Психолого-педагогическая характеристика 1 класса
В начальной школе большую часть учебного-воспитательного процесса выстраивает один учитель. Увидеть ясную картину развития учащихся класса, поставить задачи и отследить их решение ему помогает психолого-педагогическая характеристика. В этой статье поговорим о том, какой должна быть и что содержать психолого-педагогическая характеристика 1 класса.
Для чего нужна характеристика класса
Психолого-педагогическая характеристика – это документ, отражающий учебные и психологические особенности коллектива.
Характеристика 1 класса на начало учебного года помогает учителю увидеть готовность детей к школе, поставить задачи для успешной адаптации. Кроме того, характеристика коллектива будет неоценимой помощью другому руководителю при его смене, а также психологу и социальному педагогу.
Учителям-предметникам характеристика поможет познакомиться с коллективом и организовать учебный процесс исходя из особенностей класса.
Принципы составления характеристики
Психолого-педагогическая характеристика 1 класса становится базовым документом, на основе которого составляются все последующие характеристики.
Грамотно написать документ помогают три принципа:
· Комплексность. Сведения в характеристике касаются всех сфер учебной деятельности. После прочтения документа у постороннего учителя должно сложиться ясное представление о классном коллективе.
· Гуманизм. Сведения о детях надо писать объективно, чтобы другому учителю построить отношения наиболее эффективно. В характеристике важно обозначить потенциал детей, и поставить задачи для его развития.
|
· Объективность. При анализе сведений важно их соотносить с возрастными особенностями и возможностями детей. Характеристики первоклассников и пятиклассников, несомненно, будут отличаться друг от друга.
Что писать в психолого-педагогической характеристике
Примерный план характеристики на начало обучения может быть таким:
· Общие сведения о классе: дата образования, пол, возраст, количество детей, классные руководители.
· Учебная деятельность: успеваемость, отстающие, лидеры, отношение к учебе. Готовность к школе, адаптация первоклассников.
· Внеурочная деятельность: сведения об активе класса, участии во внешкольных мероприятиях, отношения в классе, с другими детьми, учителями. Информация о микрогруппах: количество, отношения внутри и между ними. Лидеры формальные и неформальные, изгои. Как ученики решают конфликты.
· Выводы и заключение, где нужно указать причины проблем, способы их решения, дату контроля изменений.
Характеристика классного коллектива 1 класса на конец года может быть составлена по ниже приведенному плану.
Направление деятельности класса:
· Ведущая деятельность.
· Роль класса в жизни школьников.
· Традиции, нормы класса, положение классного коллектива среди других.
· Участие в общественной работе и мероприятиях вне школы.
Образовательная деятельность:
· Отношение к учебе.
· Уровень успеваемости.
· Контроль успеваемости и выполнения домашних заданий.
· Дисциплина и наказания за ее нарушение.
|
· Отношение в классе к лидерам, неуспевающим, нарушителям дисциплины.
· Формы взаимопомощи в коллективе.
Межличностные отношения:
· Основа взаимоотношений: место жительства, интересы, учебная деятельность.
· Поменялись ли группировки и их отношения.
· Изгои класса: причины, что предпринималось, чтобы исправить ситуацию.
· Характер отношений в коллективе, с учителями, другими учащимися.
Психологическая обстановка:
· Терпимость учащихся к чужому мнению.
· Как выражены доброта, честность, ответственность, уважение, долг и достоинство.
· Психологическое самочувствие учащихся в коллективе.
· Как прошла адаптация первоклассников.
Постановка задач и выводы:
· Что в целом изменилось.
· Что осталось на том же уровне.
· Что еще нужно изменить и как этого достичь.
Для составления характеристики учителю надо собрать много разноплановых данных. В этом ему помогут разные методы.