Сначала необходимо принять стойку волейболиста при верхней прямой подаче – прямо к лицевой линии (рис.24, а) – ноги на ширине плеч, одна чуть впереди другой (если подаем правой рукой – левая нога впереди и наоборот), опора центра тяжести на сзади стоящую ногу. Мяч в одной руке – рука прямая в локте, другая рука отведена на замах назад-вверх как можно дальше за голову, кисть развернута. Затем сгибаем ноги при подкидывании мяча вверх. Необходимо мяч подкинуть прямо перед собой, не закидывая за голову (рис.24, б). В верхней точке полета подкидываемого мяча начинает движение корпус волейболиста – вес тела переносится на впереди стоящую ногу, плечо двигается вперед-вверх (рис.24, в, г). Можно подавать подачу открытой ладонью, либо сжатой в кулак. Руку выносим вперед-вверх, чтобы мяч полетел вперед, а не вниз в сетку, руку в момент подачи не опускаем, при этом кисть или кулак во время удара напряжены (рис.24, д, е).
Подводящие упражнения
1. Имитация выполнения подачи без мяча – находясь в исходном положении, волейболист выполняет серии движений, имитирующих подачу мяча. Основное внимание следует обращать на согласованность в работе рук, туловища и ног, на правильное положение предплечий, движение руки и напряженность кисти.
2. Подбрасывание и ловля мяча на вытянутой руке. Следить за высотой подбрасывания (05-1 м) и ловлей мяча в точке подбрасывания.
3. Индивидуально подача мяча у стены из правильной стойки при подаче, на расстоянии 9-10 м от стены (выполнять 10-15 раз). Контролировать правильность подкидывания мяча.
Специальные упражнения
1. Подача мяча в парах поперек площадки. Расстояние между занимающимися около 10 м. Партнер должен поймать мяч.
|
2. Индивидуально подача мяча через сетку. Можно начинать подачу с площадки на расстоянии 6-7 м от сетки, в зависимости от физической подготовки начинающих волейболистов.
3. Подача и прием мяча в парах поперек площадки. Расстояние между занимающимися около 10 м. Партнер должен принять мяч нижней или верхней передачей.
4. В парах. Партнер подает мяч в 1-1,5 м левее, правее, ближе принимающего. Расстояние между игроками 9 м. Игрок принимает мяч выпадом в стороны, вперед, назад. Обратить внимание занимающихся на точность подачи.
5. Индивидуально подача мяча через сетку по зонам (количество подач от 10). Верхнюю прямую подачу стараться подавать как планирующую (резкий удар напряженной прямой ладонью в центр мяча, руку после удара не опускать).
Обучение подачам мяча
Подача в волейболе занимает особое место, с нее начинается игра, подача сразу приносит очко. Если ошибается соперник при приеме, то очко присуждается подающей команде, если ошибка при подаче - команде соперника; подача может серьезно затруднить игрокам команды соперника прием и осуществление их тактических замыслов. При обучении любому способу подачи подбор и последова- тельность подводящих упражнений и упражнений по технике при- мерно одинаковы. Подводящие упражнения. 1. Изучение исходного положения и подбрасывания мяча. 2. Подача мяча, установленного в держателе (рис. 43). При обу- чении нижней прямой подаче применяют пружинный держатель; для изучения верхних подач больше приемлем держатель замковый. Подачу выполняют из-за лицевой линии через сетку (высота соответственно возрасту). 3. Подача в стену, расстояние 6-9 м, высота отметки на стене 2 м 20 см - 3 м 50 см. Мяч должен коснуться стены выше отметки. То же через сетку. 4. Ударное движение верхних подач по мячу на резиновых амор- тизаторах. Упражнения по технике. 1. Подача мяча на точность: в пределы площадки; в правую и левую, дальнюю и ближнюю ее половины; в три продольные части (4-5, 6-3, 1-2 зоны); в каждую из 6 зон; к боковым линиям (2,0-0,5 м); к лицевой линии; на партнера, рас- полагающегося в различных точках площадки; двое партнеров стоят рядом, расстояние от 2,0 до 0,5 м - мяч направляют между ними. Применяют технические устройства: мишени, ограничители над сет- кой, рамы и т. п. 2. Чередование способов подач по мере их изучения: нижней пря- мой и верхней прямой, верхней прямой и верхней боковой и т. п. 3. Подачи после вы- полнения интенсивных упражнений: прыжков, ускорений, кувырков и т.п. При этом условия выполнения упражнений надо приближать к игро- вым: занимающийся не- сколько раз блокирует, осуществляет серию на- падающих ударов, прием мяча с падением, затем подачу на силу или на точность. 123 4. Выполнение большого количества подач подряд (в зависимости от уровня подготовленности). 5. Соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок (в заданный участок), на заданное число попыток (учет ошибок). Подачам надо уделять внимание на каждом занятии. Если это не входит в задачу занятия, то в конце его занимающиеся выполняют 10-20 подач. В процессе многолетней подготовки требования постепенно повышаются: от нижней подачи до сложных на силу, планирующих в прыжке. Нельзя форсировать события - сразу изучать верхнюю прямую подачу, но и нельзя сводить всю работу к изучению и совершенствованию одного способа - той же верхней прямой подачи. Если занимающиеся в совершенстве владеют подачами мяча основными способами и уверенно действуют на приеме подачи - это
|