План-конспект тренировочного занятия по спортивному туризму.
Тема: «Техника прохождения коротких спортивных этапов туристской полосы препятствий»
Цель занятия: Популяризация туризма как массового оздоровительного вида спорта среди детей и молодежи. Повышение уровня технической и тактической подготовки участников, пропаганда здорового образа жизни, выявление сильнейших спортсменов.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить основные знания, прохождения спортивного этапа с использованием подъемного устройства «жумара» и карабинов. Совершенствование техники прохождения “подъёма, траверса, спуска” с использованием перестёжки карабинов.
Формирование у обучающихся основных знаний по технике вязания узлов, положительных и отрицательных качествах узлов, области применения узлов.
Развивающие: Развивать координацию движений, гибкость пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий на траверсе. Развить у детей устойчивые навыки, необходимые в проведении походов и участии в туристических соревнованиях
- Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи, воспитывать усердие, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, взаимопомощь.Воспитание трудолюбия, дисциплины, самостоятельности, умения владеть собой.
Метод проведения: индивидуальный, фронтальный, игровой.
Инвентарь и оборудование: Специальное снаряжение: страховочная система, блокировка, веревка основная, карабины, каска, брезентовые рукавицы, гимнастические скамейки, столы, стулья.
Место проведения: спортивный зал
Подготовительная часть – 15 минут.
1. Построение, перекличка, сообщение задач. 3 мин. (Проверка готовности к занятию)
|
2. Ходьба обычная, на носках, на пятках. 2 мин. (Выполнять в колонну по одному.Следить за правильной осанкой, держать голову прямо, плечи развернуть, спина прямая)
3. Бег обычный. 2 мин. (Соблюдать дистанцию)
- Передвижение приставным шагом левым и правым боком.
- Бег спиной вперёд.
4. Специальные беговые упражнения: 2 мин. (Соблюдать дистанцию, следить за правильностью выполнения)
- с высоким подниманием бедра;
- с захлёстыванием голени.
5. Общеразвивающие упражнения: 6 мин. (Следить за правильным выполнением упражнений, за дыханием)
- наклоны головы вперёд–назад, влево–вправо;
- круговые движения головы влево–вправо;
- круговые движения предплечий внутрь–наружу;
- круговые движения рук вперёд–назад;
- повороты туловища влево–вправо;
- наклоны туловища вперёд–назад, влево–вправо;
- круговые движения туловища влево–вправо;
- круговые движения тазом влево–вправо;
- выпад вперёд, со сменой ног;
- круговые движения коленей внутрь–наружу;
- приседания.
Подготовка и одевание туристического снаряжения для прохождения этапов туристской полосы препятствий.
Техника прохождения коротких спортивных этапов туристской полосы препятствий по этапам
1-й этап. Вязка туристских узлов. Участники вяжут по одному узлу («встречный», «штык», «двойной проводник»). За каждый незавязанный или неправильно завязанный узел участник получает штраф 3 минуты, за ошибку при вязке узла (перехлест) – 30 секунд.
2-й этап. Подъем спортивным способом. Этап оборудован судейскими перилами, контрольной линией в начале этапа. Разрешено использование подъемных устройств жумара или схватывающегося прусика.
|
3-й этап. Траверс склона. Этап оборудован перильной веревкой. Участник проходит этап, используя усы самостраховки. После подъёма по склону, участник подходит к перильной верёвке траверса, которая навешивается горизонтально и осуществляет страховку к перилам карабином “уса” самостраховки. При прохождении горизонтально навешанных перил участник проходит прямо, находясь ниже по склону, держась за страховочные перила одной рукой. При переходе с одного участка перил на другой, отделённый точкой закрепления верёвки, участник должен перестегнуть карабин “уса” самостраховки (совершить “перестёжку”). Перестёжка производится без потери самостраховки. Это значит, участник должен сначала пристегнуться имеющимся у него свободным “усом” самостраховки к следующему участку перил, а затем выстегнуть карабин самостраховки из предыдущего участка и продолжить движение.
4-й этап. Спуск спортивным способом. Этап оборудован перильной веревкой, контрольной линией в конце этапа. Этап преодолевается с самостраховкой через восьмерку.. Использование рукавиц обязательно! Участники проходят опасный участок с самостраховкой, который осуществляется с «восьмёркой». Для этого берём перильную верёвку и пропускаем в большее кольцо “восьмёрки” и заводим сверху за малое кольцо через карабин. Таким образом “восьмёрку” пристегнули к перильной верёвке и далее её пристёгиваем к беседочному карабину. При движении со спусковым устройством нижняя рука участника должна находиться не ближе 20 см от устройства.
|
5-й этап. Переправа по параллельным веревкам. Длина этапа до 12 м. Этап оборудован двумя параллельными веревками и контрольными линиями, преодолевается с самостраховкой веревочного уса.
При переправе по параллельным веревкам должны выполнятся следующие правила; должна быть завинчена муфта карабина на веревке, не заступать за контрольную линию, не терять личное снаряжение, карабин страховочного уса находится между рук.
6-й этап. Преодоление условного болота по кочкам. Расстояние между кочками до 1-го метра, количество кочек – 8, 2 не в ногу. Прохождение каждой кочки обязательно. Этап оборудован контрольными линиями.
7-й этап. Навесная переправа. Длина этапа до 12 м. Этап оборудован сдвоенными судейскими перилами и контрольными линиями, преодолевается с самостраховкой.
8-й этап. Маятник. Длина этапа до 4-х м. Этап оборудован контрольными линиями и судейскими перилами. Этап преодолевается с использованием самостраховки через восьмерку или карабин
Заключительная часть – 15 минут.
а)Упражнения на восстановление дыхания, упражнения на гибкость.
б). Вязка узлов (4 минуты.) Участники берут верёвочки (диаметр 6мм, длина 1метр), которые лежат на скамейке, встают в полукруг и вяжут узлы по заданию руководителя. Узлы считаются правильно завязанными, если имеется контрольный узел, на тех, где они должны быть. Перед участниками стоит стенд “Азбука туризма”, на котором связаны узлы, а также находятся топографические знаки и знаки спортивного ориентирования, которые они в течение урока могут подойти и повторить
в). Построение. Подведение итогов урока (1минута). Благодарю детей за безопасное и чёткое прохождение технических этапов. Поставленные задачи урока и требования тренера выполнены, дети работали слаженно, грамотно.