Глава 1. Нормативно-методическая основа делопроизводства




Вариант формы регистрационно-контрольной карточки

Оборотная сторона

Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого предложения, заявления или жалобы истек установленный законода­тельством срок их рассмотрения или заявитель не был удовлетворен данным по первому обращению ответом.*

 

* Типовое положение, п.4.

 

Повторное обращение при первичной обработке получает очередной регистрационный индекс, так как ведется валовой учет всех поступаю­щих документов. Однако, в регистрационной карточке при регистрации повторного обращения указываются все признаки и первого документа, то есть его номер и дата. На самом повторном обращении в правом вер­хнем углу и на его регистрационно-контрольной карточке делается от руки или специальным штемпелем отметка "повторно".

Типовое положение предусматривает и такой случай, когда гражда­нин одно и то же предложение, заявление или жалобу направил одновременно нескольким адресатам, и они были в конечном итоге переад­ресованы в одно учреждение, организацию или предприятие, которое может решить поставленный вопрос по существу. Все эти обращения, попавшие в результате в одно место, должны учитываться под одним регистрационным индексом первого полученного документа с добавле­нием порядкового номера. Например, В-194/1, В- 194/2 В - 194/3 и т.д.

Зарегистрированный документ докладывается руководителю или его заместителю для принятия решения.

В законодательно-нормативных актах предусмотрен вариант, когда полученное обращение вообще не относится к компетенции получивше­го его учреждения, организации, предприятия. В этом случае работни­ком, отвечающим за эту категорию документов, оно должно быть не по­зднее чем в пятидневный срок направлено на рассмотрение в компетентный орган или заявителю. В ответном письме дается разъяс­нение, куда ему следует направить свое обращение.

Если в обращении поставлены вопросы, требующие решения раз­ных компетентных органов, руководитель организации, получивший об­ращение, рассматривает вопрос, относящийся к его компетенции, а о содержании других вопросов сообщает в установленные сроки соответ­ствующим организациям.

Во всех случаях пересылки документов в другие организации заяви­тели ставятся об этом в известность в пятидневный срок с момента по­лучения документа. В том случае, когда руководитель сразу в процессе рассмотрения документа может решить поставленный в нем вопрос, он отражает свое решение в резолюции, которая является по существу от­ветом. На ее основе составляется ответное письмо заявителю. Если вопрос требует лишь разъяснения, руководитель в резолюции указыва­ет исполнителя и срок написания ответного разъяснительного докумен­та. Все указания руководителя о порядке рассмотрения документа и исполнения переносятся в регистрационно-контрольную карточку.

Каждое решение, принимаемое по обращению граждан, прежде все­го должно быть основано на требованиях конкретных законов, всесто­роннем изучении обстоятельств и причин, породивших критические за­мечания.

Чаще всего для принятия по обращению обоснованного решения необходимо собрать нужный информационно-справочный материал, по­слать запрос на места, потребовать объяснения от виновных, направить документ для проверки в подведомственные органы, организовать вы­езд на место ответственного работника.

К рассмотрению обращений не следует привлекать лиц, участие ко­торых может повлиять на объективное решение вопросов, поднятых в документе.

Весь процесс рассмотрения обращений граждан подлежит обязатель­ному контролю.

Сроки исполнения обращений определяются в зависимости от слож­ности поставленных в них вопросов. Установлен, как максимальный, месячный срок разрешения жалоб, заявлений и предложений во всех органах. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изуче­ния и проверки, разрешаются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления. В тех случаях, когда для принятия решений по жалобе или заявлению необходимо проведение специальной проверки и истребование дополнительных материалов, разрешено, в порядке ис­ключения, продление сроков не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Для разрешения заяв­лений и жалоб военнослужащих и членов их семей были установлены более короткие сроки: в центральных органах власти и управления до 15 дней, в местных органах власти, на предприятиях и в учреждениях - безотлагательно, но не позднее 7 дней. Практика работы подтвердила оптимальность установленных сроков работы с документами граждан. Этих сроков продолжают придерживаться и сегодня.

Контроль за своевременным разрешением рассматриваемых доку­ментов возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечи­вать своевременное, правильное и полное рассмотрение обращений и исполнение решений, принятых по обращениям граждан.

Типовое положение специальным пунктом указывает, что письма граж­дан, направленные в государственные органы, предприятия, учреждения, организации, различным адресатам, требующие сообщить результаты рассмотрения предложения, заявления, жалобы, берутся на особый кон­троль. На всех экземплярах регистрационно-контрольных карточек и на предложениях, заявлениях и жалобах проставляется штамп "КОНТРОЛЬ" или знак контроля "К". Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются.

Контроль за исполнением ведется по регистрационно-контрольным карточкам, которые ставятся по срокам исполнения в контрольную кар­тотеку. Контрольная картотека по обращениям граждан организуется и строится также, как и контрольная сроковая картотека по другим адми­нистративным документам.

Все движение контролируемого документа, передача его от исполни­теля к исполнителю отмечается на карточке с указанием не только фа­милии исполнителя, но и даты передачи ему документа. Обращение снимается с контроля только после фактического выполнения принято­го по нему решения, о чем делается отметка в контрольно-регистрацион­ной карточке. Распоряжение о снятии с контроля дает лицо, принявшее по данному документу решение.

Для организации контроля за исполнением предложений, заявлений и жалоб граждан успешно используется компьютер. Количество доку­ментов, которое может быть проконтролировано с помощью компьюте­ра, практически не ограничено. Быстрота ввода и вывода информации в ЭВМ обеспечивает получение оперативных данных о ходе исполнения документов до истечения срока исполнения, что позволяет осуществ­лять превентивный, предупредительный контроль, обеспечивать выпол­нение документов в запланированные сроки. Напоминания могут посту­пать с любой запрограммированной периодичностью, ЭВМ в случае необходимости может обобщить и проанализировать за определенный период времени работу отдельных исполнителей и структурных подраз­делений по исполнению обращений граждан.

Ввод данных в память компьютера по обращениям осуществляется с клавиатуры. На экране можно перестраивать сводки о ходе выполне­ния жалоб и заявлений по различным аспектам и получать необходимое количество копий на печатающих устройствах. Диалог с компьютером ведет сотрудник, работающий с этой категорией документов. Автомати­зированная система "АСУ-заявление" способствует обеспечению высо­кой исполнительской дисциплины, своевременному исполнению обра­щений граждан.

Имеются типовые программы для ведения контроля за сроками ис­полнения документа на персональных электронно-вычислительных ма­шинах (ПЭВМ) и типовые программы для ведения контроля и справоч­ной работы с обращениями граждан.

Одним из важных этапов работы с обращениями граждан является организация по ним информационно-справочной работы. Одновременно с постановкой одного экземпляра регистрационно-контрольной карточки в сроковую картотеку, другой экземпляр карточки ставится в справочную картотеку, построенную в порядке алфавита фамилий зая­вителей. По этой картотеке всегда можно дать ответ на запрос гражда­нина или учреждения о состоянии рассмотрения конкретного обраще­ния. Значительно удобнее вести справочную работу при автоматизированной системе, дающей возможность навести справку по любому реквизиту документа.

Результаты решения вопроса, поставленного в обращении, сообща­ются заявителю. Ответы должны быть исчерпывающими, соответствую­щими действующему законодательству. Если конкретное выполнение решения поручено какому-либо другому органу, оно берется под конт­роль и об этом сообщается автору обращения, с указанием должности лица, на которое возложен контроль за исполнением принятого реше­ния. Решение, принятое единолично компетентным должностным лицом, сообщается автору обращения от имени органа, которому подчинено должностное лицо. Решение, принятое коллегиальным органом, сооб­щается автору обращения со ссылкой на номер и дату принятия этого решения, либо в виде выписки из решения или протокола. В письмен­ной форме сообщаются и решения об отказе в положительном удовлет­ворении поднятых в обращении вопросов. При этом отказ должен быть аргументирование обоснован, указаны мотивы и основания отказа со ссылкой на действующее законодательство и решения компетентных органов.

Сотрудник, ведущий делопроизводство по обращениям граждан, обя­зан систематически вести анализ этой категории документов. Периоди­чески (раз в месяц или квартал) составляются аналитические обзоры или справки, в которых отражают вопросы, по которым были поданы обращения, их количество по каждому вопросу, количество положитель­ных и отрицательных решений. Кроме того, в справках указывается, сколь­ко обращений было решено в срок, сколько с просроченным сроком исполнения и почему. Такой анализ служит выявлению причин, порож­дающих нарушение прав и интересов граждан, изучению общественно­го мнения, совершенствованию работы государственных органов, пред­приятий, учреждений и организаций.

На каждом документе после окончательного решения и исполнения делается надпись "В ДЕЛО" и ставится личная подпись должностного лица, принявшего это решение.

В соответствии с требованиями Типового положения предложения, заявления, жалобы должны быть возвращены после их разрешения ра­ботникам, ведущим делопроизводство по обращениям, со всеми отно­сящимися к ним материалами и экземпляром регистрационно-контрольной карточки для централизованного формирования дела и картотеки. Фор­мирование и хранение дел у исполнителей запрещается.

Работник, ведущий текущее хранение обращений, формирует их в дела отдельно от общей переписки. При этом вместе с обращением под­шивается копия ответа и все относящиеся к этому вопросу документы, собранные в процессе его рассмотрения, т.е. каждое обращение состав­ляет в деле самостоятельную группу. Внутри дела эти группы докумен­тов по обращениям располагаются обычно по фамилиям заявителей в алфавитном порядке. Если в учреждение поступает большое количе­ство обращений граждан, то каждое дело заводится по одной или не­скольким начальным буквам фамилий заявителей. Например, "Предло­жения, заявления, жалобы граждан на букву "А", "Б", "В" и т.д. Если обращений мало, они могут быть сгруппированы в одно-два дела. Кол­лективные письма сосредотачиваются в отдельном деле. Причем, пред­ложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организаций группируются раздельно от обращений по личным вопросам.*

 

* Основные правила работы ведомственных архивов, М., 1988, п.2.2.13.

 

При небольшом количестве обращений их можно располагать в де­лах и в хронологической последовательности. Появившиеся дополни­тельные материалы по вопросу, связанному с обращением или повтор­ное обращение подшиваются к первой группе материалов. В дела группируются только исполненные документы. Обложка дела с предло­жениями, заявлениями и жалобами граждан оформляется по установ­ленной форме.

Законченные дела с предложениями, заявлениями и жалобами граж­дан хранятся в учреждениях, организациях и предприятиях в справочных и других целях. Ответственность за их сохранность, как и за сохранность всех документов, несут их руководители. Сроки хранения этой категории документов указаны в статьях "Перечня типовых документов, образую­щихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других уч­реждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения".*

 

* Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указани­ем сроков хранения, - М.: Главархив СССР, 1989,ст. 31-35. с. 20-21.

 

Как видно из приведенных статей перечня, обычные обращения лич­ного и второстепенного характера, составляющие подавляющее боль­шинство этой категории документов, хранятся 5 лет, но предложения, интересные для истории и имеющие практическое значение, будут хра­ниться постоянно. Все дела с обращениями, имеющие постоянный срок хранения, передаются через год после завершения по ним делопроиз­водства в архив учреждения, а затем в государственный архив.

Подготовка предложений, заявлений и жалоб граждан и сдача в ар­хив включает в себя: оформление дел, проведение экспертизы ценнос­ти документа, составление описей.

В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел.

Оформление дел входит в функции лица, ответственного за работу с обращениями граждан.


Глава 1. Нормативно-методическая основа делопроизводства

Управление предприятием можно представить как процесс получения информации, ее обработки, принятия решения и доведения его до исполнителя. Для принятия правильного решения требуется полная, оперативная, достоверная информация.

Полноту информации характеризует ее объем, информация должна быть оперативной, такой, чтобы за время ее передачи и обработки состояние дел не изменилось. Достоверность информации определяется степенью соответствия ее содержания объективному состоянию дел.

На рабочее место руководителя предприятия информация должна поступать в форме, облегчающей ее восприятие и обработку.

Часть информации, используемой в управлении предприятием, фиксируется в документах. Документ является носителем информации. В качестве такого носителя может служить бумага, диск компьютера, фото – и кинопленка и т. д. Деловой документ служит для фиксации административной (управленческой) информации.

Значение документа для предприятия трудно переоценить. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности организации и составляет основу любого бизнеса. Большую часть служебной информации работники предприятия получают посредством документов. В каждой организации на составление документов и на работу с ними в среднем уходит до 60 процентов рабочего времени. На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях, подтверждая тем самым первичное определение термина «документ» как «способ доказательства».

Делопроизводство – это деятельность по созданию документов и дел в соответствии с государственными стандартами и организации работы с ними, а именно создание условий для движения, поиска и хранения документов.

Задачи делопроизводства заключаются в следующем – оформление деловых документов в соответствии с требованиями стандартов, создание условий для движения документов (организация регистрации документов, контроль за движением документов и сроками их исполнения), создание условий для поиска исполненных документов (формирование документов в дела в соответствии с номенклатурой дел), создание условий для хранения документов.

Под системой документирования понимается совокупность процессов по созданию всех видов документации, отражающих деятельностьучреждения, организации, или предприятия.

Документирование является важнейшей составной частью делопроизводства.

Оно включает все операции по подготовке, составлению, согласованию, оформлению и изготовлению документов.

Система документационного обеспечения включает в себя комплекс работ с готовыми документами, созданными данным учреждением и полученными извне: приём, регистрация входящей и исходящей корреспонденции, её отправка; приём документов на рассмотрение и подписание администрацией; распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения, ознакомление сотрудников с директивными актами администрации. Учет стадий прохождения и исполнения документов с обеспечением их сохранности; сдача дел в архив и обеспечение их архивного хранения.

В документационном обеспечении предприятия можно выделить три группы документов: внутренние документы, поступающие (входящие) документы и отправляемые (исходящие) документы. Которые, в свою очередь, можно классифицировать по следующим признакам:

1) по содержанию (важнейший вид классификации) это могут быть документы по административным вопросам, вопросам материально-технического обеспечения, планирования, бухгалтерского учета, подготовки кадров, внешнеторговой деятельности и т. д.;

2) по происхождению документы делятся на официальные и личные. Официальные документы создаются организациями или должностными лицами по определенным правилам (стандартам). К официальным документам относятся и документы, удостоверяющие личность человека и его права, а также содержащие сведения биографического характера (паспорт, удостоверение личности, водительские права и т. д.).

Личные документы создаются лицами вне сферы их служебной деятельности.

1) по месту составления документы делятся на: внешние – полученные учреждением (входящие) или направленные им за его пределы (исходящие), – внутренние – составленные в данном учреждении и исполняемые внутри его;

2) по наименованию выделяется несколько десятков видов и разновидностей управленческих документов – это анкеты, акты, протоколы, ведомости, инструкции, приказы, отчеты и т. д.

Для установления единого порядка составления документов и организации работы с ними на предприятии разрабатывается инструкция по делопроизводству, содержащая образцы правильно оформленных документов и правила работы с ними.

Инструкция по документированию управленческой деятельности – нормативный документ, регламентирующий организацию, правила, приёмы и процессы создания документов, порядок работы с ними в конкретном учреждении с учетом условий и специфики его деятельности. Приступая к работе с документами в любой организации секретарь обязательно знакомится с инструкцией по документированию и управленческой деятельности данного учреждения. Все операции документирования должны соответствовать установленным государственным и отраслевым нормативом.

В систему документооборот входит понятие «маршрут документа», который можно представить в виде следующей технологической цепочки: – прием входящих документов – предварительное рассмотрение (разметка) секретарем – регистрация документов – доклад руководителю о полученных документах – принятие решения руководителем – направление документов на исполнение – контроль исполнения документов – исполнение документов – формирование документов в дела – использование документов в справочно-информационной работе – определение сроков хранения документов: передача в архив, дальнейшее использование, уничтожение документов.

Степень совершенства технологической системы работы с документами определяется оперативностью перемещения и исполнения документов и эффективностью обеспечения руководства учреждения документированной информацией.

Движение документов в организации с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки за пределы предприятия называется документооборотом.

Документооборот в организации осуществляется в виде потоков документов между:

1) теми людьми, которые анализируют и производят информацию или принимают решения (руководители предприятия или подразделений, специалисты и квалифицированные служащие).

2) пунктами технической обработки документов на предприятии (секретарь руководителя, канцелярия, экспедиция, множительная служба, архив).

Задача делопроизводственных служб предприятия заключается в том, чтобы документы во время своего движения не терялись и вовремя поступали в очередные пункты обработки. Именно от четкости движения документов зависит своевременность и правильность принятых управленческих решений. Эта задача решается с помощью многолетним опытом выверенной и отшлифованной системы организации документооборота, которая изложена в нормативных документах. Такие документы называются Единой государственной системой документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: