Класс. Родной язык.
Тема: Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Обобщение изученного о типах речи.
– Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, вспомним ранее изученный материал.
– Вы знаете, что одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа речи, каждый из которых имеет свои композиционные особенности.
Чаще всего в одном тексте сочетаются различные типовые фрагменты, но всё-таки один из них является доминирующим.
– Какие типы речи вы уже знаете?(отвечаем устно)
Записываем в тетрадь.(То, что выделено курсивом) (Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.)
(Повествование – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство– динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.)
(Рассуждение – это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства). Строится по схеме: тезис, доказательство, вывод).
Анализ текста.
– Вам предложен текст № 1.Прочитайте его. Это текст –рассуждение.
Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.
|
(Журнал “Наука и жизнь”)
Записываем:
Три типа рассуждений: рассуждение-объяснение (толкование понятия, сути явления), рассуждение– размышление (раздумья над различными жизненными ситуациями), рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? что из этого следует?).
К какому типу относится прочитанный текст?(устно)
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ(перерисовываем в тетрадь, пишем то, что выделено курсивом, в скобочках дано для пояснения.)
Сфера применения (где?) | – общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги. |
Функции (зачем?) | Воздействие и убеждение |
Основные стилевые особенности | Документальная точность (говорится о реальных, а не вымышленных лицах, событиях);
|
Основные языковые средства |
|
Жанры | Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании |
Знакомство с понятием “проблемный очерк”.
|
Проблемный очерк — это такое направление в литературе, которое допускает некоторую субъективность: то, что для одного человека является острой проблемой, для другого может быть само собой разумеющимся явлением.
Закрепление изученного. Анализ текста.
– Давайте прочитаем текст № 2. Автор этого текста – Василий Михайлович Песков. Русский писатель, журналист. Обратите внимание на средства художественной выразительности.
Святые (эпитет) места.
Любовь к Родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. (инверсия) Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета (метафора) к этому священному (эпитет) месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни (инверсия) на лестнице (метонимия), по которым прошло столько людей. А ведь (сниженная лексика) перед войной появилась идея(инверсия) снести собор и расширить Красную площадь. К счастью (вводное слово), храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку (подчинительный союз со значением следствия) древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и память об этих мастерах. В суете ежедневных дел (метафора) мы обязательно должны помнить свои истоки (метафора), ибо (книжная лексика) наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать…
5. Задание на дом. (Всем! На оценку.)
Напишите проблемный очерк на тему «Что знания дают человеку?»