- Определить тип архитектурного памятника по его назначению.
· Памятники градостроительного искусства: исторические города, их части, участки древней планировки; архитектурные комплексы, ансамбли.
· Памятники жилой архитектуры: усадьбы купеческие, дворянские, крестьянские, доходные дома и т.п.
· Памятники религиозного назначения (религиозное зодчество): храмы, часовни, монастыри.
- Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, библиотеки, больницы, учебные здания, административные здания, вокзалы и др.
- Оборонное зодчество: остроги, башни крепостные и др.
- Памятники промышленной архитектуры: заводские комплексы, корпуса, кузницы и др. Садово-парковые сооружения, садово-ландшафтное искусство: сады и парки.
- Название (имя собственное).
- Зодчий.
- Время (дата) создания.
- Дать представление о плане здания.
- Определить строительный материал. Бетон, цемянка, стекло, металл, цемент, известь, древесина, кирпич (его разновидности (плинфа)), камень: мрамор, белый камень, гранит, известняк.
- Определить цветовую гамму. Можно дать и историческую справку о изначальном цвете здания и его наименовании.
- Охарактеризовать композицию внешнего объема.
Они традиционно делятся на фронтальные, глубинные, центрические и вертикальные.
Фронтальными называют композиции с развитием объема в одном направлении (например, на рис. 9,а многоэтажный секционный жилой дом).
Глубинные композиции представляют собой объемы, развитые в глубине (например, изображенный на рис. 9, б выставочный павильон).
Для центрической композиции характерно наличие большого помещения в центре (например, на рис. 9, в цирк, крытый рынок).
Вертикальная композиция характеризуется значительным преобладанием высоты над двумя остальными измерениями.
|
- По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными - из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс.
- Необходимо установить количество объемов, образующих сложную композицию, и порядок их расположения.
- Определить форму внешних объемов. Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаше всего она близка форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр.
- Выявить "статичность" или "динамичность" архитектурной композиции данного памятника.
- Описать уличный (парадный) и дворовый фасады, дверные и оконные проемы, балконы, декоративное убранство экстерьера: колоннады, раскреповки карнизов, ступени, балюстрады и пр. определить ордерную систему.
- Охарактеризовать архитектуру внутреннего пространства здания (интерьера).
Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др.
Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательные и коммуникационные.
Существуют разные схемы композиции интерьера:
- зальная — все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, баптистерий);
- центрическая — группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);
- анфиладная — помещения расположены одно за другим (музеи, дворцы);
- секционная — здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);
- смешанная — зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют интерьер.
Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.
Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения.
|
- Определить стиль архитектурного памятника.
- Сделать вывод о художественных достоинствах архитектурного памятника, его месте в историкоархитектурном наследии города, села, региона.
P.S. Если необходимо описать архитектурный ансамбль – совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик (См. пункт № 1), то нужно учесть следующие моменты.
Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.
Пространственную композицию ансамблей [1] делят на несколько типов:
- глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;
- замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;
- свободное пространство без строгих границ;
- панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.
[1] Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля —постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей. Такова, например, триумфальная Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, представляющая собой монумент славы России, победившей Наполеона. Включение монументов в городские ансамбли имеет большое значение и для градостроительства.