Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; 230201 – информационные системы и технологии.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

ПО подготовкЕ и оформлениЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

по дисциплине

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

для специальностей

 

230201 – Информационные системы и технологии.

 

МОСКВА- 2012


План УМД на 2012/13 учебный год

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО подготовкЕ и оформлениЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

по дисциплине

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Составитель: Л.И.Воронова,докт.физ.-мат.наук, профессор

 

Издание утверждено советом факультета ИТ.

Протокол № ___ от __ __2012г.

 

 

Рецензент В.А.Клетин, канд.техн.наук, профессор

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В методических указаниях рассматриваются требования к структуре, представлению и оформлению курсовых проектов по дисциплине «Проектирование информационных систем», а также порядок их выполнения и защиты.

Методические указания предназначены для руководителей курсовых проектов и студентов факультета информационных технологий МТУСИ очной и заочной форм обучения, обучающимся по специальностям:

программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; 230201 – информационные системы и технологии.

При разработке рекомендаций учитывались требования, изложенные в действующих нормативных документах: ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам[1]; ГОСТ 2.106-95 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы[2]; ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы[3]; ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт по научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления[4], + ГОСТ 34.601-90

Методические указания содержат следующие разделы.

Во Введении приведены профессиональные требования к специалисту в области технологий информационных систем из программы учебной дисциплины «Проектирование информационных систем» для указанных специальностей, как основа требований, предъявляемых к курсовым проектам.

В Разделе 1. Общие требования к курсовому проекту описаны требования к курсовому проектированию по дисциплине «Проектирование информационных систем», порядок подготовки и защиты курсовых работ.

В разделе 2. Требования к содержанию и оформлению курсового проекта определены требованиями дисциплины к содержанию курсового проекта: к общей структуре курсового проекта, его основной части, выводам, введению и заключению, а также включают сведения об объеме курсового проекта.


ВВЕДЕНИЕ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Современный мир информационных технологий невозможен без использования профессионально ориентированных информационных систем. Все информационные системы связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации, которая является фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности. Как показывает опыт, без практического знания технологий ---------- трудно на серьезном уровне работать с конкретными информационными системами управления, как бы хорошо они не были документированы.

Учебная дисциплина «ПИС» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент) и, в соответствии с учебным планом специальности читается студентам дневного отделения на четвертом курсе, в седьмом семестре.

Цель курса – изучение теоретических методов создания ИС и практическое освоение современных инструментальных средств моделирования и управления доступом к информационным системам.

Одной из основных задач курса является не только изучение теоретических основ проектирования ИС, но и формирование у студентов практических навыков разработки ИС, приложений автоматизирующих обработку данных, администрирования ИС.

В этой связистудент должен знать – --------------------------------------

Студент должен уметь проектировать ИС и необходимые приложения с использованием различных способов доступа к данным, а также обеспечивать основы администрирования и поддержки ИС.

Для получения навыков практического овладения технологиями проектирования ИС студенты должны выполнить курсовой проект, воспроизводящий процесс проектирования ИС в соответствии со всеми этапами жизненного цикла.


 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

1.1. Курсовой проект является одной из важнейших форм подготовки специалиста с высшим образованием. Она выполняется в соответствии с учебными планами и направлена преимущественно на получение практических умений и навыков в соответствии с избранной специальностью

1.2. Курсовой проект является итоговой самостоятельной работой студентов за седьмой семестр по дисциплине «Проектирование ИС».

1.3. Курсовой проект– это документ, представляющий собой законченную самостоятельную работу, содержащую результаты, подтверждающие знания, практические умения и навыки в освоении учебной дисциплины «Проектирование ИС» (профессиональные компетенции)

1.4. Тематика курсовых проектов определяется преподавателем. При необходимости студент может самостоятельно предложить тему курсового проекта, обязательно согласовав ее с преподавателем. Дублирующаяся тематика не допускается.

1.5. Примерная тематика курсовых проектов приведена в приложении 1. Предполагается, что студент конкретизирует тему до названия предприятия, что в дальнейшем позволит провести полноценный анализ предметной области.

1.6. Целью курсового проекта является закрепление и развитие теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных студентами в ходе изучения дисциплин, связанных с созданием баз данных и информационных систем (информационное, программное, лингвистическое обеспечения). В рамках курсовой работы студент должен показать свое умение анализировать современные информационные технологии, использовать их для моделирования предметной области, проектирования ИС, для профессионального документирования функциональных, технологических и технических требований при разработке ИС.

1.7. Задачами курсового проекта являются:

§ закрепление теоретического материала по дисциплинам, связанным с изучением проектирования ИС;

§ приобретение умения сформулировать актуальность темы и постановку задачи;

§ закрепление и развитие навыков владения компьютерными и информационными технологиями, полученными в процессе выполнении практических и лабораторных работ по учебному курсу «Проектирование ИС»;

§ приобретение умения вырабатывать и реализовывать предлагаемые способы и технологии решения поставленных задач;

§ приобретение навыков анализа источников и литературы, используемой в процессе выполнения курсовой работы;

§ приобретение умения сформулировать результаты выполненной работы и делать научно-обоснованные выводы и рекомендации;

§ приобретение и развитие навыков представления результатов выполненной самостоятельной работы и их защиты.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

2.1. Курсовой проект в общем случае должен включать:

ü теоретическую часть (постановку задачи, анализ источников, анализ предметной области, информационных технологий, методов и CASE_средств проектирования ИС, изложение и обоснование результатов, выводы);

ü практическую часть (моделирование функциональной области внедрения ИС, спецификация функциональных требований к ИС, модели организационно-функциональные и процессные и т.п.)

ü презентацию результатов работы.

Материал, предусматриваемый в качестве теоретической части:

- обоснование актуальности выбранной темы, описание цели и задач курсового проекта, характеристику функциональных задач предметной области, для которой разрабатывается ИС; анализ исходной и требуемой результирующей информации, анализ методов и технологий для создания ИС, анализ используемых источников;

- в качестве практической части - разработанные модели ИС с применением CASE-средств (ОргМастер, BPWin, ERWin, Rational Rose) и унифицированного языка визуального моделирования Unified Modeling Language(UML), информационное обеспечение ИС, а также формы входных и выходных документов, соответствующие спецификации и технико-экономические расчеты. Кроме того, необходимо добавить описание реализации БД - ядра ИС.

- в качестве презентации результатов работы – презентация бизнес-модели предприятия…….

2.2. Объем курсового проекта не менее 30 страниц машинописного текста

2.3. Содержание курсового проекта должно быть структурировано и должно включать перечисленные ниже обязательные элементы и желательные дополнительные элементы.

Обязательные элементы курсового проекта:

ü титульный лист;

ü содержание(оглавление);

ü введение;

ü основная часть (три главы с выводами по каждой);

ü заключение;

ü список источников и литературы;

Дополнительные элементы:

ü вспомогательные указатели;

ü приложения.

 

2.4. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ является первой страницей курсовой работы(проекта) и должен содержать следующие сведения: наименование учреждения (учебного заведения), название (тему), сведения о выполнившем курсовую работу, сведения о руководителе, наименование места и год выполнения.

Образец титульного листа приведен в Приложении 2.

2.5. СОДЕРЖАНИЕ включает перечень элементов курсовой работы(проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение.

Образец содержания приведен в Приложении 3.

2.6. ВВЕДЕНИЕ характеризует актуальность и социальную значимость рассматриваемой темы, состояние ее разработанности в мировой теории и практике (роль и место АИС в современном мире). Оно должно содержать цель и задачи курсового проекта, в соответствии с жизненным циклом разработки программного обеспечения. Формулируя задачи, следует учитывать, что описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. (При определении целей и задач исследований необходимо грамотно их формулировать. Так, при определении цели не следует использовать глагол «сделать», правильнее – глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д.)

Далее возможен перечень используемых методов и инструментария, а также описывается структура курсового проекта(перечень его структурных элементов) и основное смысловое содержание ее разделов.

Допустимо, для освещения состояния разработки выбранной темы, дать краткий обзор литературы (3-4 наименования) с аннотациями. Этот краткий обзор литературы по теме должен показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзор включается только та литература, с которой студент ознакомился (знаком) лично.

2.7. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ должна содержать текстовые материалы, графические модели, схемы и числовые данные, отражающие существо, методику и отдельные результаты, достигнутые в ходе выполнения курсового проекта. Материал основной части рекомендуется делить на главы (не менее трех глав), пункты и подпункты. Такое деление способствует более стройному и упорядоченному изложению материала. При этом каждый пункт должен содержать законченную информацию, логически вписывающуюся в общую структуру работы и способствующую достижению ее целей.

Основная часть в общем случае должна включать три главы:

Глава 1 посвящена системному анализу предметной области и включает следующие направления.

Обзор информационных технологий (тех, которые можно использовать для проекта в целом). В частности, продемонстрировать свою осведомленность о некоторых CASE-средствах, а если предполагается реализация удаленного доступа, можно показать свое понимание необходимости использования соответствующих языков веб-программирования, СМS-систем и т.д.

Обзор продуктов-аналогов. Необходимо найти в сети интернет 1-2 «похожих» по предметной области ИС, кратко описать их функциональность и сравнить с предполагаемой функциональностью своей разработки.

Предпроектный анализ объекта автоматизации. При этом тема работы конкретизируется до конкретного названия объекта автоматизации(ОА). Описание проводится в рамках инжинирингового подхода к бизнес-моделированию с помощью профессиональной системы бизнес-моделирования ОРГ-МАСТЕР.

Целесообразно придерживаться обобщенной схемы организационного бизнес-моделирования, приведенной на рис.1

Рис. 1. Обобщенная схема организационного бизнес-моделирования

В Орг-Мастере осуществляются основные шаги построения AS-IS бизнес-модели компании. Строятся необходимые классификаторы и отображаются в проекте.

На основе созданных классификаторов необходимо распределить функции по организационным звеньям (рис. 2) и создать матрицу функциональной ответственности, отраженную в матричной проекции «Функции_Организационно-ролевая структура» (рис.3).

Рис.2. Шаблон распределения функций по организационным звеньям

Рис3. Матричная проекция «2.4. Функции_Организационно-ролевая структура»

Создается полный набор необходимых классификаторов и связей, перечней, отчетов.

Результат разработки «AS-IS» модели отражается на полной диаграмме (рис) и на содержании модели.

В конце главы следует сформулировать требования к разрабатываемой ИС, в том числе со стороны пользователей (нужно основываться на ГОСТ 34.601-90). Желательно перечислить выходные документы и процессы, автоматизирующие обработку информации в ИС.

Также необходимо сформировать техническое задание и поместить его в Приложение (см.Прил.4.)

В конце главы формулируются выводы, кратко отражающие основные результаты по главе.

Глава 2 содержит описание разработки TO-BE модели компании или моделирование бизнес-процессов, т.е. практическую часть, связанную с моделированием предметной области, моделированием ИС.

Описывается разработка соответствующей модели с использованием CASE-средств. В частности BPWin или Rational Rose.

Схема обработки данных соответствует той, которая рассмотрена на лекции. Используются схемы и иллюстрации, приведенные в качестве примеров.

Сравнение СASE-средств BPWin и Rational Rose. Дается обзор методологий описания бизнес-процессов. В BPWin диаграммы строятся и декомпозируются до (как минимум) до третьего уровня.

В RR строятся все необходимые виды диаграмм

 

Следует обратить внимание на то, что все модели строятся в соответствующей графической нотации. Однако, при разработке моделей нельзя ограничиваться только рисунками. Весь процесс разработки должен сопровождаться комментариями.

Здесь же производится описание проектирования интерфейса и приложений (если они планируются).

В конце главы формулируются выводы.

Глава 3 содержит описание интеграции БД с разработанной ИС. Строятся инфологическая и даталогическая модели. Предполагается, что будут использован ERWin для проектирования БД

 

При отображении информации в представлениях на экране следует использовать кириллицу.

Отчеты представляют собой документы, сопровождающие бизнес-процессы, поэтому они должны имитировать внутренние документы фирмы.

Следует описать какие меры и средства использованы для обеспечения информационной безопасности ИС.

В конце главы следуют выводы.

2.8. В ЗАКЛЮЧЕНИИ приводятся формулировки основных результатов и выводы, характеризующие итоги проделанной работы; раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики; приводятся предложения и рекомендации.

2.9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ – это упорядоченный в алфавитно-хронологической последовательности перечень библиографических описаний документальных источников информации по теме курсовой работы. В списке следует указывать автора, наименование источника, издательство, год издания. ссылки на информационные ресурсы Интернет, сопровождаются текстом, указывающим на автора и наименование ресурса

Список должен содержать не менее 15 источников, на каждый должна быть ссылка в тексте курсовой работы (проекта)!

Образец оформления списка литературы приведен в Приложении 4.

2.10. В состав ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УКАЗАТЕЛЕЙ могут входить:

- список сокращений (оформляется в виде алфавитного перечня принятых в курсовой работе сокращений и соответствующих им полных обозначений понятий);

- список условных обозначений (оформляется в виде перечня используемых в тексте курсовой работы условных обозначений с соответствующей расшифровкой);

- указатель таблиц и иллюстраций (оформляется в виде перечня названий таблиц или иллюстраций, упорядоченных в соответствии с их порядковыми номерами, с указанием страниц их месторасположения в тексте курсовой работы).

Образец оформления списка сокращений приведен в Приложении 5

2.11. ПРИЛОЖЕНИЯ помещаются в конце курсовой работы(проекта). Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами по порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение», после цифры точку не ставят. Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы нумерацию страниц. На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки. В ПРИЛОЖЕНИИ приводятся входные и выходные формы документов, программные коды и т.д.

Примерами оформления приложений могут служить приложения 1-5.

 

2.12. При оформлении курсового проекта следует выдержать общие правила оформления, требования к текстовым документам, использование формул, таблиц, рисунков, сносок и других элементов, изложенные в ГОСТах.

Общие правила, список основных ГОСТов и выдержки из них приведены в Приложении 6.

 

3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫКУРСОВЫХ РАБОТ(ПРОЕКТОВ)

В течение недели каждый студент должен выбрать предполагаемую для работы тему (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и через старосту/методиста ЗО записать ее в журнал регистрации курсовых работ. Студент имеет право предложить для разработки тему, не вошедшую в примерную тематику.

Для организации и контроля индивидуальной работы студента над курсовой работой, консультирования по выбранной теме и подведения итогов работы студенту назначается научный руководитель

Исследование вопросов по теме курсовой работы (проекта) включает следующие этапы:

· Составление плана основной части работы и определение состава источников, научной литературы и других материалов по каждому разделу, выбор методики анализа, систематизации и описания материалов, определение предполагаемых результатов разработки темы.

· Составление совместно с научным руководителем календарного графика написания работы, который должен предусматривать сроки выполнения всех этапов исследования.

· Самостоятельную работу студента над раскрытием темы и периодические консультации научного руководителя.

· Написание черновика работы и предоставление его научному руководителю для проверки (возможен вариант в электронной форме).

· Исправление текста по замечаниям научного руководителя и оформление работы в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

· Предоставление готовой работы(проекта) на кафедру на бумажном носителе, а также по требованию научного руководителя в электронной форме.

· Защиту проекта.

Срок предоставления на кафедру готовой курсового проекта фиксируется научным руководителем. Руководитель имеет право вернуть студенту курсовой проект для исправления замечаний.

Порядок защиты курсовых проектов устанавливается кафедрой. При этом целесообразно эту работу организовывать на практических занятиях по дисциплине, на студенческих научных конференциях и семинарах, проводимых кафедрой.

Курсовые проекты оцениваются научным руководителем с учетом правильности и полноты исследования темы, доли творческого вклада студента в раскрытие темы, стиля изложения и качества оформления работы, с учетом результата защиты.

Курсовой проект оценивается отметкой “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”.

Отметка за курсовой проект проставляется научным руководителем на титульном листе работы, в зачетно-экзаменационной ведомости и зачетной книжке студента.

После проставления отметки курсовые работы(проекты) хранятся на кафедре. Срок хранения– до окончания студентами вуза.

 

При выполнении и защите курсового проекта студент должен продемонстрировать:

- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

- знакомство с основной литературой;

- умение выделить проблему и определить методы её решения;

- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов.

- знакомство с информационными технологиями в области разработки ИС;

- знакомство с разными классами ИС ----------------------------------


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

2. ГОСТ 2.106-95 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы

3. ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы.

4. ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт по научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

5. ГОСТ 7.60–2003. СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения

6. Воронова Л.И., Сатунина А.Е. Подготовка и оформление курсовых и дипломных работ. Методические указания для специальности 080801 - Прикладная информатика(по областям).- М.: РГГУ, 2009 г., 77с.

7. Ванюшина А.В., Королькова Т.В. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальностей 230101, 230102, 230105, 230201. – М.: МТУСИ, 2010г., 31с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: