Отчетность: Эссе (письменная работа, структурированная речь) Отчетность: Экзамен (устная форма, структурированная речь)




Европейская и американская образовательная система Российская образовательная система

Учебный процесс: Самостоятельная работа (исследование); Семинары (дискуссии); Интерактивные лекции Учебный процесс: Поточные лекции; Семинары (teacher-centered); Самостоятельная работа

Европейская и американская образовательная система Российская образовательная система

(по списку)

Отчетность: Эссе (письменная работа, структурированная речь) Отчетность: Экзамен (устная форма, структурированная речь)

Текст: 30-40 эссе (4 года) + диссертация Текст: 2 курсовые (5 лет) + дипломная работа

Эссе — выдвижение и обоснование собственных идей. Результат — авторское научное творчество. Реферат — изложение чужих мыслей. Результат — мысли преподавателя, монографии, статьи

В вузах Западной Европы и США организация учебного процесса кардинально отличается от российского варианта. Главный акцент делается на самостоятельную работу студентов, ориентированную на создание письменных работ [Шестак 2011: 117]. Однако, на наш взгляд, все же нельзя игнорировать опыт коллег из других стран. Обращение к жанру академического эссе дает много положительных результатов, значительно обогащает учебный процесс, делает его более осознанным и интересным.

В мировой теории и практике выработаны каноны жанра научного эссе, методика его подготовки и написания. Рассмотрим подробнее:

1) Структура академического эссе:

Академическое эссе состоит из следующих частей:

Заголовок (Title) — отражает основную научную проблему, которой посвящено эссе. Заголовок должен быть оформлен эстетично.

Вступление (Introduction) — тезис-проблема. Вступление содержит 1) общее введение; 2) основная информация / сведения по истории вопроса; 3) описание того, о чем конкретно будет говориться в основной части.

Аргументация (Body) — аргументированное раскрытие проблемы на основе собранного материала. Анализ данных и аргументация должны точно соотноситься с поднятыми в эссе проблемами. Данная часть работы включает соотношение и обобщение других точек зрения с изложением собственной и ее обоснование. В ходе аргументации /

В таблице использованы материалы презентации Гришина И. В., Короткина И. Б. Опыт реализации концепции «академической грамотности» в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента. Режим доступа: https://tempus.novsu.ru/flle.php/1/pictures/News/19-23.09.2011.KHmelnickii_/Grishina.ppt (Дата обращения 01.09.2014)

При общении использованы материалы: Азов А. XVI Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа «Академическое письмо: актуальный международный опыт» // НЛО. 2014. № 1 (125). С. 411-414.; Бенедиктова Т. Д. Уроки письма в траснациональной перспективе: опыт Чикагского университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 116119.; Дубина Б. Как писать эссе. Режим доступа: https://www.msses.m/Файлы%20для%20скачивания/ess2012_ak.pdf (Дата обращения 01.09.2014); Короткина И. Б. Академическое письмо. Уч.-метод. пос.: Lambert Academic Publ. 2011. 184 с.; Требования к диссертации и эссе. Режим доступа: https://www.msses.ru/students/requirements/ (Дата обращения 01.09.2014)

рассуждения рекомендуется использовать в качестве иллюстративного материала эмпирические сведения. В данной части работы следует придерживаться строгой структуры и иерархии (от главного к второстепенному, от более к менее важному). Доказательства должны быть сильными, убедительными, взвешенными, эффективными, самостоятельными, непротиворечивыми. Их количество зависит от обсуждаемой проблемы, избранного плана и логики развития мысли. Для выделения главных моментов аргументированного изложения, обозначения его основных пунктов и соблюдения логики в раскрытии проблемы рекомендуется использовать параграфы / подзаголовки (их можно озаглавить). Один параграф / подзаголовок отражает одну главную мысль.

Заключение (Conclusion) — краткое обобщение и изложение основных аргументов. Заключение может содержать также такой важный, дополняющий эссе элемент как указание на применение вашей работы, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Академическое эссе отличает «резкая персона-лизация», рефлексичность, критичность (главная цель — высказать свое мнение, убедительно доказать и аргументировать его), академический стиль, точность, четкость, ясность, богатство мысли, логичность и легкость изложения мыслей (не забывайте, что о вас «судят по тексту»). Объем — от 1 5000 до 4 000 слов.

2) Рекомендации научного сообщества по подготовке и написанию академического эссе.

Критерии оценки:

Знание фактического материала в рамках обсуждаемой проблемы (ее места и роли в контексте современного научного знания), шире — программы подготовки специалитета / бакалавриата / магистратуры; способность построить и доказать собственную позицию на основе приобретенных вами знаний; при этом необходимо помнить, что в гуманитарной сфере не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы. Есть более или менее аргументированные точки зрения.

Качественная подготовка необходимых для эссе материалов (конспекты научной литературы, лекции, записи дискуссий и собственных размышлений, приобретенный опыт) их обобщение и изложение. Лучшей предварительной работой при подготовке эссе является конспект статьи, монографии и т. д.

Что такое конспект? Конспект — это «не анахронизм, а анализ прочтенного» [Дубина], «стратегическое интеллектуальное умение и дисциплина», а «не механический процесс составления краткого изложения» [Требования]. В процессе осознанной и структурированной фиксации рекомендуется обращать внимание на ключевые мысли. В процессе отбора необходимого материала синхронно развивается ваше «понимание теоретических положений и/или эмпирических аргументов» [Требования].

Существует много путей и способов организации подготовительных записей. Наиболее эффективным методом конспектирования видится метод, предложенный специалистами Московской Высшей

школы социальных и экономических наук. Приведем высказанные рекомендации: а) разделите блокнот на две колонки — в левой можно делать конспект того материала, который читаете, в правой — сравниваете содержание данного конспекта с другими фактами, о которых вы «ранее читали, слышали (на лекциях), которые обсуждали на занятиях или в неформальной обстановке, а также с вашими собственными комментариями и критическими замечаниями по тексту, который вы читаете. Иными словами, вы используете ваши заметки для построения перекрестной ссылки, исходя из собственных соображений, формулировок, данных, а также включая свои собственные комментарии относительно высказываний других» [Требования]. Другой метод: а) проработайте необходимый материал и б) письменно структурируйте его по схеме: проблема — аргументы (аргументация) — примеры — вывод.

Оптимально выбранная стратегия проработки научных источников. Рекомендуется сначала прочитать две или три актуальных, недавно изданных энциклопедических/словарных статьи (в качестве отправной точки), научной статьи, монографии ведущих в данной области ученых («в каждой теме есть крупные имена, которые нельзя обойти молчанием») и дающих ясное представление о трактовках изучаемой проблемы (теория и эмпирические сведения). Стратегическое чтение позволит увидеть ключевые ориентиры по теме (какие существуют дискуссии между исследователями подходы в изучении), что послужит некой основой для направления и развития дальнейшего чтения [Дубина; Требования]. Подбирать специальную литературу лучше всего для каждого раздела. Далеко не все источники заслуживают того, чтобы быть использованными, необходимо прорабатывать наиболее значимые, проверенные и авторитетные. В зависимости от обсуждаемой проблемы количество научных источников — от 15 до 30 [Дубина; Требования].

Предварительное составление подробнейшего плана каждой части эссе — Вступление. Аргументация. Заключение. Продуманный подход к решению проблемы и способ его защиты/аргументации. Корректное использование основных терминов и понятий и оперирование научными данными [Требования].

Четкое обоснование и отстаивание своей позиции. При формировании собственной точки зрения по той или иной проблеме в центре внимания оказывается ваша «способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других, способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов» [Требования].

Соблюдение научной этики. Все имеющиеся в работе сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Недопустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Все случаи плагиата должны быть исключены. Библиографический спи-

сок должен быть оформлен по правилам. См. правила оформления библиографических записей — https://library.petrsu.ru/activity/GOST7.82-2001. shtml, https://library.petrsu.ru/activity/sbo_metod.pdf

Следование нормам и правилам русского языка.

Проверка текста эссе.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Подготовьте сообщение на темы 1) «Происхождение и история жанра эссе»; 2) «Понятие эссе: версии и варианты». Предварительно составьте и проработайте библиографический список (15-20 источников).

На основе анализа статей В. Кругликова, К. Зацепина сформулируйте в виде тезисов ответ на вопрос: в чем заключается разница между текстами — эссеистским, научным, философским и публицистическим [Зацепин 2010; 191-201; Кругли-ков 1995: 161-182]?

Познакомьтесь со статьей А. Л. Дмитровского «Жанр эссе: к проблеме теории» [Дмитровский 2013: 37-51] и ответьте на вопросы: 1) в чем разница между жанром эссе и близкими ему жанровыми формами дневника, исповеди, автобиографии? 2) в чем отличие между понятием «образ эссеиста» и «образ автора»?

Прокомментируйте слова А. Эльяшевича: «Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира» [Эльяшевич 1998: 15-19].

Прокомментируйте слова главного героя из незавершенного «романа идей» австрийского прозаика, эссеиста, драматурга Роберта Музиля «Человек без свойств»: «Примерно так же, как эссе чередою своих разделов берет предмет со многих сторон, не охватывая его полностью, ибо предмет, охваченный полностью, теряет вдруг свой объем и убывает в понятие, — примерно так же следовало, считал он, подходить к миру и к собственной жизни. Ценность какого-либо действия или какого-либо свойства, даже их сущность и природа зависят, казалось ему, от обстоятельств, которые их окружают, от целей, которым они служат, одним словом, от устройства целого, к которому они принадлежат» [Музиль 1994: 291].

Какие признаки литературно-художественного эссе иллюстрируют следующие примеры: a) М. Бланшо из книги «Пространство литературы»: «Чарующее царство безвременья» — о литературе; А. И. Введенский из книги «Серая тетрадь»: «Оно пупок, оно тень листа, оно скольжение по поверхности» — о пограничном состоянии между жизнью и смертью; b) Ш. Абдуллаев из эссе «Поэзия и местность»: «пространство неминуемо разлито в наблюдателе», «взор моментально застревает в собственной распахнутости», отклик упирается в отклик», «Монета выпала из рук, покатилась в угол комнаты и лишь там догнала себя». Приведите другие примеры из зарубежной и отечественной эссеистики и прокомментируйте их.

Познакомьтесь с зарубежной и отечественной эс-сеистикой (см. европейская, американская, русскоя-

зычная линии жанра — основные имена) и обсудите ее тематику и специфику поэтики на семинаре.

Изучите a) дополнительные рекомендации автора и разработчика курсов Academic Writing (на анг. яз.) и «Академическое письмо» (на рус. яз.) И. Короткиной о том, каким образом можно организовать идеи в эссе и сформулировать гипотезы, какими должны быть его структура и язык; b) статью Г. Н. Немца о логических основах эссе, способствующих созданию предварительной концепции текста. c) статью К. А. Зацепина об определении жанровой формы эссе в параметрах художественного. Сделайте полезные для себя выписки, попытайтесь осмыслить и апробировать рекомендации на практике [Короткина 2011; Немец 2012: 48-53; Зацепин 2005: 77-80].

Познакомьтесь с академическими работами: М. Эпштейна [Эпштейн 1987] и В. И Новикова [Новиков 2000: 125-130; Новиков 2013: 88-92]. Какие новые возможности жанра академического эссе вы для себя открыли? Оформите свои наблюдения письменно в виде заметки, конспекта и обсудите на семинаре.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание № 1. Академическое эссе. Эссе

Е. М. Ивановой «Теория травмы — первое знакомство»

Прочитайте текст академического (магистерского) эссе Е. М. Ивановой «Теория травмы — первое знакомство», в котором отразилась рефлексия автора на проблему травмы в жизни человека (см. Текст 1). Эссе было написано по материалам авторского курса лекций д.ф.н., проф. Е. Г. Трубиной «Травма, память, нарратив», прочитанного в рамках магистерской программы по специальности «Ген-дерные исследования» в Европейском гуманитарном университете.

Ответьте на следующие вопросы:

В чем заключаются проблемность, «изюминка» и значимость эссе?

Насколько логических и причинно-следственных частей можно условно разделить данный текст?

1) Каким образом формируется основной тезис-проблема эссе? 2) Какие аргументы использует автор в ходе его иллюстрации? 3) В чем особенность итоговой части работы?

Как бы вы охарактеризовали авторский стиль?

Проанализировать суждения Е. М. Ивановой о значении травмы, выскажите свою точку зрения по поводу обсуждаемой проблемы. В чем обнаруживается сходство вашей позиции с позицией автора эссе? В чем отличие? Аргументируйте собственную позицию. Оформите свой ответ письменно в форме тезисов.

Прослушайте лекцию по курсу «История русской литературы XX—XXI вв.» на тему «Культурная и историческая травма в современной русской литературе». По материалам лекции и рекомендованных научных источников подготовьте академическое эссе (№ 1), в котором бы вы a) поделились об

услышанных на занятии новых знаниях о феномене травмы, задали вопросы преподавателю; Ь) отразили собственные суждения. Лекция — своеобразный «толчок». Тема и концепция эссе формируются самостоятельно. Необходимо соблюдать правила научной этики. Объем 3 000—4 000 слов.

Изучив рекомендованную вам научную и художественную литературу, подготовьте эссе (№ 2) по проблеме «Культурная и историческая травма в современной русской литературе». Тема и концепция эссе формируются самостоятельно. Рекомендации — в работе должны быть отражены следующие моменты: а) специфика осмысления природы травмы в русской литературе и ее причины; Ь) авторские стратегии описания травмы; с) своеобразие метафорики травмы. Необходимо соблюдать правила научной этики, объем 3 000—4 000 слов.

Проведите подробный самоанализ эссе. Обсудите выполненную работу с преподавателем на индивидуальной консультации. Учитывая высказанные им рекомендации и «ошибки», переделайте ее и сдайте снова на проверку.

Используя предложенную выше схему анализа академического эссе, подробно обсудите работы своих однокурсников в группе.

Текст 1. Эссе Е.М. Ивановой «Теория

травмы — первое знакомство»4

Весь опыт каждой человеческой жизни (своей или окружающих) так или иначе, всегда связан с травмой, с травмирующими событиями. Не всегда это понятно, пока трагедия не коснется лично. Ведь человеку так трудно слушая, услышать другого. Услышать — и значит понять, понять не разумом, но всем своим существом. Как будто травма позволяет открыть в человеке, его психике нечто новое, доселе неизвестное. Как будто проникая через глаза «внешние», физические, она раскрывает глаза «внутренние», психические. Наверное, поэтому часто именно те, кто пережили травму, но нашли в себе силы перейти с «языка смерти» на «язык жизни», т.е. услышать этот императив жить (в котором и состоит смысл внутреннего возврата к травмирующему событию снова и снова) посвящают свои жизни помощи другим «потерпевшим». Такие люди не только помогают подвергшимся травмирующим событиям изжить их травму, но и тем, кто лишь слышал о ней. Во-первых, это позволяет узнать больше о человеческой психике вообще, во-вторых, это обогащает каким-то жизненным опытом (пусть и не личным), а, значит, в определенной мере подготавливает человека к возможной встрече с травмой, что тоже не маловажно. И, в-третьих, позволяет каждому познать себя и, быть может, найти в себе то, что «мешало», но не было понято до конца.

Знакомство с теорией травмы было, несомненно, интересным в познавательном плане, но больше оно поразило тем, что стало своеобразным «пусковым механизмом» для воспоминания обо всех тех

Благодарю Е. М. Иванову за предоставленный текст эссе на рус. яз. «Теория травмы — первое знакомство». Текст публикуется с согласия автора.

размышлениях, ситуациях и беседах, которые касались темы травмы и толчком к новым. Как будто кто-то собрал все книги одного автора и поставил их на одну полку, а полку подписал — и всем стало удобнее ими пользоваться. «Полка», на которую все объединилось, получила название «Травма». А «книги» на нее попали даже такие, о которых я и понятия не имела, что они у меня есть, и такие, которые я бы и не подумала объединить «Травмой».

Несколько идей, услышанных на лекциях, меня поразили. Например, идея о том, что травма, механизм травмы — это тот шанс, который дан нам психикой, чтобы выжить. Тот защитный механизм, который «включается», когда наше сознание не способно постичь реальность, пройти сквозь шок от встречи со смертью или катастрофическими для индивида событиями. В таком случае осознание этого факта должно изменить отношение к травме, как к негативному явлению, пугающему и бессмысленному. Страдания, которые причиняются повторением, характерным для данного явления, не мучение или наказание, а призыв к новому, призыв к жизни с новым смыслом, которые только и может быть постигнут таким образом. Смерть (реальная или символическая), с которой сталкивается сознание в результате травмирующего события, — это то, что должно оттенить Жизнь, сделать ее краски более яркими к восприятию, показать всю ее красоту и желанность, но одновременно хрупкость и быстротечность, а значит и необходимость ее защиты.

Каждая лекция вызывала много вопросов, на которые я пыталась ответить сама, размышляя по дороге домой, либо, обсуждая с Вами. Каким-то из моих предположений я находила подтверждение в разговоре с Вами или на Вашей следующей лекции — оказывалось, что надо было лишь немного подождать и дослушать лекции до конца.

Особое чувство у меня вызвали размышления о тех муках и страданиях, которые испытывают люди при травме. Может ли травма быть изжита до конца? Насколько это возможно? Кто может помочь человеку пройти через травму, услышать призыв «Жить!»? Мы говорили о том, что человек сам не справляется с этим, ему нужна помощь. Мне бы хотелось перефразировать Вашу реплику. Только сам человек может с этим справиться, но ему нужна помощь, толчок. Необходима помощь психоаналитика либо просто сочувствующий и внимательный слушатель. Но понятно, что не любой может стать именно тем Слушателем, который поможет. Травму можно проговорить, и даже не один раз, но существенно ничего не измениться. Но достаточно то же самое рассказать определенному человеку и достаточно услышать от него/нее одну фразу, чтобы все сдвинулось с «мертвой точки», что бы обрести тот особый слух, который услышит голос травмы, и обнаружить в себе ту силу воли, которая заставит жить. Я думаю, нет определенного правила определения именно тех людей. Но есть какой-то закон, такой же защитный механизм, как и сама травма, который «сводит» нас именно с теми, необходимыми нам людьми. (Либо «сознательно» не «сводит», что тоже имеет свое обоснование).

Но особую боль приносит и сама необходимость проговаривания своей травмы, перевода ее в язык.

Я вспомнила несколько случаев, когда травмирующие события в языке выражались в грубых, жестких словах. И возникало ощущение, что эти слова причиняют дополнительную боль, но одновременно и облегчение. Как будто именно от причинения нового страдания становилось легче. Быть может, эта новая боль отодвигала, заслоняла — хотя бы на миг — старую, истинную, причинную рану. Казалось, привычные, обычные слова не могли быть использованы, они не могли выразить/отразить всего (боли, страха, страданий, всех оттенков) их ситуации, ситуации травмы. Это состояние похоже на состояние немоты, насильственного молчания. Когда очень хочется сказать, а слов, с которыми боль можно вытолкнуть во вне, нет, они потеряны, забыты, осталось лишь легкое воспоминание о них, которое как паутина — его невозможно ухватить. Но молчание это — лишь внешнее, физическое. А внутри идет разговор, похожий на крик, что бы быть услышанным. «Говоришь», а звуки не выходят. И это новое мучение. Чувствуешь, что надо проговорить, выговорить свое гнетущее, чтобы открыть его и понять. Но «слушателя» нет, и травму не выпустить, не отпустить. Вернее он/она есть, но не слышит — ведь не словами говоришь. А если и словами, то все равно сложно быть понятым/понятой. Ведь хотя травме надо быть высказанной словами, суть ее словами же и закрывается — одни и те же слова могут по-разному пониматься. И получается: слушаем, но не слышим. И возможно такое нарочитое употребление несвойственных какому-то человеку слов, грубых, жестких, резких — это способ быть услышанным. И тут урок и тем, кто слушает, урок понимания и сочувствия.

ЛИТЕРАТУРА

Азов А. XVI Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа «Академическое письмо: актуальный международный опыт» // НЛО. — 2014. — № 1 (125). — С. 411-414.

Алендеев П. В. Эссеистический тип текста в контексте особенностей современной науки // Известия Рос. гос. педаг. унив. им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 16. — № 40. — С. 17-20.

Антипов Г. А., Донских О. А. Эссе об эссе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 1. — С. 43-50.

Бакин Е. В. Центр академического письма: опыт создания // Высшее образование в России. — 2013. — № 89. — С. 112-116.

Бузальская Е. В. Эссе: общая типология жанра // Вестник Орловского гос. унив. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2013. — № 5 (34). — С. 123-125.

Венедиктова Т. Д. Уроки письма в транснациональной перспективе: опыт Чикагского университета // Высшее образование в России. — 2013. — № 8-9. — С. 116-119.

Владимиров И. Философское эссе о науке // Философия хозяйства. — 2007. — № 1. — С. 300-301.

Гришина И. В., Короткина И. Б. Опыт реализации концепции «академической грамотности» в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента. — Режим доступа:

https://tempus.novsu.ru/file.php/1/pictures/News/19-23.09.2011.KHmelnickii_/Grishina.ppt.

Губин В. А. Эссе о кризисе: Острый преодолимый кризис // Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 4. — С. 370-372.

Дмитровский А. Л. Эссе как жанр публицистики: дис.... канд. филол. наук. — СПб., 2002. — 23 с.

Дмитровский А. Л. Жанр эссе: к проблеме теории // Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 3 (24). — С. 37-51.

Дубина В. Как писать эссе. — Режим доступа: https://www.msses.rUФайльIo/o20дляo/o20скачивания/ess2012_a k.pdf (Дата обращения 01.09.2014).

Занина Е. Л. Английский язык. Эссе: темы и аргументы. — М., 2011. — 512 с.

Зацепин К. А. Жанровая форма эссе в параметрах художественного // Вестник СамГУ — 2005. — № 1 (35). — С. 77-80.

Зацепин К. А. Мыслить литературой или эссе как художественный феномен // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». —

2007. — № 2. — С. 195-209.

Зацепин К. Эссе: от философии к литературе // НЛО. — 2010. — № 104. — С. 191-201.

Зыкова Е. П. Опыты М. Монтеня и проблема зарождения жанра эссе // Филологические науки. — 1980. — № 4. — С. 14-21.

Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. — М.,

2008. — 181 с.

Климов Л. А. Проблемы жанровой поэтики эссе И. А. Бродского // Язык и культура - основа общественной связности. — СПб., 2007. — Ч. 2. — С. 14-28.

Королева О. А. Жанр эссе в творчестве Ч. Лэма (На материале «Очерков Элии») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — № 1 (2). — С. 137-139.

Короткина И. Б. Академическое письмо. Уч.-метод. пос. — Lambert Academic Publ., 2011. — 184 с.

Короткина И. Б. Академическое письмо: новые события, новые перспективы // Высшее образование в России. — 2013. — № 8-9. — С. 99-100.

Кругликов В. Возможности эссеизма в понимании культуры // Социальная философия и философская антропология. Труды и исследования. — М., 1995. — С. 161-182.

Кузмина Е. С. Коммуникативно-информационное поле эссе как формы делового иноязычного письменного общения // «Magister Dixit»: научно-педагогический журнал Восточной Сибири. — 2014. — № 2 (14). — С. 6.

Ларионова Н. К. Эссе как особый жанр школьного сочинения // Сибирский учитель. — 2010. — № 72. — С. 34-42.

Музиль Р. Человек без свойств / Пер. с нем. С. Апта. — М., 1994.

Муллагалеева О. И. Педагогическое эссе: разговор наедине // Химия в школе. — 2006. — № 9. — С. 2-3.

Немец Г. Н. К вопросу о логическом методе в эссеи-стике // Вестник Адыгейского гос. унив. Серия 2. Филология и искусствоведение. — 2012. — № 3 (105). — С. 4853.

Новиков В. И. Эссе как жанровая доминанта новой литературной журналистики // Медиаскоп. — 2012. — № 2. — С. 1.

Новиков В. Роман русского литератора с итальянским языком (академическое эссе)» // Мат-лы межд. науч. конф. «Диалог культур: "итальянский текст" в русской литературе и "русский текст" в итальянской литературе». — М., 2013. — С. 88-92.

Новиков В. Бродский — Соснора — Кушнер: Академическое эссе // Иосиф Бродский и мир: метафизика, античность, современность. — СПб., 2000. — С.125-130.

Пугачева О. В. Лингвистические аспекты жанра эссе в публицистическом дискурсе // Вестник Брянского гос. университета. — 2011. — № 2. — С. 344-346.

Ратькина Т. Э. Никому не задолжав... Литературная критика и эссеистика А. Д. Синявского. — М., 2010. — 232 с.

Румянцева Л. Н. Используем литературно-физические эссе // Физика в школе. — 2007. — № 3. — С. 53.

Семина В. В. Особенности классификации эссе в дискурсе. — Режим доступа: Ы1р://птс-rybnoe.narod.ru/Li4nie_str/Semina/raznoe/osbennosti_i_klass _esse.doc (Дата обращения 01.09.2014).

Синченко Г. Ч. Парадокс правоблюстителя. Фило-софско-правовые эссе. — Омск, 2010. — 203 с.

Социология и социологическая эссеистика. — М., 2005. — 256 с.

Требования к диссертации и эссе. — Режим доступа: https://www.msses.ru/students/requirements/ (Дата обращения 01.09.2014).

Тупик Н. В. «Несколько» — это сколько? (Математическое эссе) // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 4. — С. 55-57.

ШестакВ. П., ШестакН. В. Формирование научно-исследовательской компетенции и «академическое письмо» // Высшее образование в России. — 2011. — № 11. — С. 117.

Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики. — М., 2012. — Режим доступа: https://dedovkgu.narod.ru/bib/shestjorkina.htm (Дата обращения 01.09.2014).

Эльяшевич А. Четыре октавы бытия // Октябрь. — 1998. — № 4. — С. 15-19.

Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX—XX веков. — М., 1988. — 416 с.

Эпштейн М. Эссе об эссе. — Режим доступа: https://www.emory.edu/INTELNET/esse_esse.html (Дата обращения 01.09.2014).

Эпштейн М. Клуб эссеистов и коллективная импровизация: творчество через общение (Из интеллектуальной истории 1980-х) // НЛО. — 2010. — № 104. — С. 223-235.

Данные об авторе

Минеева Инна Николаевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета. Адрес: 185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 33. E-mail: InnaV2003@yandex.ru

About the author

Mineeva Inna Nikolaevna is a Candidate of Filology, Associate Professor of Filology Department of the Petrozavodsk State University (Petrozavodsk).

 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskoe-esse-teoriya-i-praktika-zhanra



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: