1. Определите тематическую принадлежность текста
2. Скажите, кому адресован текст
3. Определите характер текста(описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.)
4. Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты).
5. Просмотрите текст (используйте приемы просмотрового чтения) и определите, чем интересен текст для составления монологического высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной направленностью, ориентацией на определенного собеседника или определенную аудиторию.
6. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.
7. Ответьте на вопросы к тексту.
8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
9. Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте.
10. Сформулируйте главную мысль текста.
11. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.
12. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы.
13. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
14. Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.
15. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.
16. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.
|
17. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.
18. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.
19. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.
20. Просмотрите приведенные утверждения и подберите иллюстрирующие их предложения из текста.
21. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана.
22. Соотнесите группу слов с пунктами плана.
23. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами.
24. Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план.
25. Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту.
26. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.
27. Соотнесите план целевого монологического высказывания с возможностями данного текста.
28. Отметьте известную вам и новую информацию в тексте.
29. Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т.д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания.
30. Расширьте данное на доске высказывание, используя текст.
31. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте.
32. Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о ….
33. Скажите, что вы знаете о …, используя план, данный на доске.
34. Расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль.
|
35. Составьте план к рассказу о …, используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о …, чтобы не нарушить логику изложения.
36. Расскажите о …, используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания, план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи, как отдельных предложений, так и целых смысловых частей).
37. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.
38. Скажите, как бы поступил персонаж А, если бы персонаж Б поступил бы следующим образом: ….
39. Составьте рассказ по картинке. (Картинка связана с темой текста).
40. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания.
41. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
42. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.
43. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.
44. перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.
45. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.
46. Составьте пословный, портретный пересказ текста, адресуя его определенной группе лиц и оформляя средствами монологической речи.
47. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов.
48. Дополните дополнение материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учетом их интересов к подробной информации, осведомленности в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии.
49. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определенной ситуации общения.
50. Используя тексты и справочно-информационные материалы, подготовьте целевые тематические (проблемные) сообщения для организации учебно-речевого общения, дискуссии, пресс-конференции, “круглого стола”).