1) Упражнение «Вавилон». Для игры нужны карточки алфавита, гласные и часто встречающиеся буквы лучше продублировать. Далее сделать 4 карты-джокеры, они заменяют любую букву (сделать их «*»). Перемешиваете колоду и раздаете участникам. Далее просите составить слово из 3-4-5 букв (смотря какая еще группа), объединившись в подгруппы. Если слово составлено, группа встает вместе и поднимает карточки вверх, чтобы можно было прочитать слово. На задание дается 2-3 минуты. После этого люди представляются и говорят как они выбрали подгруппу или почему не смогли выбрать. Игру можно повторить до 6 раз. (на командообразование, сплочение, знакомство).
2) Упражнение «Я особенный. Это хорошо!». Упражнение в группе. Пусть участники сначала с открытыми глазами, присмотрятся на участников группы. Решат для себя, кто вызывает доверие, кто недоверие, кто «тайна за 7 печатями».. Затем закроют глаза и вытянув вперед руки ходят по комнате. В какой-то момент ведущий дает команду: объединяемся в группу из 4 человек и люди с закрытыми глазами должны объединится в группы. Укомплектованная четверка встает кружком, чтобы остальным было понятно, что группа укомплектована. Потом ведущие помогают «отстающим» создать группу и кто не поместился-их добавляют в группы. Далее на подгруппу выдается бланк анкеты:
Даете анкету и объясняете участникам, что сейчас у них есть возможность познакомиться поближе. Задача команды – заработать как можно больше очков..
Краткое подведение итогов:
• Что я ощущал, когда пытался найти «свою» четверку?
• Имел ли я представление, кто оказался со мной в одной команде?
• Какой была атмосфера в маленьких группах?
|
• Что поразило меня больше всего?
• Что меня порадовало?
• Насколько важным для меня был выигрыш?
3) Упражнение «За дверью». Группа садится в круг. Особенно смелый участник выходит за дверь. Задача остальных участников его покритиковать по следующим вопросам: что его раздражает в этом человеке, что злит, отсутствие какого качества не нравится. Участник за дверью отвечает на эти же вопросы. Каждый в кругу должен сказать что-то. Далее тот участник возвращается и должен рассказать что он думает, чем он может не нравится. Группа говорит «да» или «нет.». Если участник хочет, то может узнать, а что в итоге группа говорила. После всего участник благодарит группу и садится на место. И так все должны побывать за дверью. Оставьте немного времени на заключительное подведение итогов:
• Услышал ли я о себе что-то неожиданное, о чем не знал?
• Хочу ли я принять во внимание критические высказывания в мой адрес и изменить свое поведение?
• Как я себя чувствовал во время игры?
• Задело ли меня какое-либо замечание?
3) Упражнение «Бартерная торговля». Группа делится на три команды. Для упражнения необходимо три листа бумаги разного цвета. Листы режутся на кусочки и отдаются каждой команде примерно поровну, если какой-то команде достанется чуть больше листочков - ничего страшного. И так у каждой команды есть кусочки листов трех видов. Задача команды – собрать любой листок полностью из кусочков. От каждой команды выбирается 2 посредника и они ведут обмен с посредниками других команд. Посредники могут меняться в ходе упражнения.
Когда все три группы собрали свои листы, задайте несколько вопросов:
|
• Что удивило вас во время выполнения упражнения?
• Какие посредники были особенно удачливыми?
• Как можно было бы описать стиль их общения?
• Какая группа справилась с задачей быстрее всех?
• Как у нее это получилось?
• Все ли команды вели себя честно?
• Вела ли себя какая-нибудь команда так, что не хотела менять некоторые кусочки?
• Какой была атмосфера при обмене: непринужденная? напряженная? веселая?
• Все ли участники внутри своих команд побывали в роли посредников?
• Кто взял на себя руководство процессом?
Пример как можно разрезать бумагу: куски не должны быть одинаковыми по размеру и одной формы.
4) Упражнение «Волшебная газета». Для упражнения необходима старая газета. Берете из газеты один двойной лист и говорите группе что это волшебная газета. Группа не верит. Складываете газету трубочкой и смотрите на них, кто-то говорит: «подзорная труба»… Вы говорите, вот видите: можно из газеты сделать что хотите. И далее передаете газету следующему участнику и так каждый должен что-то сделать и показать, а другие догадаться.
5) Упражнение «Пластилиновое искусство». Группа делится на мини-группы, лучше по 4 человека, можно по 3 и по 5. Лишь бы в группах было одинаковое кол-во участников. В группах выбирается «творец». И творцы подходят к ведущим и ведущий говорит каждому творцу определенный предмет: (слон, питон..; пылесос, чайник; солнце, гора; и т.д.) Задача творца: прийти в группу и начать лепить что-то, а группа должна догадаться, что же он лепит. Творец не говорит ни слова. Чья первая группа догадалась – зарабатывает очко. И так можно сыграть чтобы пару раз каждый был творцом. (нужны коробки пластилина на мини-группу по одной).
|
6) Упражнение «Совместный рассказ». Группа садится в круг, и руководитель начинает рассказывать исто-
рию, например, такую:
-Жил-был король, у которого была невеста, и любил он ее больше всех на свете...
-Жил-был замечательный музыкант, который как-то шел через лес и думал о разных вещах. Когда больше не осталось ничего, о чем он мог бы подумать, он сказал себе: «Время течет очень долго в этом огромном лесу, я хотел бы найти себе хорошего попутчика...»
-Жила-была старая королева, которая была очень больна и думала про себя: «Я, наверное, скоро умру...»
-Жила-была одна девушка, которая целый день ничем другим не занималась, кроме как пряла и ткала...
-Жил-был могучий король, у которого было три сына, и любил он их больше жизни. Он думал: «Хорошо бы было, если б мои сыновья отправились посмотреть мир...» Далее ведущий с помощью маленького мячика или игрушки (он бросает мяч тому, кто будет продолжать) и далее тот продолжает, затем также кидает мяч другому и т.д. пока сказка не закончится. Одно условие: конец должен быть обязательно хороший!=)
6) Упражнение «Как дела? Спасибо, хорошо.» Участники встают в одну линию перед ведущим, плечом к плечу. Смотрят друг на друга, далее рассчитываются по числам. После этого закрывают глаза, а лучше надевают повязки. И далее каждый должен запомнить голос соседа, для этого по очереди каждый задает вопрос соседу: «как дела?». А он должен ответить: «спасибо, хорошо.» И так можно несколько раз, пока голос не запомнится. Далее группа расходится с закрытыми глазами по залу и в какой-то момент ведущий говорит: собираемся. И каждый должен занять место, опять же говорить можно: «как дела» и «все хорошо».
7) Упражнение «Секрет Джованни». Для этого упражнения нужно сделать карточки:
-Джованни слушает только музыку в стиле кантри.
-У Джованни аллергия на кошек.
-Джованни лысый.
-У Джованни нет машины.
-Джованни не умеет готовить.
-Единственное украшение Джованни — перстень с печаткой.
-Эгон Айгенсинн — тренер Джованни.
-Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом.
-Лизы Лангбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник».
-Гарри Питтбул совершенно невиновен.
-Джованни очень тщеславный.
-Тетя Роза в Африке на сафари.
-Джованни никогда не ест суп.
-Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.
-Белло любит играть под кроватью Джованни.
-Белло не в воде.
-Джованни любит животных.
-У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.
-Эгон Айгенсинн часто ходит в оперу.
-У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.
-Лиза Лангбайн любит брильянты.
-Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.
-Джованни приобрел государственные ценные бумаги.
Группа садится в круг. Задача группы разгадать секрет Джованни. Часть информации группа получает устно: «Джованни Великий — знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбул. Джованни сказал: «Я не могу пойти туда, пока я это не нашел».». Далее раздаются карточки участникам. Каждый игрок должен прочитать вслух, что на-
писано на его карточке. При этом действуют три правила:
• Нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину событий.
• Нельзя заставлять другого читать, что написано у него на карточке, если тот не хочет.
• Никто не должен выпускать свою карточку из рук.
Группа должнат ответить на три вопроса:
· Что потерял Джованни? Кто это похитил? Где это находится.
Ответ: Белло, пес Джованни, утащил его парик; парик лежит под кроватью Джованни.
Приложение к упражнению:
ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО?
• маленький котенок;
• билет в оперу;
• парик;
• красный кабриолет;
• рецепт кекса;
• брильянтовое кольцо.
КТО ЭТО ПОХИТИЛ?
• Белло, собака;
• Эгон Айгенсинн, тренер Джованни;
• Лиза Лангбайн, его подруга;
• Гарри Питтбул, его соперник;
• его любимая тетя Роза.
ГДЕ ЭТО НАХОДИТСЯ?
• в городском парке;
• под кроватью;
• в стиральной машине;
• на дереве;
• в его купальном халате.
8) Упражнение «Что любит Макс». Группа садится в круг и ведущий начинает рассказывать что любит Макс: Максу нравится Алла, но не нравится Катя...
• Максу нравятся аккумуляторы, но не нравятся моторы...
• Максу нравятся стрессы, но не нравится спокойствие...
• Максу нравятся хоббиты, но не нравятся эльфы...
• Макс любит получать ссуды, но не любит давать кредиты...
:• Максу нравится барракуда, но не нравится тигровая акула...
Кто догадается – молча садится в круг. Через какое-то время ведущий предлагает кому-то из круга продолжить что любит Макс..Ведущий на правильное высказывание кивает, на неправильное – мотает головой и человек встает опять на старое место.
Ответ: Макс любит слова, где есть двойные согласные. И терпеть не может слова, где их нет.
9) Упражнение «Кто это был?». Группе надо догадаться кто убийца. Ничего записывать, делать пометки нельзя. Раздается группе 27 карт, надо ответить на вопросы:
• Кто убийца?
• Что было орудием убийства?
• Когда произошло убийство?
• Где было совершено убийство?
• Каким был мотив?
Карточку нельзя никому передавать, нельзя покидать комнату и нельзя ничего записывать и делать пометки. Говорит только один игрок.
Ответ
Г-н Беретта ранил г-на Роса выстрелом в ногу. После этого Рос пошел в квартиру Либлинга, где он был им убит в половине первого ножом; Либлинг состоял в любовной связи с женой Роса.