Изобразительные возможности музыкального искусства




Музыка и изобразительность

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн...Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить. Каким образом музыка "изображает" з в у к и п р и р о д ы?

Один из самых излюбленных приёмов изобразительности в музыке - подражание голосам птиц. Ты уже знаешь музыку Римского-Корсакова "Пение птиц" из пролога оперы"Снегурочка".Слушать Здесь.

Другой приём существует для изображения не звуков природы, а движения людей, птиц, зверей. Вспомни симфоническую сказку С.Прокофьева "Петя и волк". Рисуя в музыке Птичку Слушать Здесь, Кошку Слушать Здесь, Утку Слушать Здесь, Волка Слушать Здесь и других персонажей: Дедушку Слушать Здесь, Петю Слушать Здесь и Охотников Слушать Здесь, композитор изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую птичку, крадущуюся кошку и других. Здесь основными изобразительными средствами стали р и т м и т е м п, и они очень точно могут быть отражены в музыке.

Ты уже знаешь, что в музыке можно изобразить п р о с т р а н с т в о. Это достигается при использовании в музыкальной изобразительности контрастной д и н а м и к и (сила звука), разных р е г и с т р о в (низкого, среднего и высокого), п р о з р а ч н о с т и ф а к т у р ы (сочетание различных звуковых приёмов, т.е. "звуковая одежда"), незаполненности объёма звучания и создают впечатление простора. Вспомни "Эхо" Орландо Лассо.Слушать Здесь.

Большую изобразительную роль в музыке играют г а р м о н и я (соединение, одновременное звучание нескольких звуков - голосов) и т е м б р ы (звуковая окраска) инструментов и голоса человека.

Задание 1

Приведи примеры музыкальных произведений, в которых композиторы использовали различные приёмы музыкальной изобразительности.

Изобразительные возможности музыкального искусства

Посмотри видео-сюжет о "Зоологической фантазии" К.Сен-Санса.

 

Ответь на вопрос: Для каких инструментов написана эта сюита?

4. Сен-Санс "Карнавал животных"

Французский композитор Камиль Сен-Санс (1835 -1921) написал "зоологическую фантазию" "Карнавал животных" в 1886 году.

 

Главная особенность "изюминка" "Карнавала животных" - в остроумной, по-французски изящной изобразительности.

По форме - это сюита из 14 миниатюр.

А теперь подробно проанализируем некоторые части "зоологической фантазии".

"Вступление и Королевский марш льва". Лев - царь зверей. Он величественен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему "королевский" марш. Тема с "экзотической" окраской изложена мощными одинаковыми нотами в разных регистрах (октавами) струнных - она звучит действительно грозно и даже устрашающе. Однако в её ритме нет привычного маршевого пунктира, в ней ощущается упругая и мягкая кошачья походка. Слушать В конце каждой фразы мы слышим звуковые сочетания, подражающие фанфарным сигналам и барабанной дроби. Композитор при помощи динамики и близких звуковых пассажей (музыкальный приём) передаёт рычание льва. Изобразительные приёмы придают маршу комический оттенок.

"Куры и петух". Здесь мы слышим куриное кудахтанье в главной теме. Эта тема с её суетливыми повторениями на одном звуке и резкими скачками вверх, развивается при помощи полифонического письма - канона (поочерёдное вступление голосов, которые исполняют одну и ту же мелодию). Композитор сочинил уморительное "куриное трио".

Бестолково суетясь, куры перебивают друг друга и вдруг замолкают... Это запел Петух, горделиво скандируя каждую ноту своего "соло". Любимец курятника трижды солирует, демонстрируя своё мастерство, но вот в третий раз, когда его соло звучит на фоне восторженного кудахтанья, происходит непредвиденное. Петушиный голос "срывается", и верхняя нота - его гордость! - звучит искажённо и фальшиво, вызывая смятение поклонниц.

Антилопы. В некоторых пьесах сюиты, например в "Королевском марше льва", "Птичке", Сен-Санс изображает движения, повадки своих персонажей. И в пьесе "Антилопы", написанной для двух роялей в жанре блестящего виртуозного этюда, стремительный бег антилоп изображён гаммообразными пассажами.

"Кенгуру". Забавный портрет кенгуру "нарисован" в этой пьесе. Суетливые прыжки животного изображаются у фортепиано с помощью форшлагов (коротких звуков, каждый из которых украшает предыдущий) и пауз, разделяющих звуки короткой темы. Форшлаги точно отмечают момент толчка, а паузы - прыжок. Каждая фраза, ускоряясь в начале,завершается осторожным замедлением движения. При этом меняется и размер и ритм. Неустойчивые аккорды звучат робко, неуверенно. Так возникает представление о смешных прыжках неуклюжей кенгуру. то и дело останавливающейся и осторожно озирающейся.

"Слон". В пьесах "Слон", "Черепахи", "Пианисты" композитор не только изображает неловкие движения своих персонажей, но и подсмеивается над ними. Для этого он избирает редкий в музыке жанр музыкальной пародии. У Сен-Санса слон... танцует вальс.

"Лебедь". В этой пьесе создан образ совершенной красоты, неподвластной времени. Классическая чистота и строгость кантиленной (плавной, певучей) мелодии, благородный "бархатный" тембр виолончели сделали эту пьесу шедевром лирики. Выразительная пластичность мелодии, её спокойное ритмическое дыхание, уравновешенный и плавный рисунок фраз создают неувядающий лирический образ. Немаловажна и яркая изобразительная деталь: мелодия звучит на фоне спокойных фигураций фортепиано, подражающих лёгкому плеску воды.

"Аквариум" Пьеса поражает живописной красочностью, волшебным звучанием звенящих тембров. Ты, наверное, не раз любовались чудесными световыми эффектами - игрой красок в воде или на снегу в солнечный день, в хрустальной люстре, освещающей концертный зал, или в облаках под лучами заходящего солнца... В пьесе "Аквариум" игра бликов, преломление света в воде отражено главным образом гармонией. Звуковой материал построен на чередовании аккордов, которые создают впечатление мерцания света. Живописность достигается и при помощью передачи цветовой радуги в музыке. Фактура (звуковые сочетания) пьесы легка, прозрачна, изыскана. Основной звук словно окрашивается в дымчато - нежные тона. Утончённо и хрупко звучат инструменты. Каждый звук флейты повторен, словно эхом, волшебным тембром гармоники в высоком регистре. Это "октавное эхо" создаёт впечатление дробления лучей света и отражения цветных бликов, вспыхивающих в воде. Взаимодействие всех музыкально - изобразительных средств создаёт поистине волшебную, завораживающую картину.

"Финал"

Праздничный финал наиболее точно соответствует названию сюиты - "Карнавал животных". В весёлом стремительном танце словно проносятся знакомые нам персонажи - мелькают, наподобие карнавальных масок, темы предыдущих пьес. Тон финалу задаёт моторная танцевальная тема. Так завершает свою "зоологическую фантазию" Сен-Санс, подаривший нам радость общения с талантливой и остроумной музыкой.

У тебя есть возможность послушать целиком эту сюиту. Скачай остальные части: "Черепахи" Слушать

Ослы.

"Кукушка в глубине леса".

"Птичник".

"Ископаемые"

 

А теперь ответь на вопросы:

1. Какие музыкальные средства выразительности использовал композитор, изображая голоса птиц, зверей, их движения?

2. Темы каких персонажей ты узнал, прослушав финал "Карнавала животных"?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: