Детская гиперактивность. Причины. Рекомендации




Не за горами 1 сентября... Как подготовить к этой дате, связанной с поступлением в школу, ребенка? Известно: вчерашний выпускник детского сада может успешно адаптироваться в школе, успешно учиться, если имеет определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют школьно значимыми познавательными функциями. Именно они обеспечивают способность ребенка заниматься учебной деятельностью. Именно организация деятельности - один из главных показателей готовности к обучению. А если ребенок, воспринимая словесную инструкцию, тем не менее, допускает много ошибок? Или все время отвлекается и не доводит работу до конца? Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в последнее время приобретает все большую актуальность. Статистические данные показывают: в США гиперактивных детей - 4-20%, в Великобритании - 1-3, в Италии - 3-10, в Китае - 1-13, в Австралии - 7-10, в России - 4-18%. Те же статистические данные свидетельствуют об устойчивой тенденции к увеличению количества детей с СДВГ.


Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для детей, страдающих СДВГ, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая - по норме - продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность детей с СДВГ по сравнению с другими выше (даже во сне).

В чем может проявляться дефицит внимания? В трудностях его удержания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей - вот как можно охарактеризовать таких детей. К тому же они старательно избегают заданий, требующих длительных умственных усилий. Что касается импульсивности: ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, эмоционально лабилен (часто меняется настроение).

Примечательно, что внешние проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются на рушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений.

Известно: у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Понятно, какую серьезную социальную проблему представляет данная патология. Да, к подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования, поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз СДВГ.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5-1,7 года.

К этой характеристике добавьте слабое развитие тонкой моторной координации; беспорядочные, неловкие движения; постоянную внешнюю «болтовню», указывающую на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудности планирования; слабую психо­эмоциональную устойчивость при неудачах; низкую самооценку; упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потому трудноисправляемая.

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей - цикличность: продуктивно они могут работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается. Гиперактивный ребенок имеет как бы мерцающее сознание, может «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При недостаточном развитии вестибулярного аппарата ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления активности. Первый отмечается в 5-7 лет и прихо­дится на период подготовки к школе, второй - в возрасте 12-15 лет (период полового созревания). Причины возникновения СДВГ окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. На современном этапе доминируют три группы причин развития: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений.

По результатам исследования, возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины - в 57, негативное действие внутрисемейных отношений - в 63% случаев. Какие же факторы могут послужить причинами раннего по­вреждения центральной нервной системы во время беременности и родов?

Речь идет о недостаточном питании матери, об отравлении свинцом, о внутриматочных дефектах, наркотическом отравлении (например, кокаином), кислородной недостаточности, недоношенности плода и т.д. A.B. Семенович называет 3-4-й месяцы внутриутробного развития «критической точкой» развития, в которой «функциональная организация мозга кардинально меняет свои динамические и статические характеристики». По результатам многочисленных исследо­ваний, одна из самых распространенных причин отклоняющегося психического развития родовая травма шейных отделов позвоночника (О.И. Ефимов, А.Ю. Ратнер).

Высокая частота синдрома характерна для мальчиков. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками.

Характерные проявления генетического фактора про­слеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия: обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медика­ментозная поддержка; разработка инди­видуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей; своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.

Какие практические рекомендации мы можем дать воспитателям? В программу работы нужно обязательно включить, скажем так, поведенческий аспект. Речь идет:

- об изменении поведения и отношения взрослого к ребенку;

- о проявлении достаточной твердости и последовательности в воспитании.

Воспитатель должен подвести родителей к тому, что:

а) поступки ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов «нет», «нельзя» и строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом, скажем шуткой; повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать; использовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций;

б) в семье необходимо изменить психологический микроклимат, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка;

в) ребенку, как и всем членам семьи, необходим четкий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

г) ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание - только не физическое! - за плохое поведение.

Разумнее, чтобы малыш спокойно посидел в течение определенного времени (5-1 минут) в специально отведенном месте, не лишался прогулки или еды. Порог чувствительности к отрицательным стимулам -у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

В детях необходимо воспитывать навыки управления гневом и агрессией; постепенно согласованно расширять обязанности, поручения, соответствующие уровню развития, возрасту и способностям; помогать приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Желательно, чтобы взрослые поняли, что:

- вслед за понесенным наказанием ре­бенку необходимо позитивное эмоцио­нальное подкрепление, знаки приятия и прощения. В коррекции его поведения большую роль играет методика «позитивной модели», суть которой - поощрение желательного поведения, игнорирование нежелательного. Необходимое условие успеха - понимание проблем ребенка;

- невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исче­зают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни;

- синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.

В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка. Что мы в данном случае имеем в виду?

Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;

• строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

• изменить режим занятий с включени­ем физкультминуток;

• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

• направлять энергию в полезное русло вымыть доску, полить цветы и т.д.).

Во-вторых, вести знакомую систему оценивания;

• чаще хвалить;

• ввести постоянный режим дня;

• избегать завышенных или занижен­ных требований;

• использовать на занятиях элементы игры и соревнования;

• давать задания в соответствии с воз­можностями ребенка;

• большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;

• создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

• игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;

• строить процесс воспитания на положительных эмоциях;

• помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;

• терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;

• профессионально регулировать взаи­моотношения с другими детьми.

 

В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения. Что следует помнить? Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых упражнения. Посмотреть УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Автор А. СИРОТЮК, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, Тверской областной инс

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: