"Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца".
К.Дебюсси.
Цель урока: познакомить с направлением в искусстве - импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве - ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.
III. Работа по теме урока
1. Повторение пройденного материала
- На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем. Скажите, а откуда в музыку пришло понятие "пейзаж"? Что оно означает? (Слово "пейзаж" пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке)
2. Изучение нового материала
2.1. Знакомство с музыкантами - импрессионистами
Сегодня мы обратимся к творчеству "музыкальных импрессионистов" - музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это - импрессионисты?
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского - впечатление) - направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 - х годах 19 века и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне "Впечатление. Восход солнца". (Показ картины на слайде 3.)
Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.
|
Композиторы - импрессионисты - К.Дебюсси и М.Равель - унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.
Музыкальный пейзаж у импрессионистов - это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: "Лунный свет", "Туманы", "Мертвые листья" и т.д.
Морис Равель - французский композитор конца 19 - начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию.
Равель создал фортепианный цикл («Игра воды (Jeux d'eau)»), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента.
Давайте обратимся к пьесе М.Равеля ("Игра воды"), вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?
- И так, какие же звуки природы вы услышали? (Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце.)
- А какую картину вы представили? (Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого звенят в жаркий летний полдень)
- Выберите 6 – 7 слов, которые отражают ваши впечатления.
- Если бы вы были композитором, как бы назвали эту пьесу?
|
- А теперь послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: "Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями".
Давайте послушаем эту музыку еще раз и из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения.
Другой композитор - Клод Дебюсси - современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции.
Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов, Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения.
А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси ("Облака"). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие.
Слушание пьесы К.Дебюсси "Облака" с сопровождение видеоряда
- Выберите слова, которые отражают ваши впечатления.
- Сходны или различны данные пьесы? В чём это сходство или различие? (Музыка этой пьесы не похожа на "Игру воды". Она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная)
М.О. Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?
- К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?
- Что такое импрессионизм? Как вы думаете, в переводе с французского языка, что обозначает это слово? В течение урока мы с вами не раз встречались с данным словом, анализируя пьесы?
2.2. Работа над песней
Работа над песней
IV. Итог урока
- Продолжите фразу «Музыка и живопись…»
V. Домашнее задание
Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему или нарисуйте пейзаж к произведениям.