Область социальной сферы:- «социальная защита и социальное обслуживание»




Пояснительная записка

По результатам анализа отчета за 2018 год Свердловской области о реализации комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемых на предоставление социальных услуг населению на 2016-2018 годы.

Область социальной сферы:- «социальная защита и социальное обслуживание»

 

С 1 января 2015 года в России в социальной сфере вступил в силу закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», а так же ряд других нормативных актов федерального уровня. Этот закон предусматривает включение СО НКО в число поставщиков социальных услуг и финансирование их работы через субсидии из государственного бюджета. Действующее сегодня в России федеральное законодательство даёт возможность сформировать в регионах конкурентный рынок социальных услуг, создать современные структуры поставщиков социальных услуг различной организационно- правовой формы и этим повысить эффективность оказания социальных услуг.

Развитие событий в Свердловской области показывает, что движение в сторону современных форм социального обслуживания, хоть и с трудом, но началось. Но за четыре года сделано недостаточно.

Организационные структуры большинства поставщиков социальных услуг продолжают быть архаичными. В регионе существуют, так называемые, «центры оказания социальных услуг населения». Они, как правило, выполняют «комплексные» услуги. Организационная структура таких центров громоздка. Работники таких центров участвуют в мероприятиях и работах, не включенных в индивидуальные программы. Поставщики социальных услуг заняты оказанием государственных услуг. Например, поставщики услуг обследуют потенциального получателя услуг и составляют индивидуальные программы!

Изучение поставщиков социальных услуг за рубежом показывает, что в основе организации их работы лежит принцип специализации. Это обеспечивает профессионализм персонала в выбранном направлении работы, минимум накладных расходов в структуре затрат.

Ситуация с тарифами.Тарифы на социальные услуги даже в соседних областях отличаются, от региона к региону, в десятки раз!!!

Для сравнения некоторые тарифы на социальные услуги в 2018 году:

Тарифы в рублях за одну услуги Св. облТюм. обл. Мос обл.

- тариф 1.12.1 «Помощь в приготовлении пищи» 5,96 92 120.6

- тариф 1.13.1 «Помощь в приеме пищи» 4,11 23 180.9

- тариф 1.11.1 «Покупка и доставка на дом

продуктов питания» 11.40 69 80.4

- тариф 1. 23.4 «Сдача в стирку белья» 7.69 92 80.4

- тариф 1.15.2«доставка воды в дома без водопр.» 3.18 46 80.4

и так далее.

Постановлением Правительства РФ №1285 от 1 декабря 2014 года правительство РФ утвердило «Методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг» Пункт 4 гласит:- «Подушевые нормативы финансирования определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги». Постановление действует с 1 января 2015 года. Руководство Министерства социальной политики этот документ игнорирует уже пятый год. Тарифы на социальные услуги установлены без учета прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг..

Представители Министерства социальной политики утверждают, что они «жалеют» получателей социальных услуг, делают тарифы доступными для тех, кто сам будет оплачивать услуги. Следует заметить, что работники Министерства социальной политики, выдвигая этот аргумент, «лукавят». В законе предусмотрен другой механизм защиты.В Статье 32 федерального закона №442-ФЗ предусмотрены ограничения на размер взимаемой платы!!! Надо этим механизмом пользоваться и выполнять постановления Правительства РФ №1285 от 1 декабря 2014 года.

Количество тарифов неоправданно велико. В реальной жизни, если случится такая ситуация, мы все с Вами будем оплачивать труд сиделки по отработанным часам,а не за каждую оказанную услугу (одевание, раздевание клиента, кормление, поход в аптеку и проч.) Мы платим сиделке почасовую оплату, и ожидаем, что в оплачиваемые нами часы сиделка будет выполнять ту работу, которую ожидает от нее клиент (или его опекун). Почему же в Свердловской области уже много лет Министерство социальной политики разрабатывает не почасовые тарифы на социальные услуги, как это делается во всем цивилизованном мире? Утвержденные в регионе тарифы повторяют перечень социальных услуг, но в формате -цена за единицу услуги.Количество тарифов исчисляется сотнями.

Пример 1.

 

Из реальной жизни(имя и адрес не указываю, 2019 год,). Социальный работник вымогает у получателя социальных услуг для себя деньги за мытье туалета и ванны на основании того, что в индивидуальную программу внесена услуга «мытье полов», а услуги «мытье туалета и ванны» нет! Полагаю, что подобная ситуация имеет место не только в конкретном случае.

 

Пример 2.

 

Благотворительный фонд «Я особенный» фигурирует в вышеуказанном отчете Свердловской области за 2018. Свой отчет для получения субсидии за 1 квартал 2019 года фонд согласовывал со службами, принимающие отчеты, с марта до августа 2019 года (почти 5 месяцев!!!). Все время находились недочеты. Длительность проверки в контрольном органе превышала нормативные 23 дня. Если каждый делал свою работу по составлению и согласованию отчета добросовестно, значит порядок этой работы, определенный областным законом №108 и постановлением правительства Свердловской области №1162, объёмен и сложен.

Мы все знаем, что услуги педагогов определяются временными тарифами. Услуги репетиторов, в реальной жизни, мы все оплачиваем по почасовым тарифам. Учебные заведения сообщают своим клиентам стоимость обучения и объем учебных часов.

Тарифы, по которым субсидируют социально - педагогические услуги, есть на сайте фонда https://yaosobenniy.ru/postavshhik-socialnih-uslug. Кпродолжительностью оказания каждой услуги тарифы не привязаны.

Информация об этом кейсе есть в прессе. Интернет ресурс znak.com. Статьи датированы августом 2019 года:

- «Мы не получаем деньги по полгода»,

- «Министр соцполитики встретился с главой фонда «Я особенный», который с марта без денег»,

- ««Фонд Ройзмана» объявил сбор денег для помощи детям с аутизмом из Екатеринбурга»,

- «В Екатеринбурге фонд помощи детям с аутизмом выселили из помещения».

 

Приведенные примеры показывают, что практикуемый подход к формированию тарифов в социальной сфере порождает много рутинной работы с отчетностью, способствует манипуляциям со стороны поставщиков услуг и чиновников. Страдают от этого, в первую очередь, получатели услуг. Общество и контролирующие структуры получают отчеты о миллионных количествах оказанных социальных услуг.

Действующая в регионе тарификация социальных услуг исключает возможность внедрения автоматизированного контроля полноты и своевременности оказания услуг.Такой контроль может быть применен при повременных тарифах.

Существующие экономически необоснованные тарифы на социальные услуги сегодня являются главным препятствием для формирования в регионе конкурентного рынка социальных услуг. Подход к тарификации социальных услуг в регионе делает невыгодным заниматься социальными услугами ни СО НКО,ни предпринимателям. Поэтому рынок субсидируемых государством социальных услуг в регионе имеет монопольный характер. В этом легко убедиться, соотнеся адреса поставщиков социальных услуг и виды оказываемых ими услуг с административным делением региона. Монополистами оказываются организации, подведомственные Министерству социальной политики. Материал для анализа доступен на сайте Министерства социальной политики.

Там,где действуют почасовые или посуточные тарифы, в индивидуальных программах указывается количество посещений в неделю социальным работником клиента и продолжительность обслуживания в часах (при обслуживание на дому или в дневном стационаре). Социальный работник обязан отработать с клиентом указанное в программе время и выполнить ту работу, из единого перечня социальных услуг, в которой получатель услуг нуждается в данное время. Отработанное социальным работником у клиента время оплачивается поставщику социальных услуг по утвержденному почасовому тарифу. В стационарах применяются посуточные тарифы.

При конкурентном рынке субсидируемых социальных услуг поставщики услуг «гоняются» за каждым получателем социальных услуг, стремясь заполучить его себе в клиенты. Именно так обстоят дела сегодня за рубежом, где между поставщиками услуг создана не ценовая конкуренция. Поставщик социальных услуг реально заинтересован,чтобы его получатель услуг чувствовал себя как можно лучше, жил как можно дольше и не имел желание сменить поставщика услуг. Только это позволяет поставщику услуг иметь длительное время экономически обоснованные государственные субсидии за оказание социальных услуг. Поставщик, проигрывающий в качестве услуг, теряет клиентов и, если не выдержит конкуренцию, с рынка уходит. Обслуживание его клиентов с охотой забирают себе оставшиеся на рынке поставщики социальных услуг.

В Свердловской области ситуация следующая. Единственный поставщик социальных услуг в своем административном районе (как правило, автономное бюджетное учреждение) знает,что все граждане, обратившиеся в органы власти за социальными услугами, будут направлены к нему. Достанется ли работникам поставщика услуг премия от взимания платы с клиентов, если тот платит за оказание услуг- не факт. Премии получают в основном «начальники».А зарплата сотрудников районного «Центра социальных услуг» уже заложена в бюджет региона. Оговоренная трудовым договором зарплата будет сотрудниками получена в любом случае! Какова в этом случае мотивация поставщиков социальных услуг заботиться о долголетии и качественном социальном обслуживании клиента? Можно сколько угодно долго говорить о должностных инструкциях и моральном долге социальных работников, но только на административном ресурсе,без конкуренции поставщиков, уровень социального обслуживания, соответствующий современным мировым требованиям, не обеспечить.

В Свердловской области объем бюджетных средств, выделенный на социальную политику в 2018 году- около 41 млрд. руб. Значительную часть этих денег составляют выплаты населению. Численность работников в организациях социальной сферы,подведомственных Министерству социальной политики превышает 16 тысяч человек. По оценке эксперта, на содержание организаций, в которых они работают, из бюджета в 2018 году потрачено 8-10 млрд. рублей.

Исходя из отчета Свердловской области о реализации комплексных мер в 2018 году, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально-ориентированных НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, социально ориентированные НКО получили:

Объем государственной финансовой поддержки СО НКО

из бюджета Свердловской области (кроме субсидий входят

льготы на аренду, налоги и проч.) 501,11895 млн. руб.

- компенсации затрат СО НКО, поставщикам социальных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: