Тема: И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине»
(Прослушай песню «Россия! Русь!»)
Устно ответь на вопросы:
- Какие чувства вы испытали, слушая эту песню.
- О чём и о ком эта песня?
- Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне? Запиши эти слова в тетрадь.
- С чем ассоциируются у вас эти слова?
Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.
Ознакомьтесь с биографией И.С.Никитина по ссылке (Видео 1):
https://youtu.be/lgD45FovXT8
Сейчас мы перейдём к стихотворению. Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?
Прослушайте и посмотрите видеоматериал – стихотворение «Русь» по ссылке (Видео 2):
https://youtu.be/fz6y7ob6Jww
Устно:
Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.
Какие чувства вы испытали?
Ваш прогноз подтвердился?
Словарная работа (найди в стихотворении приведенные ниже слова и ознакомься с их значением):
Нива - засеянное поле
Мурава - молодая трава
Зарево - отсвет пожара
Казна - деньги, имущество государства
Курган - холм
Полчище - огромное войско
Ляхи - польские воины
Кишит - шевелится
Православные - люди, христианской веры
Груда - большая куча
Держава – государство
Русь — Россия
Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.
Грань – плоская часть поверхности.
Нужда – недостаток в необходимом, бедность.
Брань – война, битва
Мгла — непрозрачный воздух
Анализ стихотворения (внимательно прочитайте):
«Русь» написана былинным стихом. Разумеется, Никитин сделал такой выбор неслучайно. Во-первых, былина – это русская народная эпическая песнь. Главные герои – богатыри, стоявшие на страже Руси. Они славились большой силой и совершали подвиги, которые носили религиозный или патриотический характер. Сама Русь у Никитина подобна могучему богатырю. Поэтому она воспевается с использованием былинного стиха. Во-вторых, Русь – это не только прекрасная природа, но и народ. Чтобы отдать ему дань уважения, Никитин обратился к приемам народной поэзии.
Стихотворение можно разделить на четыре части. В первой части показывается красота необъятной Руси. Сначала описывается южная природа, затем рисуются картины холодной Арктики. Два четверостишия, завершающие первую часть, – это два восклицательных предложения. Восклицательная интонация дает читателям понять, как сильно лирический герой восхищается величием царственной Руси. Вторая часть представляет собой серию риторических вопросов. Еще одна важная ее особенность – три четверостишия начинаются одинаково. Анафора в данном случае помогает подчеркнуть близость стихотворения к фольклору.
В третьей части рассказывается о славном прошлом Руси. Больше всего внимания уделено Отечественной войне 1812 года. В стихотворении подчеркивается, что одолеть французов помогло единство, ведь участие в борьбе принял весь народ. В четвертой части лирический герой объясняется в любви родной стране и гордится уже не прошлым, а настоящим.
Главная тема произведения – тема родины. Русь у Никитина – это прекрасная и разнообразная природа, русский народ, православная вера и богатырская мощь. Создать образ Руси поэту помогают средства художественной изобразительности. В их числе – эпитеты («воля смелая», «нивы зрелые»), метафоры («даль степей», «пожар небес»), сравнения («снег, что белый пух»). Кроме того, важную роль играют выразительно-изобразительные средства, характерные для народного творчества. Например, инверсии («родина православная») и постоянные эпитеты («море синее», «поле чистое»).
«Русь» – прекрасный образец гимна родной стране, написанный по зову сердца. Видно, что поэт действительно искренне любит свою родину, гордится ею и готов отдать за нее жизнь.
Далее рассмотрим произведение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине».
Ознакомьтесь с биографией С.Д.Дрожжина по ссылке (Видео 3):
https://youtu.be/jsf3DxDMz40
Образ Родины - один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем, познакомившись с его стихотворением.
Посмотри видеоматериал по ссылке (Видео 4):
https://youtu.be/VrQzujScwP0
Словарная работа:
Прочти отметь непонятные слова, выражения
Молитвенно - когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое
Чарующий (простор) - прекрасный, великолепный
Приветных (деревень) - гостеприимные, рады гостям
Работа с иллюстрацией стр. 134-135 (устно)
- Кто по вашему изображен? Где?
- Что видит? Что слышит?
- Какие краски использует художник?
Анализ стихотворения "Родине":
Главная мысль - Наша Родина великая и святая. Стихотворение учит любить Родину, гордиться Родиной, учит быть настоящим патриотом. Учит ценить свободу, любоваться красотой природы, восторгаться делами человека.
Стихотворение было написано Спиридоном Дрожжиным в 1871 году. По жанру это патриотическая лирика.
В стихотворении поэт обращается к теме патриотизма и любви к Родине. Он воспевает родную землю и описывает те чувства, которые охватывают его при виде необъятных просторов Родины, ее величия и мощи. Отдельно в стихотворении проскальзывает тема свободного труда. автор понимает, что только свободные люди могут по-настоящему любить и защищать Родину, делать ее еще сильнее.
Средства художественной выразительности в стихотворении "Родине":
Эпитеты: Волгою родной, чарующий простор, темные леса, приветных деревень, родимой стороны, свободного труда, названа великой и святой.
Метафоры: взор бросаю, бодро дышится, восторгом наполняешь.
Олицетворения: как хороша ты, твой голос узнаю.
Гипербола: все силы отдает.
Много говорили нежных слов о Родине, о том, какая она великая и могучая, о том что нужно любить её.
Мне хочется, чтобы эти слова не остались пустыми. Сейчас ваша главная задача учиться, вырасти умными, смелыми, ведь именно от вас зависит, какой будет наша Родина в дальнейшем.
Домашнее задание