Зам. Генерального директора ГМЗ «Петергоф»




 

----------------- Таннер Ю.В.

 

------- ------------- 2005г.

 

2005г.

 

 

Тема экскурсии:

Ансамбль «Царицын и Ольгин острова с Царицыным и Ольгиным павильонами» - «романтичная нота в архитектурной симфонии Петергофа».

 

Целевая установка экскурсии:

1.Познакомить экскурсантов с Царицыным и Ольгиным островами и павильонами, созданными по проекту известного архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера, яркого представителя русской архитектуры 40-50-х годов XIX в. - периода исторической стилизации в контексте романтизма.

2. Дать представление о творчестве архитектора А.И. Штакеншнейдера, сыгравшего решающую роль в формировании петергофского ландшафта XIX в.

3. Подчеркнуть своеобразие и оригинальность художественного решения ансамбля Царицыных острова и павильона в стиле древних помпейских вилл с включением элементов разных культур – древнеримской, древнегреческой, византийской.

Сделать вывод о том, что художественный образ ансамбля острова – отражение эстетических и духовных потребностей императрицы Александры Федоровны и ее времени.

4. Познакомить с произведениями русской и европейской пластики 40-60-х годов XIX, украшающими павильоны и острова.

5. Подчеркнуть роль камня и мозаичных работ в декоративном убранстве павильонов и островов.

6. Изложить историю взаимоотношений императорского Дома Романовых и Вюртембергского королевского двора.

7.Определить роль павильонов в жизни императорской семьи. Упомянуть о наиболее интересных праздниках с иллюминациями и спектаклями, происходившими на островах Ольгина пруда в царствование Николая I и последующих монархов.

 

Экскурсионный маршрут:

 

Царицын остров.

 

1.Остановка у восточного фасада Царицына павильона.

Здесь дается вступление и начинается осмотр фасадов Царицына павильона и территории, примыкающей к ним.

2. Южный фасад павильона и сад с фонтаном «Нарцисс» и мраморной скамьей перед

ним.

После осмотра восточного и южного фасадов павильона и примыкающей к ним территории экскурсионная группа входит в павильон, осмотр которого начинается с Атриума.

 

3. Атриум с бассейном (имплювием).

4. Экседра (комната с тремя нишами).

5. Гостиная (ойкос).

6. Столовая (триклиний).

7. Кабинет Александры Федоровны.

8. Внутренний садик, галерея с нишей, лестница на башню.

9. Кабинет на башне.

10. Верхняя комната на башне.

 

 

 

11. Северный фасад павильона и сад, разбитый перед ним (Собственный сад Александры Федоровны), с цветниками, капителями, вазами, скамьей, хрустальной колонной, руиной.

12. Западный фасад с портиком.

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

План рассказа:

 

1. Начало целенаправленного ландшафтного формирования окрестностей Петергофа в царствование Николая I. Превращение «охотничьего болота» в Колонистский парк.

2. Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, автор проектов Царицына и Ольгина павильонов, - талантливый мастер павильонов и декоративных сооружений в парках, представитель ретроспективно-эклектического направления в искусстве первой половины девятнадцатого века. Краткая характеристика его творчества.

3. История строительства Царицына павильона и благоустройства окружающей территории.

 

Предлагаемое содержание вступительной части:

 

Для Петергофа время правления Николая I по праву считают «золотым веком». После Петра I ни один из коронованных владельцев Петергофа не оказал на его облик такого влияния, как Николай I, который больше всего любил именно эту летнюю резиденцию. Петергофом была очарована и его супруга Александра Федоровна, впервые увидевшая его в 1817 в июле месяце сразу после свадьбы. Это событие отражено в ее воспоминаниях: «Двор отбыл в Петергоф. Николай повез меня от Стрельны по Нижней дороге; я поминутно вскрикивала от радости при виде моря, старых деревьев, растущих по берегу, фонтанов в парке! Одним словом, я была в восторге, и это место произвело на меня с первого взгляда гораздо большее впечатление, чем Павловск и Царское…».

Став императрицей, Александра Федоровна получает в дар от своего венценосного супруга парк «Александрия» с Коттеджом, созданные по проекту А.Менеласа в 20-е годы восточнее Нижнего парка Петергофа. А в 30-х годах начались большие строительные работы южнее Верхнего сада.

Здесь, на месте огромного «охотничьего болота», по повелению Николая I устроили проточный пруд с двумя островками, осушили прилегающую к нему территорию, проложили аллеи с ивами и образовавшийся небольшой парк назвали Колонистским, поскольку рядом находилось несколько домов немецких колонистов, переселенных сюда из Вюртемберга.

Начало строительства павильонов на островах, сначала на одном, позже получившим название Царицын, затем на другом, Ольгином, относится к 1842 году, когда 14 марта петергофское дворцовое правление получает указание «к постройке сего павильона приступить нынешнею весной, поручив оную архитектору Штакеншнейдеру».

Годы строительства павильонов – период расцвета творчества Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802-1865), крупнейшего мастера архитектуры историзма с ярко выраженным ретроспективно-эклектическим направлениием. Он успешно применял и

творчески развивал приемы античности, готики, ренессанса, барокко, классицизма, древнерусского зодчества на базе инженерно-технических достижений своего времени. Используя новые материалы и конструкции, новые планировочные приемы, создавал в отличие от исторических прототипов архитектурные сооружения, более сложные и более

удобные для человека. Историческая стилизация применялась им с глубоким знанием и оригинала, и вкусов нового времени с оттенком легкой иронии, ностальгии и некоторой игры, что и давало положительный эстетический эффект.

Основным историческим стилистическим прототипом Царицына павильона послужили виллы древнего города Помпеи - места уединения, отдыха римской элиты. (Этимология слова «помпеи» восходит к окскому pumpe – пять; город, разделенный на «пять» - пентаполис. Помпеи сначала населяли оски, затем этруски и пеласги-греки в 8 в.до н.э., после них – италийские племена самниты. Процесс романизации начался с нач. 4 в.до н.э. С 80-х годов н.э. Помпеи полностью романский город). 24-25 августа 79 года произошло извержение Везувия, и город исчез с лица земли. Славу ему принесли археологические раскопки, которые начались в конце 17 в. Под многометровым слоем пепла этот античный город прекрасно сохранился. К настоящему времени открыто 3/5 территории города (2 тысячи зданий). Надо сказать, что он не отличался от других городов Кампании у подножия Везувия. Известность ему, какой у него не было в античности, принесла природная катастрофа. Причем за 17 лет до своей гибели он уже был почти разрушен в результате сильнейшего землетрясения и отстроен, чтобы затем исчезнуть с лица земли на почти 1700 лет. Влияние Помпей на культуру и искусство 18 и 19 огромно. Классицизм и романтизм черпали вдохновение в Помпеях. Правда, классицизм предусматривал хотя и творческую, но каноническую интерпретацию античного наследия, исключая прямые заимствования, романтизм же допускал прямое «цитирование» античных форм.

В 1837 г. Штакеншнейдер был в Помпеях, делал зарисовки, обмеры хорошо сохранившихся жилых домов, в которых сочетались традиции древнеиталийского (самнитского), римского и эллинистического строительства: изысканные росписи стен, мозаика полов, бронзовая и мраморная скульптура, акротерии, пальметы, ионики, фонтаны, разнообразные изысканные столики с наборными каменными столешнями, этрусская керамика, яркие ароматные цветы. Поистине, как писал один русский путешественник, нельзя не восхищаться изящным вкусом помпеян,…старанием сосредоточить около себя средства наслаждения жизнью. Воспроизведение подобной художественной среды как нельзя лучше соответствовало задаче, стоявшей перед Штакеншнейдером, – создать частную уютную постройку,

где можно было бы отдохнуть от повседневного дворцового антуража, насладиться изысканными произведениями искусства и быть в гармонии со своими романтическими настроениями, так свойственными императрице Александре Федоровне, которой и был посвящен павильон. «Всю жизнь жила во мне склонность к меланхолии и мечтательности»,- писала о себе императрица.

В Пруссии, на родине императрицы, таким миром ее грез стал Павлиний остров с Римской виллой (Замком), созданный близ Потсдама в конце XVIII в.

Декорацией на тему Аркадии, воплощенной мечтой о лазурной Италии, куда Александра Федоровна стремилась попасть, должны были стать и петергофские острова с павильонами. Итальянская тема в те годы все чаще звучала и в русской литературе. О ней грезила и современница Александры Федоровны известная поэтесса Евдокия Ростопчина (1811-1858): Италия…страна воспоминания,

Страна гармонии, поэзии, любви,

Отчизна гения, возвышенных деяний…

О! Древний край чудес, издавна мной любимый.

С этой идейно-художественной задачей Андрей Иванович Штакеншнейдер справился успешно. Современники сравнивали их со знаменитыми Барромейскими островами на озере Лаго-Маджоре в северной Италии, а журнал «Иллюстрация» за 1848г. писал о Царицыном острове и павильоне: «С этим оазисом вкуса и роскоши мало что можно сравнить во всей Европе». Попасть на остров можно было только на пароме или на лодках и гондолах, что еще более усиливало его романтическую изолированность.

Над проектом Царицына павильона архитектор работал особенно долго.Он даже создал акварельные эскизы с изображением в интерьерах павильона дам в костюмах эпохи возрождения и гондол на пруду. План острова, фасады, рисунки отделки интерьеров были представлены Николаю I в 1840 г. Император, рассматривая фасады для постройки павильонов, советовался с братом Александры Федоровны, прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV, посетившим Петергоф в 1842 г., который поправил высоту башни. Под его руководством еще в 30-е годы в Шарлоттенгофе в Сан-Суси были построены Римские бани, сходство которых с Царицыным павильоном несомненно.

Как уже было сказано, строительство Царицына павильона началось в 1842 г.под надзором «каменных дел мастера Берри», к коему архитектор имел «полную доверенность»; лепные внутренние и наружные работы выполнял Тимофей Дылев с товарищами, живописные по штукатурке – Иоганн Дроллингер, мраморные – мастерская Агостино Трискорни; чугунные изделия – вазы, решетки, акротерии – поставлял завод Берда.

Летом 1843 г. на острове под руководством П.Эрлера начались подготовительные работы по устройству сада: подсыпка грунта, выравнивание всего острова таким образом, «чтобы со всех сторон павильон имел самый плавный склон к озеру», укрепление берега булыжным камнем, покрытие территории дерном, создание сети гравийных дорожек. Одновременно же велись работы по устройству 4-х фонтанов (двух во Внутреннем садике – «Орел» и «Маскарон», одного в Атриуме и «Нарцисса» в саду перед южным фасадом) под наблюдением фонтанного мастера Бидермана и механика Ишервуда. В сентябре 1843 г. для острова Эрлер закупает саженцы лип, дубов, кленов, ясеней, кусты сирени, ивы,каштаны.

20 июля 1844 г. управляющий генерал-майор Лихардов рапортовал: «Имею честь доложить…что…все работы, как по постройке павильона на острове Большого озера, так и по устройству садика с фонтанами и посадкою дерев сего числа окончена».

6 августа 1844 г. состоялось первое посещение острова и павильона Николаем I с императрицей. Его императорское величество «повелеть соизволил остров этот назвать Царицыным». Отделочные же работы продолжались до 1850 г.

 

Справка:

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865) родился под Петербургом на мызе Ивановка. Дед, кожевник Фридрих Штакеншнейдер, выходец из Германии, поселился в конце восемнадцатого столетия в нескольких верстах от Гатчины. Его сын Иоганн построил на реке Пудость мельницу и дом с небольшим парком. Мыза стала называться Ивановкой.

В 13 лет поступил учиться в Академию художеств в архитектурный класс. В 1820 г. учебу закончил. Несколько лет работал архитектором-рисовальщиком в комиссии

по возведению Исаакиевского собора под руководством Огюста Монферрана.Затем началась самостоятельная работа – перестройа усадьбы графа Бенкендорфа под Ревелем в

1831 году. Бенкендорф представил Штакеншнейдера Николаю I, который привлек его к строительству в Петербурге. В 1837 г. получил звание академика архитектуры и чин титулярного советника (9 класс по табели о рангах). В этом же году женился на Марии Федоровне Холчинской, дочери петербургского чиновника. (Родил 8 детей, из которых младшая дочь умерла в 3 года, осталось 4 сына и 3 дочери). В 30-е годы получает ряд заказов в «русском вкусе», среди них – Никольский домик в Петергофе (1835г). В 1837г. годовая поездка в Италию, Францию, Англию и Германию. Любил посещать Помпеи, где целые дни проводил на раскопках, делал точные промеры, зарисовки.

В 1838-1843 годы строит Мариинский дворец, обращаясь к классицизму, рококо (интерьеры). Получил звание профессора Академии Художеств.

В 1841-1848 г.г. – строительство дворца Белоссельских-Белозерских в традициях барокко.

40-е –50-е г.г.: Царицын и Ольгин павильоны; Розовый павильон (Озерки), 1845-1848; Ренелла в Знаменке (1846); Церковь «Царицы Александры» на Бабигоне (1854); Бельведер (1851-1856); Львиный каскад (1853-1857); перестройка Воронихинских колоннад (1853-1854).

1844-1850 – Собственная дача для Александра II, перестройка Восточного флигеля Большого дворца в духе барокко.

Начало 40-х – строительство загородного дворца в Сергиевке с использованием мотивов древнеримской и помпейской архитектуры.

1838-1840-1850-ег.г. - перестройка Фермерского дворца;

дворец в Крыму в Ореанде (не сохранился).

50-е годы – работы в Зимнем дворце: Зеленая столовая, Розовая гостиная, Павильонный зал. Ново-Михайловский дворец (мотивы архитектуры ренессанса, барокко, рококо, классицизма,, русского стиля, готического и др., 1857-1861, для Михаила Николаевича).

Николаевский дворец, для Николая Николаевича, 1853-1861.

В 1854 г.построил свой дом на ул. Миллионной, в котором на «субботах» были Тургенев, Григорович, Майков, Гончаров, Достоевский, Данилевский, Полонский, Боссе, Шарлемань, Бруни, Гох и др.

Поражал всех огромным трудолюбием. Среди современников-архитекторов отличался огромной фантазией, эрудицией, большим мастерством.

Весной 1865 г. попросил отпуск после тяжелой болезни, отправился в Самарскую губернию для лечения кумысом, на обратном пути в Москве скончался. Похоронен в Сергиевой пустыни в Стрельне.

Архив ГМЗ «Петергоф» обладает богатейшим графическим наследием Штакеншнейдера, состоящим из почти 250 чертежей. За четверть века архитектор успел построить и принять участие в перестройке более 20 дворцовых зданий и фонтанов.Самые ранние его чертежи датируются 1833г.- 1836 г.г., касающиеся Коттеджа, Фермерского дворца, Английского парка (комплекс служебных построек в фазаннике), последние – 1857-1858г.г. (Телеграфная станция и Сосновый домик в Александрии).

 

Методические рекомендации:

После вступления, которое дается на дорожке у береговой полосы, группу подвести ближе к павильону для осмотра его восточного фасада, обратить внимание на вековые дубы, липы, сохранившиеся на острове, посаженные еще под руководством главного тогда петергофского садового мастера П.И.Эрлера. Среди дубов один выращен из желудя с того дуба, под сенью которого находилась могила первого американского президента Д. Вашингтона. Желудь был привезен в Россию американцами и подарен Николаю I. Дуб, выращенный из этого желудя, овеян романтической историей, носил мемориальный характер. После смерти Николая I, в память о нем, Александра Федоровна посадила под дубом незабудки, ставила корзину с цветами.

 

1. ВОСТОЧНЫЙ ФАСАД Царицына павильона.

Предлагаемый вариант рассказа:

Царицын павильон – новый тип небольшой загородной постройки в виде одноэтажного павильона, с разными фасадами и трехэтажной башней в северо-восточном углу. Как уже было сказано, историческим стилистическим прототипом при его

проектировании Штакеншнейдеру послужили дома патрициев древнего города Помпеи, погребенного под многометровым слоем пепла при извержении Везувия в 79г., хорошо сохранившегося и представшего в первозданной красоте перед изумленными европейцами благодаря археологическим раскопкам, которые активно ведутся с середины 18 века по настоящее время. (Помпеи – древний город в Кампании, южной области Италии, расположенный на берегу Неаполитанского залива, в 22 км от Неаполя, у подножия вулкана Везувий. Открытые архитектурные сооружения с сохранившимися предметами обстановки и быта относятся к 6 – 1 в.до н.э.: храмы, термы, театры, жилые дома, виллы, среди которых была и вилла Цицерона).

Однако Штакеншнейдер не слепо копирует формы помпейской архитектуры, а творчески их интерпретирует, приспосабливая к северному климату. Если дома древних

 

помпейцев строились с глухими наружными стенами, защищавшими от жары, то в Царицыном павильоне таковым является только один восточный фасад в виде глухой рустованной стены с апсидой (не принимая во внимание пристроенную трехэтажную башню с венчающей вазой, примыкающей к северо-восточному углу). Остальные три фасада с лоджиями, портиком, окнами, террасами открывают дом навстречу солнцу, воздуху, саду, окружающему ландшафту.

 

2. ЮЖНЫЙ ФАСАД Царицына павильона и Садик перед ним.

 

План рассказа:

1). Рассмотреть партер перед южным фасадом павильона, планировка и размеры которого соответствуют модульным квадратам Собственного сада (у северного фасада), но вместо цветника в центре его устроен четырехлистный фонтанный бассейн каррарского мрамора, над которым наклонился Нарцисс, любующийся своим прекрасным в воде отражением. Статуя «Нарцисс» выполнена Константином Климченко в Риме в 1846г. по высочайшему заказу и была предназначена в подарок Государыне Императрице для Петергофа. А остроумное ее использование, наиболее точно соответствующее сюжету и подчеркивающее романтическую суть как творчества скульптора так и всего художественного ансамбля острова, предложил А.И. Штакеншнейдер.

Всеобщее восхищение вызывала пронизанная романтическим пафосом, полная экспрессии группа «Амазонка, поражающая барса» (утрачена во время войны) берлинского скульптора Августа Кисса (1802-1865), ученика Х.Рауха.

 

(Справка: В 1841 г. бронзовая «Амазонка» Кисса была установлена в Берлине у входа в Национальный музей. Затем она была повторена во многих

копиях. Для Царицына острова была выполнена уменьшенная копия гальванопластическим методом. Штакеншнейдер одним из первых стал использовать

открытие академика Якоби (1801-1874) гальванопластики. Первую гальванопластическую мастерскую Якоби устроил на Васильевском острове

в здании Министерства финансов. В 1844 г. М. Лейхтенбергский организовал за Нарвской заставой «гальванопластическое заведение», в котором насчитывалось до 2500 рабочих.)

 

Отметить, что богатое собрание пластики на островах и в павильоне превращало их в настоящий музей скульптуры, в котором представлены русская и европейская школы ваяния. Разнообразное по формам – статуи, бюсты, барельефы, мелкая пластика из металла и мрамора - это собрание состояло из самостоятельных оригинальных произведений и античных копий. Кроме того, помимо эстетических задач, оно имело и программный характер.

«Древнеитальянский» и «царственный» характер ансамбля подчеркивает скульптура большой мраморной скамьи (белый прожилковатый мрамор - каррарский, серый пятнистый мрамор – уфалейский, уральский), замыкающей южный партер – это фигуры Цереры и Флоры и бюсты Юпитера Сераписа Бриаксиса и Геры Фарнезе, загадочно взирающие на мир, соблазняя своей языческой прелестью (копии с античных оригиналов, выполненные в мастерской Агостино Трискорни по заказу Штакеншнейдера).

 

(Справка: Серапис (греч.) – бог эллинистического мира (от 323 г. до н.э. до 31 г. н.э.), в образе и имени которого были соединены египетские боги Осирис и Апис (первоначально звучал Осарапис), был наделен функциями Зевса, Плутона, Аполлона, бог плодородия и стихий, изображался с пышной прической и бородой, на голове корзина, наполненная плодами. Культовая статуя нового божества была выполнена по заказу правителей Птолемеевского Египта

скульптором Бриаксисом в 4 в. до.н.э. Бриаксис – современник Леохара, автора статуи Аполлона Бельведерского).

 

Скульптура украшает и южный фасад павильона. В нише между двумя окнами стоит бронзовый юноша с поднятыми кверху руками и закинутой головой, одно из повторений древнеримской скульптуры, которая, в свою очередь, является копией древнегреческого оригинала 4 в. до н.э. «Молящийся мальчик» был найден в 16 в. на острове Родос, сменил несколько владельцев, и в 18 в. его приобрел прусский король Фридрих Великий для украшения парка в Сан-Суси. Одна из его копий в 1830 г. оказалась в Петергофе и в 1844 г. украсила Царицын павильон. Утраченный во время войны «Молящийся мальчик» восстановлен в Германии и подарен в честь 300-летия Петергофа Музею-заповеднику.

Более всего стиль древней Италии нашел свое выражение в облике помещений Царицына павильона, главный вход в который находится со стороны южного фасада с лоджией.

 

ЦАРИЦЫН ПАВИЛЬОН,

3. Атриум

Темы рассказа и показа:

Архитектурно-декоративная отделка Атриума – редкий пример в отечественном искусстве решения интерьера в помпейском (помпеянском) стиле.

Роль цветного мрамора в оформлении Атриума.

Декоративная живопись Атриума и Царицына павильона в целом.

Ценность скульптурного собрания в Атриуме и в павильоне.

Предлагаемый вариант рассказа:

Атриум Царицына павильона, как и в древнеримском доме, находится в основной части здания. Его архитектор Штакеншнейдер выдержал более всего в помпеянском духе. В центре помещения - квадратный, облицованный сверху розовым тивдийским, снаружи – голубым, изнутри - белым мрамором бассейн (имплювиум) с фонтаном и просветом над ним для солнечных лучей, света и со стоками для сбора дождевой воды, как в древних Помпеях, в виде морских фантастических существ. Но, учитывая северный климат, архитектор устроил стеклянный свод над ним, который в холодную погоду

должен был закрываться, а в жаркую – открываться. Кровлю Атриума поддерживают четыре дорические на две трети каннелюрованные мраморные серые с белыми прожилками колонны.

Древний помпейский дом напоминает и пол из белых, серых и красных мраморных больших и малых чередующихся квадратов, на четырех углах – круг красно-коричневого мрамора. Серо-голубыми мраморными плитками облицован низ белых штукатурных стен. Свою ноту в цветовую палитру мраморов центральной комнаты вносят боковые пилястры и колонны в проеме из итальянского черного мрамора с белыми включениями, так называемый, античный, или археологический.

В отличие от Древней Греции, предпочитавшей чистые и светлые однородные тона, римская знать стремилась в своих дворцах сочетать яркие краски пестроцветных камней

со сверкающей белизной каррарских мраморных плит. Италия славилась цветными мраморами, насчитывающими сотни разновидностей. Мраморы благодаря своей мягкости и прочности, а также легкой обработке сделались наилучшим материалом в архитектуре. Штакеншнейдер в оформлении петергофских павильонов помимо итальянских использовал мраморы Урала, Карелии, «Сибирский крепкий мрамор», обладающих в силу своей сдержанной нежной палитры притягательной силой.

Симметрия, ритмика в композиционном расположении каменного убора зала сохраняется и в оформлении стен росписью альфреско: панель состоит из зеленоватых прямоугольников, обрамленных узкими цветными полосками-тягами; в центре стены на

белом фоне легкая золотисто-зеленоватая декоративная роспись. Живописный фриз, обрамленный меандром, представляет собой сцены из жизни морских богов, на западной и северной стенах он прерывается орнаментом из волют и завитков, заключенными в прямоугольники ярко-синего цвета. Легкая золотистая роспись с узеньким ярко-синим бордюром украшает потолок. По характеру, колориту, орнаментики и изысканности эта роспись напоминает «третий помпеянский» стиль в декоративной живописи (31 г. до н.э. -14г.н.э.).

 

(Справка 1: Самым ранним в эволюции стилей помпейских росписей называют «первый декоративный», или «первый помпеянский». Это стиль II – I в.в. до н.э., в котором имитировались живописью квадры каменной кладки стен, мраморные плиты облицовки.

Дальнейшее развитие происходит в сторону 1 в. до н. э., в нем

использовалась перспектива, создававшая иллюзию большей живописности и пространственности.

Второй стиль называют «перспективным» - реальной, но на самом деле вымышленной, архитектуры.

«Третий помпеянский» стиль (первая половина I в.н.э.), другое название – «стиль реальной стены», наиболее изысканный и орнаментальный.

Росписи уподобляются искусной декорации из легчайших обрамлений, тяг, тонких колонок, гирлянд, как бы наложенных на плоскость стены.

«Четвертый стиль – стиль архитектурной иллюзии, 62-79 г.г.

В России инициатором помпеянского стиля был А. Брюллов. На основе изучения помпейских древностей во время своего пребывания в Италии он издал в Париже в 1829 г. альбом «термы Помпеи», по мотивам которого в Эрмитаже была оформлена Помпейская Столовая».)

 

(Справка 2: Тивдийский мрамор добывался в Прионежье в селе Тивдия. Разработки были открыты в 1757 г.и закрыты в 30-х годах 20-го столетия. Он имеет десятки оттенков: нежно-розовый, вишневый, розово-белый, красный, пестрый – с белыми и розовыми пятнами, розовый с вкраплениями гематита – чернобровый. Тивдийский мрамор доломитовый, с примесью кальцита и кварца. В массе породы рассеяны многочисленные разноцветные жилки и прожилки. Все это придает ему неповторимый причудливый рисунок. История его возникновения восходит к тому периоду, когда полтора миллиарда лет назад на дне моря откладывались карбонатные осадки с первыми на земле живыми организмами.

К числу карельских мраморов относится и рускеальский, окрашенный в неуловимые светло-серые тона июньской северной ночи. Он добывался с 1768 г. на северо-западном берегу Ладоги близ села Рускеала.)

 

По традиции в Атриуме древнеримского дома находился ларарий – подобие храма в миниатюре, посвященного культу домашних божеств Ларов, т.е. предков (Лары – предки), с изображением тех богов, которым они поклонялись.

В царицынском Атриуме вместо него находится большое собрание скульптуры из мрамора и мелкой пластики из темной бронзы с изображением античных божеств, некоторых исторических лиц, дающее

представление как о стиле исторического прототипа, так и об образе жизни древних помпейцев, любивших окружать себя изящными художественными украшениями. Среди этой коллекции - копии с античных произведений и оригинальные работы 19 в. К числу последних относится «Психея с мотыльком» (1846 г., мрамор) купленная в Венеции у венецианского мастера Цинцината Баруцци, ученика изысканного салонного Кановы. Здесь же находилась мраморная «Нимфа с амфорой в руках», выполненная под влиянием античных образов знаменитым русским скульптором Федором Толстым, известным мастером медальерного искусства. Скульптура утрачена. Подобная восстановленная «Нимфа» украшает Львиный каскад Нижнего парка.

 

Мелкая пластика из бронзы – это, в основном, уменьшенные копии с античных оригиналов или самостоятельные произведения 18-19 веков, изображающие

многочисленных нимф, вакханок, фавнов, амуров, Венер, Дискоболов и др., поступившие в распоряжение Штакеншнейдера из кабинета Его Императорского Величества, привезенные из Италии и Германии и, за небольшим исключением, сохранившиеся в эвакуации.

Мастера декоративной пластики умели виртуозно передать любое сложное движение. Мастеров античности, как и последующих эпох, увлекало создание женских фигурок, наделяя их просветленной мягкой человечностью и лиричностью, воспевая красоту, негу, чувственную радость.

В Атриуме древние римляне принимали гостей, отдыхали. Для отдыха предназначалась и смежная с ним Экседра – комната с тремя нишами.

Экспонаты:

1.Скульптура «Психея с мотыльком», каррарский мрамор, Цинцинат Баруцци, 1846. 2.«Венера Медицейская», темная бронза. Копия с античного оригинала. 3.«Слава» в виде летящей женской фигуры с факелом в руке, темная бронза.

4. Обнаженная женщина с яблоком в руке у ствола дерева, темная бронза.

5. Обнаженная женщина на скале, темная бронза.

6.Дискобол, темн. бронза, копия с антика.

7.Амур с трофеями Геракла.

8. Вакх, сидящий на барсе,бронза.

9.Арес с мечом в руке, стоит на пне, уменьшенная копия с античного оригинала.

10.Агрипина, сидящая на римском стуле, бронза. Уменьшенная копия с антика.

11.Обнаженная женщина, сидящая на скале, в руке змея. Темная бронза.

12.Обнаженная женщина в венке, сидит на скале, в руке сеть с рыбками, темная бронза.

 

 

4. ЭКСЕДРА (Комната с тремя нишами).

 

ТЕМЫрассказа:

Художественная отделка экседры, особенности меблировки ее и павильона в целом, роль художественного камня в убранстве помпейского дома и Царицына павильона.

 

Предлагаемый вариант рассказа:

Создавая Царицын павильон, Штакеншнейдер не точно копирует исторический прототип, а творчески интерпретирует особенности жилых сооружений древних Помпей, перенося их на русскую почву с северным климатом и новыми требованиями к уюту и комфорту. Если у древних римлян Экседры устраивались на открытом воздухе, окружая их полукруглыми аркадами с сидениями, где можно было развлечься и мило провести время за разговорами, то на Царицыном острове она перенесена в павильон.

Прямоугольная, продолговатая в плане экседра имеет три ниши с расписными сводами, рисунок которых состоит из узких синих полос и стилизованных гирлянд акантовых завитков бледно-зеленого цвета, делящих плоскость на шесть продольных частей с пальметами, квадратов с орнаменатльными мотивами на красном фоне, в замке свода –

часть полукруга светлокоричневого цвета с желтой звездой в голубом обрамлении. Белые стены и потолок геометрического рисунка: узкие полосы синего и коричневого цвета делят их на поля, скрепленные круглыми медальонами.

Геометрического рисунка и мозаичный пол работы Петергофской гранильной фабрики, набранный из светло-серых мраморных плиток в обрамлении черных, в центре – геометрический стилизованный мотив.

 

Цветовое решение Экседры по сравнению с Атриумом несколько иное – с преобладанием синего, зеленого, красного и золотистого на белом фоне. Помпейские дома отличались декоративным богатством, а ярко красный цвет был излюбленным в их оформлении.

Соответственно цветовому решению интерьера обивалась и мебель. В Экседре она отвечает назначению помещения, как комнаты для отдыха: диваны полукруглые с мягкими сидениями и мягкими стеганными спинками, без локотников, с голубой обивкой, из простого дерева, окрашенного под античную бронзу (диваны напоминали античные скамьи-сигмы). Под нее же окрашены табуреты с высокими боками и четырехугольные с

кистями подножные скамейки на колесиках.
Этот декоративный прием, окраска под античную бронзу,широко использовал Штакеншнейдер при создании мебели для Царицына павильона, которую по его эскизам

в помпейском стиле выполняла фирма братьев Гамбс. Кроме мебели для сидения

архитектор разместил в нем множество столов и столиков с каменными мозаичными, порфировыми, малахитовыми, мраморными столешницами. Их обилие было характерно для домов богатых римлян. Среди уникальных предметов в павильоне находился стол, верхняя доска которого была составлена из кусочков античных стеклянных сосудов, вставленных в связующую массу. К сожалению, ни один из почти семидесяти предметов мебели Царицына павильона не сохранился. Не удалось обнаружить и мебельные проекты Штакеншнейдера для павильона. В реставрированный Царицын павильон вошла мебель, подобранная по аналогии и заново воссозданная по редкому иконографическому материалу и подробным инвентарным довоенным описям.

В Экседре представлены столики, украшенные цветным камнем, смальтой в технике русской, римской, флорентийской мозаики, модной в 40-60 годах 19 в. Замечательные по технике и искусству, выполненные, в основном, в России, эти изделия демонстрируют высокий уровень культуры камня в декоративно-прикладном искусстве того времени.

 

(Справка: Мозаика (лат. Musivum – посвященное музам) – изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.) Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики, воска). Существуют два способа набора мозаики: прямой, при котором частицы вдавливаются в грунт, нанесенный на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным на них рисунком, затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется.

Различают мозаику наборную (римская, или античная, и византийская) и пластиночную, или штучную (флорентийская и русская).

Римская мозаика в Европе и России особую популярность получает в 18-19 веках.

Римская мозаика набирается из очень мелких кубиков смальты, что позволяет имитировать живописные произведения. В этой технике изготавливались вставки для мебели, крышки табакерок, столешницы.

Флорентийская мозаика, в отличие от римской, набирается из крупных шлифованных, вырезанных по шаблону пластинок цветных камней. При этом пластинки могут покрывать всю поверхность изделия или рисунок выкладывается (инкрустируется) на фоне камня. Использовалась для отделки интерьеров и мебели.

Русская мозаика связана с уральским камнерезным искусством. Начиная с 17в., русские рудознатцы открывали на склонах Уральских гор богатейшие залежи цветных полудрагоценных камней: агатов, сердоликов, халцедонов, яшм, розового родонита,

синего лазурита, малахита – самого знаменитого из уральских камней. Разнообразие их декоративных свойств способствовало формированию в России высокой культуры обработки камня, направленной прежде всего на выявление красоты материала.

Русскими мастерами был изобретен способ оклейки каменных изделий с криволинейными поверхностями тонкими пластинами цветного камня, который широко стали использовать для облицовки колонн. Именно этот способ – отличительная особенность русской мозаики.)

 

Изумляет богатейшая палитра многоцветных камней: пестрые узорчатые яшмы, не имеющие себе равных по разнообразию окраски и прекрасно принимающие полировку; мраморы разных оттенков – один из замечательных материалов архитектуры; мало известный на западе орлец (родонит) малиново-розового цвета; порфиры; лазурит – непрозрачный минерал густого лазурно-

синего, голубого, иногда фиолетового цвета со стеклянным блеском; малахит цвета яркой и вместе с тем шелковисто-нежной зелени; полупрозрачные агаты, ониксы, халцедоны; многоцветные опалы, пятнистый серпентинит (змеевик) и др. Чем лучше камень отполирован, тем ярче выявляется его красота. Из цветного камня создавались долговечные произведения человеческого вдохновения.

«Я вижу в самом камне, подобно красоте благоухающих цветов, красоте линий, тонов и форм, создаваемых творческим гением человека, заложенные в нем красоту и гармонию» (А.Е. Ферсман).

 

Экспонаты:

1.Столик круглый, бронза, порфир, Россия,1840-1850.

2. Стол. Столешница: Россия, 1830-1840. Подстолье: Россия, СПб, 2004, мастерская «Рин», исполнители копии подст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: