Контраст как основной приём развития произведения




Влияние литературных произведений в прозе на создание

Композиторской классической музыки.

1.Традиция "колокольности" в русской музыке

Колокольный звон... Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном со­брании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливи­стых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешествен­ники.

Сегодня ты продолжишь знакомство с музыкальным произведением, которое сохраняет традицию колокольности в русской музыке.

 

Это произведение ленинградского композитора Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999)

симфония – действо «Перезвоны», которое написано для хора, солистов,

гобоя и группы ударных инструментов.

В основе этого сочинения впечатления композитора от рассказов из­вестного писателя, актера и режиссера Ва­силия Макаровича Шукшина.

В рассказе В. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:

Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет... Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. Красота ее, ясность ее поднебесная редкая на земле. Дело, наверное, в том, что дает родина - каждому из нас - в дорогу...

А вот что говорил композитор о своем со­чинении:

Все написанное В. Шукшиным предельно ис­кренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слуша­телей. Так и выстраивается «действо»: начало и конец - трудная дорога. А в середине - свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и пре­красна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда.

Послушай ЗДЕСЬ "Вечернюю музыку" ещё раз и напой мелодию.

Задание 1

Что передаёт «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышны и духовная сосредоточенность, и светлое, молитвенное состояние? Подумай и расскажи о своих впечатлениях (можно написать сочинение).

 

Стиль композитора

Образы героев Шукшина и Гаврилина воссоздали образ России. Композитор Валерий Гаврилин обращается к народно-песенному искусству – её истокам и традициям. В этом проявляется индивидуальность композитора, его стиль, т.е. музыкальный почерк. Он находит высокую поэзию в любых мотивах окружающей жизни, в том числе и в самых, казалось бы, обыденных. Он мог бы повторить слова И.Бунина: «Не всё ли равно про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле».

Ответь на вопрос: Как ты думаешь, можно ли это высказывание отнести к прозе Василия Шукшина?

Задание 2.

Послушай 1-ю часть симфонии-действа «Весело на душе».Слушать ЗДЕСЬ

Может ты заметишь что- то очень особенное в этой музыке?

Конечно, ты обратил внимание на то, что очень много раз повторяются одни и те же слова «Весело на душе». Какое внутренне напряжение передаётся в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте.

Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Сели, поехали,

Силы небесные, глазки твои прелестны, прекрасны...

Весело на душе, слезы соленые, кони дареные, Руки холеные, души палёные...

 

Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе музыка?

 

Задание 3

А теперь послушай фрагмент ещё одной части симфонии- действа «Перезвоны», которая называется «Молитва». Слушать ЗДЕСЬ.

Ты обратил внимание, как тихий колоколь­ный звон в длительном вступлении звучит словно призыв, застав­ляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вока­лиз низких мужских голосов как бы приводит нас к месту дей­ствия. (Может быть, в монастырь?) Искренне звучит текст мо­литвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значи­ма.

Ответь на вопросы:

• Что за человек может так молиться? Что можно о нём сказать?

Вслушайся в декламацию текста чтецом и вдумайся в смысл молитвы.

• Какие приемы ис­пользует композитор, создавая музыкальный образ?

 

 

(Голос со­листа — декламация текста, колокольный звон, чередование разных групп хора и солистки и др.)

 

«Зачем печалишься, душа моя?..»

Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне кото­рого поёт солистка, — слышен как будто плач: «Злоумышляет грешный против праведного...» На фоне скользящей вниз ме­лодии, усиливающей ощуще­ние безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, / Всемилостивец, не медли, / Ибо попрал меня человек, / Всякий день, нападая, теснит меня».

Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе эта "Молитва"?

Контраст как основной приём развития произведения

Сопоставляя образное содержания каждой из частей симфонии-действа, можно выявить контраст как основной прием развития произведения в целом и определить сред­ства музыкальной выразительности, подчеркивающие харак­тер каждой части.

Вспомни, плавность, размеренность, распевность «Вечерней музыки» и декламационный характер «Молитвы» на фоне колокольного звона и как бы сочувствующего хорового сопровождения. А какой чёткий ритм мелодии хора «Весело на душе», казалось бы, плясового характера. Всё это создаёт впечатление, будто музыка вступает в проти­воречие с содержанием текста. А это и есть не только развитие музыки, но и развитие драматургии литературного произведения.

 

Глядя на картину И. Шишкина «Полдень" выражена любовь художника к Родине, к красо­те и богатству Русской земли. Картина также основана на контрасте. Пространство, уходящее ввысь, вширь и вглубь, захватывает своей бесконечностью. Небо, за­нимающее больше двух третей картины, рождает ощущение бескрайнего воздушного простора. Поле, лес на холме, доро­га, скорее всего ведущая к храму, который виден вдали, все говорит о единстве человека и природы, величии и цело­стности мироздания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: