И. Я. Яковлев — сын земли чувашской




Научно-исследовательская работа

 

Номинация:

История просвещения Чувашской Республики в лицах

 

Тема работы

Иван Яковлевич Яковлев и его Симбирская чувашская школа

 

 

Афанасьев Никита Андреевич,
4 курс, Программирование в компьютерных системах

Руководитель:
Воеводина Роза Витальевна,
преподаватель информатики

 

2019 год, Канаш


 

Оглавление

1. И. Я. Яковлев — сын земли чувашской. 3

2. Педагогическая система И. Яковлева в Симбирской чувашской школе. 4

3. Увековечивание памяти И.Я.Яковлева. 6

Заключение. 6

Литература. 7

 


ВВЕДЕНИЕ

В прошлом году, 25 апреля 2018 года исполнилось 170 лет со дня рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя чувашского народа, создателя современной чувашской письменности Ивана Яковлевича Яковлева.

Иван Яковлевич Яковлев принадлежит к числу тех выдающихся деятелей, чьи совершения сохраняются в памяти последующих поколений и становятся явлением духовной жизни. Он был неутомимым тружеником просвещения и культуры, стоявшим у начала национального подъема чувашского народа, поборником дружбы чувашского народа с другими. Он вошёл в историю просвещения как основатель и руководитель учебного заведения в г. Симбирске по подготовке учительских кадров для национальных школ, как крупный организатор народного образования в Поволжье, как педагог-новатор, теоретик и практик обучения в двуязычной школе.

К сожалению, современная молодежь мало знает о жизни и достижениях своих земляков. Важно изучать и сохранять память о знаменитых людях Чувашской земли. Поэтому наше небольшое исследование наследия И. Я. Яковлева будет актуальным для всех тех, кто интересуется историей своего народа, кто чтит память предков, и особенно для студентов педагогических специальностей.

Цель нашей работы — изучить и изложить в доступной форме биографию И. Я Яковлева, его педагогическую систему для дальнейшего распространения в студенческой среде.

Анализ источников показал, что материала по данной теме очень много, для изучения его потребуется немало времени. Материал зачастую изложен сухим академическим языком. Поэтому основными задачами мы поставили перед собой краткое изложение основных фактов биографии И. Я Яковлева, максимально доступное и краткое рассмотрение основных положений его педагогической системы в Симбирской чувашской школе. Подготовленный материал может быть использован на информационных классных часах, а сопровождающая работу презентация, проиллюстрировать сказанное. Таким образом, мы бы хотели заинтересовать студентов личностью И. Я. Яковлева, ознакомить их с выдающимся деятелем Чувашии, связать прошлое и настоящее, сохранить преемственность поколений.

В данной работе были использованы материалы как интернет-источников, так и из книг, взятых в библиотеке. Для оформления презентации были отсканированы иллюстрации П. Сизова [4], и материалы фотоальбома Одюкова И. [5]

 

И. Я. Яковлев — сын земли чувашской

Иван Яковлевич Яковлев родился 5 апреля 1848 года в семье удельного крестьянина в деревне Кошки́-Новотимба́ево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне — Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьёй чувашского крестьянина Пахома Кириллова. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

В возрасте 8 лет, И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в село Старые Бурундуки Буинского уезда. В этой деревне мальчик жил в русской крестьянской семье Мушкеевых. Через 4 года, как лучший ученик, Иван был принят в уездное училище в Симбирске. Через три года, по окончании училища, он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.

Ивану Яковлеву было немногим более 15 лет, когда он впервые задумался над тем, как помочь чувашскому народу сохранить, отстоять и развить в условиях царизма свою культуру, язык, иначе народ этот может уйти из истории. Ведь чуваши, как и остальные национальные меньшинства, в царской России испытывали национальный гнет, что выражалось в политическом бесправии, ущемлении экономических интересов; их культура, язык игнорировались. Вот почему И. Яковлев задумал «вывести народ к свету», дать возможность большему количеству сородичей получить образование, чтобы потом они сами обучали народ грамоте.

Ставя перед собой цель, Яковлев планомерно шел к ее достижению. Он понял, что прежде чем начать учить других, надо самому получить научное образование. В конце 1866 года Яковлев добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступил в V класс Симбирской мужской гимназии. В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет.

Учась сам, он одновременно создал на квартире частную школу. Начиналась она с одного ученика. Им был товарищ Яковлева по удельной школе, родственник Алексей Рекеев. После Рекеева в школе появились А. Улюкин и русский юноша И. Исаев. Впоследствии эта маленькая школа превратилась в крупное учебное заведение по подготовке учителей для начальных школ всего Поволжья.

 

2. Педагогическая система И. Яковлева
в Симбирской чувашской школе

Вся последующая жизнь и деятельность И.Я. Яковлева, считая от начала существования Симбирской чувашской школы, были теснейшим образом связаны с ней. Она готовила учителей, и в то же время была педагогической лабораторией, в которой переводили учебные книги, готовили первые буквари и другие учебники для чувашских детей к изданию на основе нового алфавита.

В деле просвещения народа неоценимую помощь И.Я.Яковлеву оказывали И.Н.Ульянов, отец В.И.Ленина, Н.А.Бобровникова, другие педагоги. Благодаря всесторонней помощи Ильи Николаевича Симбирская чувашская школа, постепенно развиваясь, превратилась в среднее педагогическое учебное заведение. В 1877 году она была переименована в центральную чувашскую, в 1890 году – в учительскую школу. В 1917 году стала учительской семинарией.

В Симбирской чувашской школе была разработана и опробована прогрессивная педагогическая система И.Я. Яковлева, вошедшая в историю народного образования под названием «Симбирская». Она состоит из трех частей.

Первая ее составляющая – это теория начального образования в двуязычной национальной школе. По этой системе в 1 и 2 классах дети по всем предметам обучались на родном языке, к изучению русского языка приступали во втором полугодии первого класса. В дальнейшем оба языка оставались обязательными предметами обучения. Использование в начальном обучении родного языка способствовало сохранению национальных традиций, развитию, приобщению нерусских народов Поволжья к передовой русской культуре. Демократизм заключался и в том, что по этой системе школа была бессословной, т.е. подлинно народной.

Вторая часть педагогической теории Яковлева – это подготовка учительских кадров. И. Яковлев считал, что подготовка учителей для села отличается от таковой для городских училищ. По его мнению, первые должны знать теоретические основы сельского хозяйства и умело применять их на практике. В зависимости от этого должна была строиться программа обучения будущих сельских учителей. Обязательными предметами должны быть основы сельского хозяйства с различными его отраслями и овладение навыками ремесел. Яковлев также считал, что учитель в сельской двуязычной национальной школе должен хорошо владеть русским языком. По его системе подготовка сельских учителей длилась 6 лет.

Третья составляющая системы Яковлева связана с обучением взрослого населения. Выпускники Симбирской чувашской школы, став учителями на селе, обязаны были превратить пришкольный участок в образцово-показательный сад, огород с теплицей и питомником плодовых культур. Именно при таких условиях своим опытом и разумными советами учитель вызывал у крестьян доверие к научным знаниям, пробуждал в них потребность к самообразованию. С этой же целью по инициативе Яковлева учителя организовывали при школах читальни, библиотеки.

Симбирская чувашская школа представляла собой целый комплекс учебных заведений. В него входили мужская учительская школа, женские педагогические курсы, мужская и женская начальные школы при них. По положению о Симбирской чувашской школе она являлась закрытым учебным заведением. Без особого на то разрешения учащиеся самовольно не должны были отлучаться из школы, и посторонним нельзя было посещать учащихся без разрешения администрации. На территории школы были все необходимые для ее функционирования службы, кроме больницы, но работали штатные врачи.

Учащиеся работали на сельскохозяйственной ферме, находившейся в нескольких километрах от школы. Ей принадлежало более 300 гектаров земли. На ферме были: пасека; сад; огород; животноводческие помещения; озеро, где разводили рыбу для столовой; имелись пахотные поля; ферме принадлежали: амбары, погреба, баня. Учащиеся ухаживали за скотом, птицей, пчелами.

Под руководством опытных специалистов учащиеся занимались в мастерских школы производительным трудом: изготовляли парты, классные доски, оконные рамы, столы и стулья для вновь открываемых школ. Иногда они выполняли частные заказы крестьян, а также различных учреждений.

Обязательными предметами на женских педагогических курсах являлись домоводство, кройка и шитье, вышивание. Занятия по ним вела Екатерина Алексеевна, жена И.Я. Яковлева. Под ее руководством ученицы собирали образцы чувашской национальной вышивки, сами воспроизводили их, шили национальные костюмы. Изделия лучших мастериц экспонировались на выставку.

В подготовке учителей И.Я. Яковлев придавал особое значение музыке. Он считал ее средством гармонии души. В 1913 г. силами преподавателей и учащихся в школе была поставлена опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

В Симбирской чувашской школе учились дети разных возрастов. В учительскую школу и на женские педагогические курсы принимали с 12 лет, а в начальные школы при них с 9 лет. Поступали сюда представители многих народов, 25% учащихся составляли русские. Яковлев принимал в нее, как правило, только крестьянских детей, которые, получив образование, возвращались в свою среду для распространения научных знаний. Все это способствовало быстрому росту авторитета школы среди народа, превращение ее в культурный центр чувашского народа.

Симбирская чувашская школа была тесно связана с деревней, с крестьянами, которые приезжали в город за покупками и останавливались, с разрешения дирекции, в ее общежитиях. Крестьяне встречались с И.Я. Яковлевым, преподавателями, советовались с ними по всем вопросам.

Как инспектору Казанского учебного округа Яковлеву приходилось совершать дальние поездки по деревням. Они продолжались иногда по нескольку месяцев. В это время он присматривался к быту, условиям жизни, традициям местного населения.

После окончания ее ученики через несколько лет работы в сельских школах снова возвращались в Симбирск, где на временных педагогических курсах при той же школе совершенствовали свое педагогическое мастерство, работали в начальных классах непосредственно под руководством И.Я. Яковлева и других опытных преподавателей. Таким образом, Симбирская чувашская школа выполняла функции института усовершенствования учителей.

Симбирская чувашская учительская школа под руководством И.Я. Яковлева внесла огромный вклад в подготовку учительских кадров для начальных школ. Начавшись всего с одного ученика, она к 1917 г. Выпустила более 1200 учителей. Имена ее лучших воспитанников стали потом известны всей Чувашской республике и за ее пределами.

Многие выпускники Симбирской чувашской школы стали известны в Чувашии и за ее пределами. Среди них: Константин Иванов, чувашский поэт, автор поэмы «Нарспи»; Ф.П. Павлов – видный чувашский композитор, музыковед, драматург, деятель культуры; Т.С. Семенов (Таэр) – поэт-революционер; Г.Т. Тимофеев – учитель, видный чувашский этнограф; М.Д. Трубина – заслуженная учительница школ Чувашской АССР и РСФСР, чувашская писательница; Н.В. Васильев (Шубоссинни) видный чувашский поэт и деятель культуры; С.М. Максимов видный чувашский композитор; Т.М. Матвеев — исследователь чувашского языка; Н.В. Соколов, Герой Советского Союза, генерал-майор.

Симбирская Чувашская школа явилась первой национальной школой в истории чувашского народа, которая призвана была сохранить его самобытную культуру и родной язык в условиях царизма.

В 1968 году на торжественной конференции в честь 100-летия Симбирской чувашской школы А. В. Луначарский назвал ее «источником возрождения всей чувашской культуры».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: