Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда.
Собственник или уполномоченный им орган обязан внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболевании
Работников.
Собственник или уполномоченный им орган не вправе требовать от работника выполнения работы, сопряженной с явной опасностью для жизни, а также в условиях, не отвечающих законодательству об охране труда.
Работник вправе отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья либо окружающих его людей и среды.
В случае невозможности полного устранения опасных и вредных для здоровья условий труда собственник или уполномоченный им орган обязан уведомить об этом орган государственного надзора за охраной труда, который может дать временное согласие на работу в таких условиях.
На собственника или уполномоченный им орган возлагается систематическое проведение инструктажа (обучения) работников по вопросам охраны труда, противопожарной охраны.
Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют выполнение этих планов.
1. Охрана труда — это создание здоровых и безопасных условий труда различными средствами. Понятие охраны труда различают в широком и узком смысле слова. В широком смысле термин охрана труда применяется для обозначения всей совокупности норм трудового права, направленных на всестороннюю охрану всех трудовых прав, т.е. права на труд и его оплату, на отдых и т.д. С.А. Иванов, выступая с поддержкой понимания охраны труда в широком смысле, отмечал, что трудовое право в своей сущности является правом охраны труда.
|
В узком понятии под охраной труда следует понимать обеспечение здоровых и безопасных условий труда всеми средствами: правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими непосредственно на рабочем месте.
Это понятие охраны труда закреплено в статье 1 Закона Украины «Об охране труда» от 14 октября 1992 го да, где утверждается, что охрана труда как социально экономическое и юридическое понятие — это система правовых, социально-экономических, организационно технических, санитарно-гигиенических и лечебно профилактических мер и средств, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в про цессе труда.
В юридическом смысле — правовой институт охра ны труда как система правовых норм обеспечивает здо ровые и безопасные условия труда, закрепленные в у ка занном выше Законе Украины «Об охране труда» т. главах XI, XII, XIII КЗоТ Украины, а также в других законах и нормативных актах в соглашениях и коллек тивных договорах.
Но лишь охрана труда в широком ее понятии способ на обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Ес ли хотя бы какой-то ее компонент (в узком понятии
|
не обеспечивается должным образом, то вся охрана труда плохо обеспечена. Так, если машины, станки, инструмент (технический компонент) сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который за последние годы значительно вырос в Украине - и во многом из-за организационно-технического компонента охраны труда.
Если же правовой или медицинский аспект охраны труда нарушается, то также нарушается и вся охрана труда То же происходит и при нарушении социально-экономического ее компонента. Следовательно, всесторонняя охрана труда лишь тогда будет обеспечена, когда будут соблюдены все ее компоненты в широком понимании.
2 Согласно ст. 43 Конституции Украины и ст. 4 Закона Украины «Об охране труда», которые направлены на создание надлежащих безопасных и здоровых условии труда, использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для здоровья работах запрещается.
Указанные нормы закрепили основные направления (принципы) государственной политики в области охраны труда:
1) приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия, полная ответственность собственника за создание безопасных и безвредных условии труда;
2) комплексное решение задач охраны труда на основе национальных программ по этим вопросам и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды;
|
3) социальная защита работников, полное возмеще, ние ущерба лицам, потерпевшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании;
4) установление единых нормативов по охране труда для всех предприятий, независимо от форм собственности и видов их деятельности;
5) использование экономических методов управления охраной труда, проведение политики льготного налогообложения, что способствует созданию безопасных и безвредных условий труда, участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
6) осуществление обучения населения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
7) обеспечение координации деятельности государственных органов, учреждений, организаций и объединений граждан, решающих различные проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда, а также сотрудничества и проведения консультаций между собственниками и работниками (их представителями), между социальными группами при принятии решений по охране труда на местном и государственном уровнях;
8) международное сотрудничество в области охраны труда, использования мирового опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.
3. Кодекс Законов о труде Украины и действие его норм, касающихся охраны труда, распространяется на всех работников, выполняющих работу на основе трудового договора. В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об охране труда» нормы этого закона распространяют действие на все предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и видов деятельности, то есть на всех работников.
Согласно статье 5 Закона Украины «Об охране труда» нормы об охране труда также распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Украины.
4. Кодекс Законов о труде Украины возлагает на собс твенника обязанность внедрять современные средства тех ники безопасности, предупреждающие производственный травматизм. Эта же статья КЗоТ Украины вменяет в обязанность собственника обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников (часть 4 статья 153 КЗоТ Украины).
5. Часть 5 статьи 153 КЗоТ Украины запрещает собственнику требовать от работника выполнения работы, сопряженной с явной опасностью для жизни, а также запрещает требовать от работника выполнения работы в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда.
6. Согласно части 7 статьи 153 КЗоТ Украины на собственника или уполномоченный им орган возлагается общая обязанность систематического проведения инструктажа (обучения) работников по вопросам охраны труда и противопожарной безопасности. Эта же обязанность более подробно раскрывается и в статье 20 Закона Украины «Об охране труда», где речь идет об инструктаже (обучении по вопросам охраны труда, оказания первой медицинской помощи потерпевшим от несчастных случаев, о правилах поведения при возникновении аварий).
Подробно порядок проведения инструктажа регулируется «Типовым положением об обучении по вопросам охраны труда», утвержденным приказом Комитета по надзору за охраной труда Украины от 17.02.1999 г. № 27. Указанное положение предусматривает 5 видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
Нормы об инструктаже (обучении) по противопожарной безопасности следует рассматривать в пределах института охраны труда.
7. Согласно части 8 статьи 153 КЗоТ Украины, которая предусматривает обсуждение и одобрение трудовым коллективом комплексных планов улучшения условий, труда, охраны труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также осуществления трудовыми коллективами контроля за выполнением этих планов.
8. В соответствии со статьей 153 КЗоТ Украины и статьей 15 Закона Украины «Об охране труда» контроль со стороны трудовых коллективов за выполнением комплексного плана улучшения охраны труда осуществляется как непосредственно в процессе заслушивания отчетов о выполнении коллективных договоров, так и через комиссии по вопросам охраны труда предприятий и уполномоченных трудовых коллективов по охране труда.
9. Построенные и реконструированные предприятия, участки, цеха и другие производственные объекты принимаются для эксплуатации специально созданной комиссией, вводящей объект в эксплуатацию. Она проверяет детально по всем направлениям, обеспечены ли на данном объекте здоровые и безопасные условия труда, и подписывают акт приема и ввода в эксплуатацию, если все эти условия охраны труда обеспечены на принимаемом объекте.
Статтъя 154. Соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве (изготовлении) и реконструкции предприятий, объектов и средств производства.
Проектирование производственных объектов, разработка новых технологий, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих должны произодиться с учетом требований по охране труда.
Производственные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, которые вводяться в действие после строительства или реконструкции, технологические процессы должны отвечать нормативным актам об охране труда.
1. В комментируемой статье находит закрепление общее требование о соблюдении правил и норм об охраны труда не только при эксплуатации оборудования, станков, агрегатов, транспортных и других технических средств, но и при их проектировании и изготовлении. Это требование распространяется и на здания, сооружения, а тажн на технологии и средства защиты.
2. Порядок проведения государственной экспертизы (проверки) проектной документации на строительство, конструкцию, техническое переоснащение) производстенных объектов, внедрение новых технологий, изготовлен средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты на соответствие их нормативным актам об охране труда определяется «Положением о порядке проведения государственной экспертизы (проверки) проектной документации на строительство и реконстру;. производственных объектов и изготовление средст ответствие их нормативным актам об охране труду, утвержденным постановлением Кабмина Украины от 23.06.1994 г..№ 431.
3. Экспертиза проектной документации по впросам охраны труда проводится в обязательном порядке.
проектам на строительство и реконструкцию производственных объектов и изготовление средств производства независимо от форм собственности и источников финансирования (п. 3 Положения).
4. Экспертизу проводят экспертно-технические центры Госкомитета по охране труда с учетом выводов органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы МОЗ, органов государственного пожапного надзора уп-раваления пожарной охраны МВД, органов надзора за атомной и радиационной безопасностью.
5. Для получения экспертного вывода на соответствие проектной документации по вопросам охраны труда собственник или уполномоченный им орган заключает договор по проектам:
— на строительство (реконструкцию, техническое переоснащение) — с соответствующей службой Укрин-вестэкспертизы, которая привлекает на договорных началах экспертно-технические центры Госкомитета по охране труда;
— на внедрение новых технологий, изготовление средств производства, коллективной и индивидуальной защиты — непосредственно с экспертно-техниче-скими отделами с подачей заявления и общей пояснительной записки к проекту (п. 5. Положения).
Статья 155. Запрещение ввода в эксплуатацию предприятий, не отвечающих требованиям охраны труда.