы отмечают, что настроение русского человека, разговаривающего с ними, может внезапно меняться с благодушного на обиженное, а потом вдруг опять его лицо станет приветливым. (2) Объясняется такое поведение тем, что русский человек не прячет истинную эмоцию за улыбкой или вежливо-сдержанной маской, как принято в западном общении. (3) ____ это просто непосредственная эмоциональная реакция на содержание разговора.

 

1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. Тем не менее

2. Именно

3. Лишь

4. Хотя

5. Таким образом,

 

2. (1) По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (З) Так, _____ повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.

 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. однако

2. может быть,

3. например,

4. хотя

5. наоборот,

 

3. (1) Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3) _____ всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

2. Вопреки этому,

3. Зато

4. Однако

5. Например,

 

4. (1) Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. (2)Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. (3)И ______ отражённый свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. зато

2. не только

3. только

4. даже

5. хотя

 

5. (1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3)_____ современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Но

2. Благодаря этому

3. Во-первых,

4. Тоже

5. С тех пор

 

6. (1)Диоксид серы, или углекислый газ, образующийся в процессе горения, брожения или гниения органических соединений, необходим для дыхания, так как возбуждает дыхательный центр и обеспечивает автоматизм дыхания. (2) ____ углекислый газ может стать опасным, если его содержание в воздухе превысит несколько процентов. (3)Этот газ в полтора раза тяжелее воздуха и потому может накапливаться в колодцах, пещерах, закрытых резервуарах, непроветриваемых овощехранилищах, низинах вблизи горящих торфяников и других местах.

 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите эго слово.

1. Поскольку

2. Однако

3. Поэтому

4. Именно

5. Таким образом,

 

7. (1) Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. (2) Современное общество не смогло бы жить в окружении той природы, которая существовала до появления человека: без огромных массивов распаханных земель, осушенных болот, орошаемых полей, полезных ископаемых, судоходных каналов, дорог автомобилей, заводов и т.д. (3) ____ общество приспосабливает природу под свои нужды, изменяет её так, как считает необходимым.

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. Таким образом,

2. Несмотря на это,

3. Зато

4. Лишь

5. Однако

 

8. (1) В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3) ______ недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Однако

2. Несмотря на это

3. Вопреки всему

4. Ведь

5. Зато

 

9. Объективность — важный признак научного стиля речи. (2) В текстах, которые относятся к научному стилю, находит отражение не личное субъективное мнение автора, а теории и законы, научные факты и явления, и всё это требует количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных. (3) ____ восклицательные предложения в научном стиле используются очень редко.

 

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. Хотя

2. Однако

3. Поэтому

4. Именно

5. Лишь

 

10. (1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2)_____ при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (З)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Однако

2. В частности,

3. Следовательно,

4. Вопреки этому,

5. Хотя

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: