Практическое занятие 12 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КОНЦЕНТРАХ (ДЕСЯТОК, СОТНЯ, ТЫСЯЧА, МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА)
Задания для самопроверки
1. Продумайте трудности, которые могут возникать при изучении арифметических действий.
По мере овладения учащимися натуральной последовательностью чисел и свойством этого ряда нужно знакомить и с приемами сложения и вычитания, опирающимся на это свойство натурального ряда чисел. Дети учатся этим приемам прибавлять и вычитать единицу из числа, т.е. присчитывать и отсчитывать по 1.
Когда учащиеся научились прибавлять и вычитать по одному, надо учить их прибавлять по два. Когда учащиеся овладели приемами присчитывания, учитель знакомит их с приемами отсчитывания. Если приемами присчитывания ученики первого класса овладевают довольно быстро, то приемами отсчитывания - намного медленнее.
Трудность состоит в том, что прием отсчитывания основан на хорошем знании обратного счета, а обратный счет для многих учащихся первого класса труден. Кроме того, ученики плохо запоминают - сколько нужно отнять, сколько уже отняли, сколько ещё надо отнять.
При изучении каждого числа первого десятка учащиеся получают представление и о составе этих чисел.
В начале необходимо давать такие упражнения, в которых одно из слагаемых воспринимаются детьми наглядно, а второе они отыскивают по представлению.
Непреодолимые трудности для ребенка могут возникнуть при несоблюдении степени трудности решения примеров. Поэтому очень важно соблюдать последовательность в выборе примеров, учитывая их нарастающую степень трудности, и тщательно отрабатывать каждый случай. Умножение и деление многозначных чисел представляет гораздо больше трудностей, чем сложение и вычитание. Это связано с тем, что ученики не твердо знают таблицу умножения. Даже те учащиеся, которые запоминают таблицу умножения, затруднялись применить её при решении примера с многозначными числами, то есть актуализировать свои знания и использовать их.
|
Трудности возникают и тогда, когда надо единицы высшего разряда перевести в низший разряд, удержать их в памяти. Неумение долгое время сосредоточить внимание на выполнение действия приводит к тому, что учащиеся низшие разряды числа умножают правильно, а при умножении высших разрядов допускают ошибки.
2. Составьте таблицу. Средства, используемые при изучении арифметических действий
Средство | Характеристика | На каком этапе урока используется | |
Счетные палочки | Счетные палочки -один из самых простых и ценных средств обучения. Их можно широко применять при изучении первого и второго десятка и темы «Сотня». С их помощью наглядно объяснить учащимся образование и состав чисел натурального ряда изучать арифметические действия. Кроме того, они применяются и при пропедевтике геометрии. Из палочек дети строят различные геометрические фигуры: треугольники, четырехугольники и т.д. Примером использования палочек для контроля знаний является игра «молчанка», учитель называет число (1, 2, 3, 4, 5), а ученики берут в руки и называют соответствующие количество палочек. | ||
Карточки | Карточки используются на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении и закреплении нового материала, повторении пройденного и осуществлении контроля над знаниями учащихся. Разрезные цифры и знаки арифметических действий и отношений - это набор карточек с рельефными изображениями в виде аппликационного рисунка чисел (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90) и знаков (+,-, =>, ^). Размеры таких карточек приблизительно 5-5,5 х 9,5 см - для однозначных чисел и знаков, 10-11 х 9,5 см - для двухзначных чисел. С помощью разрезных цифр и знаков арифметических действий можно эффективно организовать фронтальную работу. | На всех этапах урока | |
Абак с подвижными цифрами и пособие для изучения многозначных чисел | Цифры и слова написаны как плоским, так и рельефно-точечным шрифтом. Данное пособие позволяет проводить с учащимися разнообразные упражнения по нумерации чисел в пределах 1000. Например: «покажи и прочитай число, содержащее 3 единицы первого разряда, 1 единицу второго разряда и 7 единиц третьего разряда, «покажи и прочитай число, содержащее 6 сотен, 4 десятка, 5 единиц. Кроме того, этот абак можно использовать при устном счете, когда производится действия в пределах 100. Пособие для изучения многозначных чисел представляет собой карточный лист, с двумя горизонтальными рядами карманчиков в каждом ряду. В нижние карманы вставляются карточки с цифрами, которые написаны плоским и рельефно-точечным шрифтом одновременно. В первый (если считать слева направо) карман вставляются карточки с цифрой 2 и т.д. Верхний ряд карманов предназначается для составления учащимися многозначных чисел. Такое пособие можно использовать при выполнении всевозможных, упражнений по нумерации чисел в пределах класса миллионов, а также при выполнении устного счета. Кроме того, это пособие можно применять как при объяснении нового материала, так и при закреплении и особенно при проверке знаний учащихся. | ||
Счеты | Во время подготовительного периода на уроках косточки счетов могут быть использованы в качестве счетного материала при усвоении последовательности натурального ряда чисел в прямом и обратном направлении. Например, по заданию учителя учащиеся могут откладывать по одной косточке справа налево и хором считать: «один, два, три» (в пределах изученного), а затем отбрасывая по одной косточке слева направо и пересчитывая оставшиеся, вести обратный счет. Опыт показал, что подобные упражнения способствуют сознательному прочному и более быстрому овладению слепыми детьми знаниями, предусмотренными темой «нумерация, которые им зачастую неподготовленным к школе” даются труднее, чемих зрячим сверстникам. Расположение косточек (параллельными горизонтальными рядами) можно использовать для сравнения двух множеств, форсирования понятий о равенстве и неравенстве. Так, используя счеты можно проводить упражнения, связанные с уравнением двух множеств, в одном из которых содержится больше элементов, чем в другом. На счетах могут быть проиллюстрированы свойства сложения и вычитания (прибавление суммы к числу суммы), вычитание суммы из числа и числаиз суммы, вычислительные приемы, основанные на применении этих свойств. | Во время подготовительного периода | |
Одной из задач начального курса математики является усвоение младшими школьниками математической терминологии. Оцените правильность (корректность) используемой учителем терминологии при формулировке заданий.
|
|
• Какая цифра пропущена в примере: 3 +... = 4?
Правильно следовало бы сформулировать это задание, так: Какое слагаемое пропущено в данном выражении (примере): 3 +... = 4?
• Какое число надо отнять в записи: 8 –... = 6?
Правильно следовало бы сформулировать это задание, так: Какое вычитаемое следует отнять в выражении: 8 –... = 6?
• Какое слагаемое пропущено в равенстве:... – 4 = 2?
Правильно следовало бы сформулировать это задание, так: Какое уменьшаемое пропущено в данном выражении:... – 4 = 2?
• Какое выражение больше: 3 + 4 или 2 + 5?
Правильно следовало бы сформулировать это задание, так: Значение какого выражения больше: 3 + 4 или 2 + 5?
• Выберите верные выражения: 5 + 2 = 7; 8 – 2 = 5; 4 + 5 = 9; 9 – 3 = 5.
Правильно следовало бы сформулировать это задание, так: Выберите верные утверждения: 5 + 2 = 7; 8 – 2 = 5; 4 + 5 = 9; 9 – 3 = 5.