Задания для дистанционного обучения
Класс 4
Тема: Искусство Древней Руси Х-начала ХVвв. Искусство Новгорода, Владимиро-суздальская архитектурная школа, Феофан Грек и Андрей Рублев.
Задание: Искусство Древней Руси Х – начало ХV вв. Андрей Рублев. Конспект
Материалы: конспект, ручка
Если у человека, не являющегося историком искусства, спросить о том, какие древнерусские иконы ему известны, он почти наверняка назовет произведение первой четверти XV века — «Троицу» Андрея Рублева, сознательно или инстинктивно продолжив устойчивую традицию суждений о русской иконописи. Искусство средневековой Руси пережило несколько блистательных эпох, но до сих пор о нем часто судят по памятникам XV столетия — времени знаменитых мастеров Андрея Рублева и Дионисия. Этот выбор неслучаен, так как на него влияет целый ряд сошедшихся воедино факторов.
«Троица» Андрей Рублев
«Тро́ица» (также «Гостеприи́мство Авраа́ма») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое[] из его произведений и одна из двух (вместе с фресками во Владимире) сохранившихся работ, которые, как считают учёные], достоверно принадлежат ему. Является одной из самых прославленных русских икон.
«Страшный суд» фрески во Владимире
Русская, прежде всего московская, живопись XV века выделяется не просто своим художественным совершенством, но и тем, что она, поднявшись до византийского уровня, вполне очевидным образом сочетает свои «византийские» свойства с ярко выраженной спецификой, которую условно можно назвать национальной. Это искусство находится на хронологическом пограничье собственно византийской истории и так называемого поствизантийского периода — эпохи, начинающейся с падения Константинополя в 1453 году. Оно формулирует высокий идеал, как бы суммирующий духовный опыт классического православного Средневековья. Как и средства его художественного воплощения, этот идеал имеет вполне очевидные византийские истоки, но создается мастерами, глубоко укорененными в местной культуре. Их имена, известные по источникам, соединяются с более или менее сохранившимися произведениями, едва ли не впервые за всю историю Руси позволяя исследователям порассуждать о том, каким был средневековый русский иконописец. Все эти составляющие — высокое качество живописи, ее своеобразие, универсальный характер и глубина стоящих за ней идей, иллюзия ощущения (о иллюзии я говорил в том смысле, что этих иконописцев воспринимали по аналогии с европейскими художниками Нового времени, не до конца учитывая реалии Средневековья) присутствия конкретных, а не анонимных творцов — в нашем сознании совмещаются с представлениями о целом ряде исторических процессов: возвышении Москвы, активизации ее духовной жизни и расцвете монастырей, освобождении от ордынского ига и формировании единого государства. Все это вместе создает образ расцветающей, бурно развивающейся русской культуры.
Несмотря на кажущуюся ясность истории русского искусства XV столетия, она вызывает много вопросов. В какой степени пути его развития определены логикой эволюции культуры православного мира и в какой степени — внутренними русскими обстоятельствами? Почему именно в этот период в Москве, Новгороде и Пскове складываются более отчетливые, чем раньше, узнаваемые признаки региональных художественных традиций? Можем ли мы говорить о «русском искусстве» как о целостном явлении, или это условный термин, порожденный нашими представлениями об эпохе единого государства, которые распространяются на XV век? Почему в это время почти нет следов пребывания на Руси греческих и балканских мастеров? Как русская художественная культура этого периода обходится со своим византийским наследством?
Попробуем ответить на эти вопросы и понять, почему в XV веке живопись Руси достигает значительных художественных вершин. Какими бы ни были исторические судьбы русских земель, этот феномен вряд ли мог состояться без активной экспансии византийской художественной культуры во второй половине XIV столетия. Письменные источники и сохранившиеся памятники свидетельствуют о том, что в это время в Москве, Новгороде, вероятно в Пскове и, может быть, в других крупных городах Руси работало много выдающихся живописцев византийского и балканского происхождения, сформировавшихся в мастерских Константинополя и Фессалоники. Они принесли на Русь разнообразные, но всегда высококачественные варианты так называемого палеологовского стиля.
Этот стиль, названный по последней императорской династии, возродил унаследованные от Античности классические формы, приспособив их к особенностям поздневизантийского религиозного сознания. Русь во второй половине XIV века узнала оба основных варианта палеологовского искусства. Одним из них было экспрессивное течение, смело искажавшее и стилизовавшее форму, чтобы показать процесс духовного перерождения человека. Второй, более традиционный и уравновешенный вариант стиля позволял создать полноценный образ физически и духовно прекрасной личности, преобразившейся благодаря воздействию Божественной благодати.
Вместе с этими художественными концепциями византийские иконописцы и фрескисты принесли на Русь сложную систему живописных приемов, рассчитанных на использование мастерами-виртуозами. И сравнительно немногочисленные свидетельства письменных источников, и сохранившиеся произведения позволяют говорить о том, что русские иконописцы усваивали эти приемы не только путем копирования, но и более эффективным способом, обучаясь у византийцев и помогая им при создании крупных живописных ансамблей. В тех землях, где в последние десятилетия XIV и в начале XV века строилось и украшалось много каменных храмов — в Новгороде и особенно в Москве, которая к тому времени стала резиденцией и великого князя владимирского, и митрополита всея Руси, — сложилась подвижная, менявшая свой состав, но устойчивая греко-русская художественная среда, определившая характер элитарного русского искусства. О ней проще всего судить в случае с Москвой (аналогичное явление в Новгороде, по-видимому, было менее цельным из-за отсутствия централизованного княжеского заказа и свободной миграции мастеров, которые, подобно знаменитому Феофану Греку, могли уходить из Новгорода в княжеские столицы Северо-Восточной Руси). Судя по уцелевшим иконам, книжным миниатюрам и фрескам, связанным с Москвой и второстепенными городами ее округи, здесь одновременно работали несколько выдающихся мастеров византийской выучки и их последователей — вероятно, большей частью русских. Некоторые из них явно принадлежали к одному художественному кругу и, может быть, к одной мастерской; другие работали отдельно, но иногда для исполнения особенно ответственных и крупных заказов могли объединяться с иными коллективами.
Эту стилистическую полифонию — признак развитой столичной культуры — почти невозможно напрямую соотнести с именами и фактами, упомянутыми в письменных источниках. Однако важно, что последние дают принципиально схожую картину. Так, судя по летописным данным, в 1390–1400-е годы, в эпоху великого князя Василия Дмитриевича и митрополита Киприана, ведущим московским живописцем, исполнявшим основные великокняжеские заказы, был Феофан Грек, чья репутация сложилась гораздо раньше, когда он работал в Великом Новгороде и Нижнем Новгороде. В 1395 году мастер руководил росписью дворцовой церкви Рождества Богородицы, в 1399 году — росписью Архангельского собора, а в 1405 году возглавлял живописные работы в Благовещенском соборе. Каждый раз процесс был организован по-разному: Архангельский собор великий византиец расписывал вместе с учениками; церковь Рождества — с учениками и с неким Семеном Черным, у которого имелись свои ученики; Благовещенский собор — совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Чуть позже, в 1408 году, мы встречаем того же Андрея Рублева, который расписывает Успенский собор во Владимире вместе с неким Даниилом, который впоследствии останется его сотрудником.
Андре́й Рублёв (около 1360[5] — 17 октября 1428[6] или 29 января 1430[7][8], Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.
Задание к выполнению на 10.12.2020.
-Просмотреть дополнительную информацию в интернете. Конспект
если возникнут вопросы, можете звонить по тел:0721464247,или писать в личное сообщение отправляйте на страничку в ok, vk или на почтуnatalia.123K@mail.ru УДАЧИ!