Центры итальянской майолики: Дерута
Дерута представляет собой небольшой населенный пункт, находящийся в Умбрии, почти в самом центре Италии. К 1520 году здесь складывается основной стиль керамического центра, поэтому мы можем проследить его характерные особенности. Дерутские изделия, главным образом, отличает некий консерватизм. Их практически не затрагивали новые модные течения, царившие в итальянской майолике. Начиная с 1520 года и вплоть до начала XVII века, мастера делали одинаковые формы и расписывали по традициям, сформировавшимся еще к началу 16 века. Скорее всего, такая обособленность от новых влияний объясняется большим спросом именно на те вещи, которые были характерны для Деруты.
Второй особенностью дерутской майолики было широкое использование люстра (Люстр - тонкая прозрачная плёнка, которая наносится на керамические изделия поверх обожжённой глазури, дающая в результате восстановительного муфельного обжига металлический или перламутровый отблеск.) Декорирование люстром занимает важное место в творчестве мастеров Деруты. Он имел потрясающую разнообразием палитру цветов: от нежно золотистого до ярко красного. Спустя годы именно на основе дерутского люстра керамист Джорджо Андреоли изобретет «рубиновый люстр», который прославит изделия из Губбио.
В основном мастера изготовляли два типа майолики: блюда и вазы. Они имели специфические формы. Декор зачастую подчеркивал конструктивные особенности сосудов. В другом случае орнамент заполнялся сплошным ковром. Среди излюбленных мотивов художников выступали стилизованные перья павлинов, геометрические узоры, разнообразные флоральные мотивы. Причем часто изображались не только реальные, но и фантазийные цветы, которые писались в острой и жесткой манере, характерной для Деруты.
|
Роспись люстром была характерена только для двух центров итальянской майолики – Деруте и Губбио. Считается, что технику изобрели арабы, в обход мусульманского запрета об использовании золота в быту.
Блюда делали довольно большими, в среднем около 40 см в диаметре, выделялся небольшой центр и очень широкие края. Различают несколько типичных мотивов, которые писались в зеркале блюда. Большее количество изделий занимают тарелки с изображением так называемых «прекрасных дам» — «belle donne». Этот прием был очень характерен для всех итальянских центров керамики и имел условное название «piatti da pompa». Существовала традиция – на обручение или свадьбу дарить молодой невесте блюдо с изображением женского профиля. Эти изображения не были портретными, они представляли собой условный тип красавиц. Хотя возможно, что поначалу женихи дарили подарки именно с изображением невесты. Также нередко в центре можно встретить и изображения гербов, героев, святых, реже – просто орнаментально-растительную композицию. Среди наиболее любимых святых был Францизск Азисский, так как он являлся покровителем этого региона. Блюда с его изображением были популярны у паломников, которые покупали их в качестве сувенира. Часто профили дам или героев сопровождались широкой лентой, на которой были написаны изречения или пословицы на итальянском, реже латинском языках. Иногда писали и имя красавицы, для которой предназначалась тарелка. Отличительной особенностью росписи было то, что мастера обводили синей краской контуры рисунка. Что касается цветовой палитры, то фоном обычно служил белый не закрашенный фон либо охристая золотистая краска, которая давала дополнительные эффекты при дальнейшем использовании люстра. Основные краски, использовавшиеся мастерами, были синий, желтый и иногда зеленый. Обратная сторона тарелок всегда покрывалась прозрачной свинцовой глазурью.
|
Эти традиции сохранялись вплоть до 60-х годов XVI века. Позже центр стал приходить в упадок, но подобные изделия по-прежнему изготовлялись в Деруте. Только в конце 16 века, когда упал спрос на майолику, мастера переквалифицировались и выпускали простую белую поливную посуду.
Центры итальянской майолики: Фаэнца
Фаэнца стала, пожалуй, наиболее популярным центром производства майолики во всей Италии. Именно этот город считается одним из мест возникновения подобной керамики. Здесь же начался ее расцвет, который завоевал всемирное признание ее как одной из национальных отраслей производства Италии. Стоит отметить, что производство майолики продолжается по типу простой белой поливной посуды, производятся сувенирные и коллекционные вещи с характерными для Фаэнцы чертами.
Основная масса изделий производилась для бытовых нужд. Сосуды и блюда имели традиционные для эпохи Возрождения мотивы и орнаменты: путти, маскароны, рога изобилия, гротески, стилизованные арабески или гербы. На блюдах такой узор мог размещаться в двух вариантах. Первый из них назывался a quarteri, когда рисунок находился в четырех зонах, делящих пространство наподобие креста; вторым был a candelieri, которому присуще деление блюда на две противоположные симметричные части. Конечно, было налажено и производство альбарелли (фармацевтическая полуда, цилиндрические сосуды), как с простым стилизованным растительным орнаментом, так и с более сложным, например, с портретом «прекрасной дамы» или рыцаря. В композиции росписи всегда присутствовала лента, на которой было написано название лекарства, положенного туда впоследствии аптекарем. Хотя эти предметы были традиционны для всей Италии, можно определить несколько особенностей, характерных именно для Фаэнцы. Например, мастера имели привычку расписывать сосуды только декоративными флоральными мотивами, причем там нередко всплывал образ так называемых «персидских цветов», позаимствованный у испано-мавританской майолики и по-своему переосмысленный и переработанный. Этот узор выписывался очень скрупулезно и тщательно, отчего формы были мелкими и дробными. Это характерно для всей росписи Фаэнцы.
|
Среди всех мастеров Фаэнцы особенно выделяется Бальдассар Манара, который использовал блюда в качестве холста для своих живописных работ. Иногда он копировал и переносил шедевры живописцев, но чаще писал свои фантазии. Он работал в жанре историати и любил писать мифологические и батальные сценыльными.
Производство в Фаэнце существует до сих пор, выпуская, в основном, дорогие подарочные и сувенирные изделия. С недавнего времени был открыт музей при заводе, посвященный истории керамики.