Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Психолог движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами». После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
Игра «Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Психолог: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.
Игра "Аэробус"
Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что доброжелательные взаимоотношения товарищей дают уверенность и спокойствие.
Психолог: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"».
Один из детей (по желанию) ложится животом на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Они присаживаются и просовывают руки под ноги, живот и грудь лежащего. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус в воздух.
|
Психолог: «Так, теперь можно тихонько поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер».
Когда Аэробус "летит", учитель может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда у детей начнет все хорошо получаться, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.
Игра "Глаза в глаза"
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Психолог: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».
Игра "Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие сидят или стоят в кругу. Психолог: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары".
|
Игра "Корабль и ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
Психолог: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"
Игра "Смена ритмов" ( Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы).
Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.
Игра "Узнай по голосу"
Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.
Игра"Возьми и передай"
Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать положительные эмоции, радость, счастье.
Игра"Тень"
Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, свободы и раскованности.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", другой - его "тень". Последний старается в точности скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.
|
Игра "Дракон кусает свой хвост"
Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности.
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок - "голова" дракона, последний - "хвост", все остальные в цепочке - "тело". "Голова" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается. 'Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Игра "Цветик-семицветик"
Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.
Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно изготовить по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.
Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова
¾ Лети, лети, лепесток,
¾ Через запад на восток,
¾ Через север, через юг,
¾ Возвращайся, сделав круг.
¾ Лишь коснешься ты земли,
¾ Быть по-моему вели!
Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.
Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они "совершают полет", обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.
Упражнение "Соберем портфель!"
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.
Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:
1. Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)
2. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ответ: ранец.)
3. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Ответ: мел)
4. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Ответ: цветные карандаши)
5. То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)
6. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ответ: ручка)
7. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)
Игра «Первоклассник»
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.
На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.
Упражнение "Кот и лодыри"
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает вопросы:
¾ — Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
¾ — Быть лодырем - это плохо или хорошо?
¾ — Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
¾ — Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
¾ — Зачем люди учатся?
¾ — Зачем дети ходят в школу?
Упражнение "Что я знаю о школе?"
Цель: уточнить знания детей о школе.
Педагог проводит блицопрос детей.
Примерные вопросы:
¾ — Как надо обращаться к учителю?
¾ — Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
¾ — Что говорят, если нужно выйти в туалет?
¾ — Что такое урок?
¾ — Как узнают, что нужно начинать урок?
¾ — Что такое перемена?
¾ — Для чего нужна перемена?
¾ — Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
¾ — Где пишет учитель, когда объясняет задание?
¾ — Что такое отметка?
¾ — Какие отметки хорошие, а какие плохие?
¾ — Что такое школьный дневник?
¾ — В классе учатся дети одного возраста или разного?
¾ — Что такое каникулы?