Исторические формы свободомыслия




Основная часть

 

Формой свободомыслия по отношению к религии является атеизм. Его история прослеживается с самых древнейших времен.

Впервые понятие «свободомыслие» в научный обиход ввел английский мыслитель А. Коллинз в книге «Рассуждение о свободомыслии» в 1713 году. Он считал, что свободно мыслить и рассуждать о религиозных вопросах является правом всех людей. Коллинз призывал подвергать «смелой критике разума» священные книги и сочинения богословов. В философских системах, особенно идеалистических, разум рассматривается как самостоятельная сущность. Якобы Бог находится только в человеческих ощущениях.

Идеи атеизма начали развиваться с первыми философами, которые занимались созерцанием окружающего их материального мира. Они получили широкое распространение в Древней Греции. Самыми первыми атеистами называют греческого поэта Диагора, жившего в V веке до н.э., и афинского государственного деятеля Крития, который говорил о религии, как о человеческом изобретении для заключения человека в рамки морали. Греческие философы первыми стали отрицать наличие души и жизни после смерти. Они призывали жить лишь заботами и радостями земной жизни.

К формам свободомыслия относят - богоборчество, религиозный нигилизм, индифферентизм, религиозный скептицизм, пантеизм, деизм, и, наконец, атеизм.

Самой ранней формой свободомыслия называют богоборчество - осуждение богов за попущение злу, несовершенство мира, где есть место несправедливости, жестокости и людским страданиям.

Следующей формой свободомыслия является религиозный нигилизм, который опирается наопределенныефилософские учения. Религиозный нигилизмвыразился в отвержении духовных ценностей культуры. По сути - это бунт эгоистического индивида, считающего, что ему «все позволено». Он выражается в бездуховности, попрании всякой морали, прогматическом отношении к жизни и людям.

Нигилизм воюет с религией во имя утверждения своеволия, во имя изображения якобы «сильной личности», попирающей ценности «серой массы».

Индифферентизм переводится с латинского как безразличие, безучастие.По сути, является всего лишь леностью мысли.

Следующая форма свободомыслия - антиклерикализм, в переводе с латыни - против Церкви. Это социальное идейное движение, направленное против влияния Церкви на духовное и нравственное состояние светского общества.

Понятие скептицизм родилось в античной философии. Скептицизм исследует сомнения в истинности религии, в возможности познания мира. Его проявления можно видеть, начиная с разложения первобытного общества.

Считается, что свободомыслие обретает философскую основательность с появлением концепции пантеизма. Пантеизм в переводе с греческого означает –всё Бог. Он признает существование Бога и мира. Только Бог обитает не в потустороннем мире, а внутри самой природы. Таким образом, происходит отождествление Бога и природы.

Специалисты рассматривают две формы пантеизма: религиозно – мистическую (растворение природы в Боге) и материалистическую (растворение Бога в природе).

Ещё одной формой религиозного свободомыслия, также порожденной философией, является деизм. Его основатель Э. Чербери («Трактат об истине», 1624 г.) Эта форма свободомыслия была в Англии особенно популярна. Деисты признают, что Бог сотворил мироздание, но вместе с тем утверждают, что после сотворения мира Бог перестал принимать какое – либо участие в земных событиях. Он никак не вмешивается в их закономерный ход. Бог является всего лишь безличной первопричиной возникновения мира. Он находится вне его.

Наиболее последовательной формой свободомыслия является атеизм. Атеизм в переводе с греческого означает- отрицание Бога, безбожие. Он опирается на философию материализма. Атеизм отрицает существование сверхъестественных сил.

 

 

 

 

Использованная литература:

1. «Религиоведение», А.С.Кармин, Н.В.Носович, В.В. Ильин, Питер, 2007г.

2. «Бог», А.И. Осипов. 5-е издание исправленное и дополненное. Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. Москва, 2015 г.

3. Лекция «Религиоведение. Атеизм и свободомыслие как явление духовной жизни» на сайте Stud Izba.com

4. «Святитель-хирург».Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Протодиакон Василий Марущак. Даниловский благовестник. Москва, 1997г.

5. Учебник «Общая биология10-11 класс» под редакцией академика Ю.П.Артухова. 2-е издание, расширенное. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006г.

 

 

Однажды на заседании Хирургического общества, дело было в Крыму, некий военный хирург спросил Владыку Луку, уже избранного в то время почетным членом Академии: «Как вы, такой специалист, хирург, можете верить в Того, Которого никто никогда не видел, в Бога?» На это профессор поинтересовался, верит ли тот в разум? И, получив утвердительный ответ, спросил: «А вы видели ум?». Конечно, нет. «Вот так и я,- заметил Владыка,- не видел Бога, но верю, что Он есть».

 

Святитель Лука читал лекции студентам медицинского института в архиерейском облачении. В ответ на недоумение атеистической студенческой молодежи, переданное их преподавателем, Владыка- хирург и ученый обратил внимание на то, «что очень странно отрицать то. чего не знают и не понимают. И судить о религии по антирелигиозной пропаганде». Ведь. Понятно, едва ли кто из студентов-атеистов читал Священное писание. «Наш великий физиолог Павлов, академик Владимир Петрович Филатов, каноник (т.е. священник) Коперник, преобразовавший всю астрономию, Луи Пастер умели же совмещать научную деятельность с глубокой верой в Бога».

Физическое выздоровление всегда связывал с обращением к Богу

 

Общую биологию для 10-11 классов под редакцией заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, лауреата Государственной премии РФ, академика РАН Ю.П.Алтухова открывает высказывание великого русского учёного М.В. Ломоносова-«Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога».

Сам Алтухов в Предисловии к учебнику замечает, что это «первый учебник биологии, не стесненный материалистическими рамками. Мы возвращаемся к Богу, на протяжении столетия вычеркнутому из нашей жизни.

Минувший атеистический век крайне пагубно отразился на развитии биологии, ряда естественных наук и самого человека. В угоду вседовлеющему материализму положения всего лишь гипотезы эволюции возводились в догматы, противоречащие научным фактам. Господа Бога заменил в умах поколений «всемогущий» естественный отбор. Ответственность за эту подмену в значительной степени лежит и на учёных. …Ответственность учёного выше, чем врача: последствия его деяний могут затрагивать судьбы миллионов.

Ведь одна из обязанностей науки - свидетельствовать о правде.

«За последние 10 лет мои представления о мире и человеке претерпели коренные изменения и привели к твёрдому убеждению в том. Что наш мир- результат высшего творческого замысла. Сложность, комплексность и саморегуляция в мире живого таковы, что неизбежно приходишь к заключениюо наличии Плана- и следовательно, места для случайности не остается.

Я пришёл к выводу о существовании творца ещё и потому, что труды моих сотрудников и мои собственные работы показали, что не только происхождение человека, но даже и происхождение обычных биологических видовне может иметь случайный характер. Каждый вид строго хранит свою уникальность.

Тщательное исследование Священного Писания даёт все необходимые предпосылки для твёрдой веры. Таким образом, вера и объективное научное знание не противоречат друг другу.

Мы надеемся, что после длительного отступления от веры в жизни общества вновь возобладает мировоззрение, основанное на христианстве, определяющем формирование европейской культуры на протяжении двух тысячелетий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: