Инсайдер из троллейбусного парка: «Почему пустые ездим? Потому что транспорт ненадежный»




Специалист, который ремонтирует троллейбусы, о дефиците кадров, самопальных деталях и мигрантах, живущих прямо в парке

ОБ ИНСАЙДЕРЕ

Наш инсайдер – работник технической службы одного из троллейбусных парков города Казани. В задачи этой хрупкой женщины входит обеспечение работы подвижного состава. Иными словами, она ремонтирует троллейбусы и следит, чтобы они выходили на линию исправными. Инсайдер наш интересен еще и тем, что она – иностранка и до того, как в 2016 году пришла в троллейбусный парк Казани, успела поработать в других городах России и ближнего зарубежья (Украина, Беларусь). С нашим инсайдером мы поговорили о дефиците кадров, о мигрантах, о том, как чинятся троллейбусы, которые каждый день выходят на улицы Казани, и причем тут санкции.

«В КАЗАНИ – САМЫЙ МОЛОДОЙ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ПАРК»

- Я чиню троллейбусы, достаю сама запчасти, потому что денег нет. Ну как нет – выручка-то есть, но простои, аварии на транспорте и все. У меня с графиком работы все более-менее: есть 2 через 2, есть очень интересный график по 7 часов, с понедельника по пятницу по 7 часов работаешь, в субботу – по 3 часа. Вот что-что, а в отношении технических сотрудников парк Трудовой кодекс РФ соблюдает. На линии нет, на линии водитель в 6 утра выехал, в 23.30 заехал в парк. У них переработки страшные. Тахографа же нет, водителям просто начало и окончание смены ставят и все. Да и не проверяет эти переработки никто. Разве что случится какое-то ДТП, но и тогда разбор будет по части ДТП, а на соблюдение условий труда и отдыха никто уже не смотрит.

- Дефицит кадров страшный, даже мигранты поуезжали. Им же нужно сдавать отчетность в миграционную службу, если не наберешь определенный объем заработанных денег за год, у тебя заберут вид на жительство. А с зарплатами в парке сложно. Кроме того, мигранты все равно уезжают домой потом, в Казани они только на заработках, нет у них желания оставаться тут на ПМЖ. Такое отношение сказывается на всем. На технику им, к примеру, наплевать, они не следят, могут и по ямам полететь, машину шоркнуть. Меня это расстраивает, мягко говоря.

- Несколько лет назад в Казани полностью обновили автопарк троллейбусов. «ЗИЛушек» с 2016 года уже нет, сейчас одни новинки. Теперь в Казани – самый молодой парк по трамваям и по троллейбусам среди городов России и, по-моему, даже по СНГ.

- Не хватает и водителей, и кондукторов. Переработки как раз из-за этого дефицита кадров и есть. И ездить на машинах некому – в парке стоят избыточные троллейбусы и трамваи. МУП «Метроэлектротранс» может взять в обслуживание столько же машин, сколько сейчас на линии, не докупая технику, потому и трамваи, и троллейбусы в свое время купили с запасом. Около 30% от автопарка стоит по троллейбусам, в трамваях – 15%. Например, стоят в парках низкопольные «Оптимы», темно-зеленые троллейбусы, они все исправны, в принципе, но стоят. Они никому не нужны.

«ИЗГОТОВИТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ПОСТАВЛЯТЬ ДЕТАЛИ – САНКЦИИ У НИХ»

- Сейчас заставляют переходить на низкопольные троллейбусы. Обусловлено это программами по доступной среде, БКАД. В принципе, все правильно, конечно, но есть проблема: комплектующие для этих низкопольных троллейбусов дорогие. Там более дорогие комплектующие, уже ведущий мост из Башкирии или Чебоксар туда не поставить, нужен специализированный мост из Германии. Или Италии. А это совсем другие деньги. Где их взять – вопрос открытый.

- На старые машины мы ставили русские запчасти, замещали импортные, где могли. Хотя это и неправильно, на каждую машину, на каждый троллейбус есть свой сертификат от изготовителя, где указаны все комплектующие, поэтому по правилам эти все замены должны были быть согласованы с руководством завода-изготовителя, но этого не делается, конечно. В принципе, даже печку, даже светильник менять нельзя. Если, не дай бог, троллейбус разобьется, следственный комитет начнет разбираться, а у нас тут изменения в схеме, будет вопрос закономерный: «Почему деталь не та стояла?» А нечего ставить, нет оригиналов. Вот и сейчас, на низкопольные троллейбусы переходим, а оригинальные запчасти не поставишь – то дорого, то санкции.

- С трамваями, например, вообще попали, с «БКМ»-ками, их еще «червяками» называют. На них стоит немецкая тележка, на них нет запчастей. На завод-изготовитель позвонили, в Германию, а те отказались поставлять запчасти, санкции у них! Вариант поставить российские аналоги есть, но придется переутверждать всю техническую документацию с изготовителем. Причем, завод эту модель больше не выпускает. Вот такая засада.

«ЗАРПЛАТЫ– ОТДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ!»

- Троллейбусному парку дотаций нет. Такие парки на самоокупаемости. Но если в автобусах более-менее люди есть, то троллейбусы ездят пустые. То есть, мы возим воздух, а машина же ездит, электроэнергию тратит. Плюс – реклама на транспорте запрещена постановлением мэрии, по-моему. То есть, и выручки нет, и заработать не на чем. И сдать троллейбусный парк в аренду не сдашь, такие площади никого не интересуют.

- Зарплата – отдельная история! Вот собрали выручку за месяц, а потом она раскидывается на количество людей. Поэтому в одном месяце зарплата может быть 30 тыс. руб., а в другом месяце – 12. Причем, в бухгалтерии сделают так, что ты будто бы на эти 12 тысяч и наработал по времени. А потом у иностранных граждан начинаются проблемы, потому что зарплата должна быть одна, а по факту она меньше. Потом начинаются проблемы с миграционным контролем. Но жаловаться куда-то бесполезно, и я пробовала, и другие. Ситуация не изменилась.

«ПОЧЕМУ ПУСТЫЕ ЕЗДИМ? ПОТОМУ ЧТО ТРАНСПОРТ НЕНАДЕЖНЫЙ»

- Я хотела в уйти работать 4-й автобусный парк, но там точно такая же ситуация по запчастям: денег на оригинальные запчасти нет, ставьте, что хотите, лишь бы машина на ходу была, а автобус требует запчастей еще больше. Там даже двигатели, извините меня, на газовых автобусах – китайские двигатели, там еще можно какие-то детали российские поставить. Плюс, с Китаем нет санкций, нет такойогромной разницы в курсах валют, запчасти получить можно. На дизельных же автобусах стоит двигатель «Мерседес» ОМ906LA. На него нужны только оригинальные запчасти, ничего другого не поставишь. Они не в пример дороже китайских, да и курс рубля к евро какой? Хотя в Набережных Челнах, насколько знаю, делают газовые двигатели, но у них пока ресурс хуже, чем у китайцев, на автобусы их не поставишь, пока не выдерживают.

- Кстати, почему автобусы горят? Возгорание часто происходит в релейном шкафу, который за водителем. На этот шкаф есть четкая схема завода изготовителя. Водители – мигранты эту заводскую схему меняют. Она работает во внештатном режиме, что-то перегревается, перегружается, начинает гореть. Провода сейчас тонкие везде, заводы-изготовители тоже сильно экономят. В результате, шкаф горит. А в автобусе, в отличие от троллейбуса, нет пиропатронов, которые при возгорании выбрасывают порошковую смесь, которая тушит огонь. Поэтому, выгорает такой шкаф быстро, пламя распространяется дальше.

- Есть проблемы со снабжением. Представляете «рога» троллейбуса, которые соединяют его с контактной сетью? Они называются токоприемники. На самом верху каждого «рога» есть головка – подвижное соединение, где провод примыкает к «рогу» троллейбуса. В головку токоприемника перед выходом на маршрут ставятся особые угольные вставки. Они стоят недорого, в районе 10-12 рублей за штуку, за смену понадобится комплекта 4, например, это около 50 рублей. Но наш парк, например, их не закупает. Водители - мигранты часто заказывают вытачку такой вставки из стали. Но графит пластичен, а сталь слишком жесткая, она просто «дерет» контактную сеть, цепляется за крестовины, стрелки, пересечения с линиями трамваев.

- Такая ситуация была недавно на улице Короленко: водитель поставил эту стальную вставку и содрал крестовину. В итоге, больше, чем на 40 минут отключили электропитание, все трамваи и троллейбусы, которые проезжали на участке в тот момент, встали. Пассажиры из машин, соответственно, ушли. В этом слабость электротранспорта: если автобус взял и поехал дальше, то троллейбусы и трамваи стоят. Пассажир не доехал до точки, деньги за проезд ему никто не вернул, да еще и время потерял. Вот так и теряем пассажиров, потому что транспорт ненадежный. А глобально, получается, что экономия на 50 рублей принесла убытки на тысячи.

«МИГРАНТЫЖИВУТ ПРЯМО В ПАРКЕ»

- С обустройством новым сотрудникам троллейбусного парка уже почти не помогают. Поэтому те же мигранты, например, живут в троллейбусном парке, на втором этаже. Поставили там себе кровати, готовят плов на каких-то горелках. Даже тазики для стирки не у всех есть. Несколько лет назад жили семьями, прямо в парке, и с детьми были. Но запретили с детьми селиться. И правильно сделали, потому что дети бегали везде, а это опасно. Сейчас такого нет.

- Эти байки про кондукторов и водителей, про то, что между ними часто бывают сексуальные отношения, увы, правда, бывает. Больше характерно для мигрантов – их жены же далеко. Местные девочки – кондукторы всех предупреждают: не вздумайте встречаться с мигрантами! Они все почти женаты, и на родине их ждут жены. А они туда все равно вернутся. И наши девочки остаются одни, да еще и с детьми, бывает.

- Мигранты, которые уехали, уже не вернутся. По крайней мере, не в парки. Патенты все дорожают и дорожают. А той выручки, которая была, уже нет, плюс зарплата нестабильная, а это проблемы с миграционной службой. Ну и есть сферы, где им проще оформиться, где их не обманывают, где лучше график: так, как работают водители, с 6 утра до 23.30, даже на стройках не работают. Я думаю, мигранты продолжат уезжать.

- Левачат все. А как иначе? Запчасти водители покупают за свой счет. В гидравлику масло 800 рублей/литр. На некоторых машинах у нас стоят чешские компрессоры, для них масло еще дороже. ГСМ вообще дорогие, а парк их не закупает. Водитель же не из своей зарплаты покупать все это будет. Вот и не выдают билеты.

- Некоторые вообще кассу не сдают, просто через валидатор поездка не пробивается или просто транспортной картой пробиваешь через валидатор, а наличку себе. Выглядит так, будто ездили все по картам. Кто-то таким образом за смену тысячу рублей зарабатывает, кто-то больше, все зависит от маршрута. Но пока есть возможность оплаты за наличные – так будет. В других городах эту проблему решили, там сократили всех кондукторов, установили в салоне валидаторы. И люди оплачивают проезд.

- Думаю, самое лучшее сейчас – переходить на газовые автобусы. Троллейбусный парк №2 переделать в ПАТП №3, туда поставить газовые автобусы, наладить кое-какой ремонт и работать на автобусах. Потому что сеть для трамваев и троллейбусов очень дорогая в обслуживании, а ни у кого нет интереса что-то сложное делать, хочется попроще, полегче. А транспорт – это не игрушка. Так и запишите.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: