Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности детей на уроке музыки, что объясняется рядом причин, первая из которых — песенное начало российской музыкальной культуры. Г. А. Струве в этой связи отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая. В каждой деревне уважаемым человеком был тот, кто "работать и петь-играть горазд». В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте — в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов, не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика».
Вторая причина — общедоступность хорового пения. Так, практически каждый ребенок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания.
Третья причина — адекватность хорового пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства.
Четвертая причина — особая доступность хорового искусства для восприятия синтеза слова и музыки.
И, наконец, еще одна причина — значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире.
Цель хорового пения на уроках музыки в школе:
- способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства. Я бы добавила ещё одну задачу – создать коммуникативные связи между учащимися, сплотить учебный коллектив.
Задачи:
— образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;
— воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор — это «собрание единомышленников»;
— развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности школьников в хоровом пении как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.
Обращение к хоровому пению на уроках музыки в школе предполагает знание учителем особенностей детского голоса на каждой стадии его формирования.
Первая стадия охватывает младший школьный возраст до 10—11 лет. Певческие голоса детей 7—10 лет характеризуются нешироким певческим диапазоном — максимум октава {до-ре первой октавы — до-ре второй), легким фальцетным (головным) звучанием, небольшой силой — от пиано до меццо-форте, что физиологически объясняется специфичностью голосового аппарата младших школьников (короткие и тонкие голосовые связки, малый объём лёгких и т.д.). Существенного различия между голосами мальчиков и девочек еще нет.
Ко второй стадии относятся голоса детей среднего школьного возраста (V- VII классы). Здесь намечаются элементы грудного звучания, формируется индивидуальный тембр, несколько расширяется диапазон (до первой октавы — ми, фа второй). Хоровые голоса детей 11 — 14 лет отличаются некоторой насыщенностью звучания. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек — шести-, семиклассниц начинает определяться тембр женского голоса. Диапазон высоких голосов (сопрано): до, ре первой октавы — фа, соль второй октавы; диапазон низких (вторых) голосов или альтов: ля малой октавы — ре, ми-бемоль второй октавы.
Третья стадия (это не сильно обязательно для уроков) — голоса подростков, в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса, продолжает формироваться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 — 2 октав, звучание микстовое (смешанное). У мальчиков грудное звучание выявляется раньше, чем у девочек. Хоровые голоса детей 15—17 лет (VIII —XI классы) примерно соответствуют голосам женского хора. В. Г. Соколов пишет, что отличие детских голосов от женских заключается в величине диапазона, а также в характере звучания: детские голоса — более звонкие и светлые, нежели женские. Диапазон сопрановой партии детского хора — от до первой октавы до соль второй октавы, альтовой партии — от ля малой октавы до ре второй октавы.
В период полового созревания голос мальчиков понижается на октаву и приобретает характерную для мужского голоса окраску. Это явление относится к вторичным половым признакам и вызвано перестройкой организма под влиянием эндокринной системы. Если гортань девочки в этот период растет пропорционально во все стороны, то гортань мальчика вытягивается вперед более чем в полтора раза, образуя кадык. Это резко изменяет высоту и певческие качества голоса мальчика. Певческие свойства девочек сохраняются и после мутации.
Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение – процесс физиологический, в котором происходит большая трата энергии, хормейстер не должен допускать переутомления певцов. Необходимо проводить занятия в проветренных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания голосов, остерегаться исполнения завышенного по трудности репертуара и не злоупотреблять неудобной (высокой или низкой) тесситурой.
Особенно щадящего режима требует период мутации. До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации просто запрещалось. Г.Я.Ломакин отмечал, что «при перемене голоса упражнение в пении не должно быть прекращено года на два, потому что в этом промежутке происходит переход от детского возраста в возмужалость и образуется из детского голоса мужской, который понижается на октаву. Если в это время утомлять голосовой орган упражнением в пении, то оно может совершенно повредить возрождению хорошего голоса» . Однако опыт ряда педагогов нашего времени доказал, что осторожные занятия пением в это время возможны и полезны.
В тех случаях, когда голосовой аппарат ребенка нездоров или вызывает проблемы, учителю следует побеседовать с его родителями и в случае необходимости посоветовать показать его фониатору.