На первый взгляд сложно выявить взаимосвязь между архитектурой и социальной коммуникацией. Может показаться, что они и вовсе не имеют ничего общего, однако это не так. Если литературе, кинематографу, средствам массовой информации присущи явные черты каналов коммуникации, то для выявления их в архитектуре необходимо глубже проанализировать этот аспект.
Несмотря на то, что элементы архитектуры не имеют возможности передачи информации с помощью естественного языка, печатного слова или звука, они несут определённую смысловую нагрузку. Для обоснования данного утверждения достаточно вспомнить, сколько немаловажных фактов для отечественной и мировой истории открыли исследования построек древней Греции, Египта, какую массу информации бережно хранят для потомков сооружения шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого веков.
В зданиях прошлых лет отражаются особенности быта людей, давно ушедших в историю, характерные черты той или иной эпохи. Недаром наиболее древние памятники архитектуры тщательно охраняются. Следует отметить также метафоричность архитектуры, её способность внушать определённые идеи. Таким образом, можно утверждать, что архитектура заслужила право называть себя одним из основных каналов коммуникации.
В 30 - е годы архитектура в России претерпевает очень важные изменения. Резко усиливается воздействие государства на все сферы жизни общества. На фоне интенсивной индустриализации, свёртывания НЭПа, становления культа личности И.В. Сталина начинается формирование тоталитарной архитектуры, поскольку именно она является наиболее адекватным воплощение времени-эпохи в пространстве.
Из-за специфики политрежима, проповедующего атеизм, были снесены красивейшие храмы по всей стране, а так же памятники архитектуры. Первое соприкосновение Сталина с архитектурой было связано, видимо, со смертью Ленина и строительством мавзолея в 1930 году по проекту А.В. Щусева. Можно предположить, что из правящей верхушки партии Сталин единственный, кто обладал способностью придумать, продумать и в кратчайшие сроки претворить в жизнь идею превращения мощей Ленина в религиозно - пропагандистский символ. «На тот момент Сталину «было необходимо обожествить Ленина с тем, чтобы представить себя его преемником, сверхчеловеком, который имеет связь с горним миром» [6, с. 14].
|
С приходом к власти Сталина получил распространение стиль под названием «сталинский ампир». Характерной чертой культуры этого периода становится «связь между предметом, который символизирует какое-либо явление, и самим явлением. «Это особенно проявляется в отношении богатства. Атрибуты изобилия были изображены повсеместно, отображение радости и сытости являлось одной из функций тоталитарного искусства». В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, скульптуры строгих и мощных советских людей, гербы СССР, живописные и мозаичные панно - всё прославляет выдающиеся достижения советского народа.
Всё, что окружало людей в советский период, содержало в себе характерные черты советской эпохи. Пятиконечная звезда, серп и молот, сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих. В интерьере использовались мраморные плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы. В этом проявляется гигантомания и склонность к богатству убранства, граничившему с безвкусицей. Каждый предмет олицетворял собой величие Советского Союза, транслировал уверенность в его несокрушимости. Всё это великолепие имело целью выразить силу и мощь тоталитарного государства, создать новый культ с помощью иконизации символики.
|
Наиболее известными зданиями этого направления являются сталинские высотки в Москве: здание МГУ, МИД и Министерства Транспорта, ансамбль ВДНХ, жилые дома. К строительству небоскрёбов в Москве Сталин отнёсся очень серьёзно. Эта идея была реализована в невероятно короткие сроки. Не устраивалось никаких, даже формальных конкурсов. Комплекс МГУ состоял по программе из пятидесяти зданий общим объемом 2 600 000 куб м. и в готовом виде имел в длину полкилометра. В январе 1949 года были выпущены первые рабочие чертежи, а в 1953 уже возведены корпуса МГУ. В 1952-1953 годах были в целом закончено строительство 7 из 8 высотных зданий. Вполне возможно, что такими же темпами и методами Сталин и Берия восстанавливали во время войны эвакуированную на восток военную промышленность.
Государственные здания поражали огромными размерами. Примером этому служит так и не осуществлённый проект сооружения в столице здания, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма» - Дворца Советов. В 1931 году был объявлен всесоюзный конкурс проектов Дворца. Однако заказчиком проекта было государство, а именно - Сталин, несмотря на то, что его имя официально ни разу не появляется в истории проектирования и строительства.
|
Предполагалось, что здание Дворца, которое один из критиков назвал «циклопическим», станет важнейшим элементом генерального плана реконструкции Москвы. Сталин лично предложил поместить гигантское здание точно в географическом центре Москвы. Однако в этом месте уже стоял храм Христа Спасителя. Это и решило его судьбу: храм было приказано взорвать. «По воспоминаниям одного из участников совещания в Кремле, Сталин заявил: «Для нас, большевиков, Христос - не авторитет. У нас есть свой великий вождь, спаситель пролетариата. Непонятно, почему в сердце красной Москвы и всего Союза должен выситься храм Христа, а не храм Ленина»» [22]. По замыслу Сталина, это исполинское здание, далеко превышающее возможности человеческого восприятия, должно было олицетворять не только власть советского правительства, но и все коммунистические движения на планете. Таким образом, Дворец Советов по своему значению приравнивался к храму, а установленная на нём гигантская фигура Ленина придавала ему сходство с греческим пантеоном.
Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта пришлось заморозить. Более того, металлический каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь хотел подчеркнуть этим зданием превосходство Советской системы над устройством капиталистических государств.
Можно сказать, что после того, как советская власть в ходе конкурса на Дворец Советов публично и полномасштабно явила свои «художественные предпочтения», появление какой-либо иной стилистики, кроме той, что была затем названа «сталинским ампиром», стало абсолютно невозможным. Выявились характерные черты сталинской архитектуры: она обязана была быть ликующей, изображать восторг и величие, гибкой, чтобы усвоить любое указание руководства. Целью архитектора становилось изучение вкусов Сталина настолько, чтобы наверняка угадать правильное решение. Вкусы у Сталина оказались широкими, поэтому сталинская архитектура довольно разнообразна.
Исходя из вышесказанного, правомерно сделать вывод о том, что архитектура периода тоталитаризма была направлена на минимализацию роли личности в советском государстве. Монументальность построек подавляла человека, делала его незначительным на фоне высотных домов и гигантских государственных зданий. Сталинская архитектура - уникальное явление. Он сам становится её создателем, выступает в качестве организатора, заказчика и, очень часто, соавтора самых важных для режима (то есть, для него самого) зданий. Так же, как и литература, СМИ, кино, архитектура выступала средством партийной идеологии, подсознательно вселяя в советского гражданина коммунистические установки на «торжество коммунизма», «нерушимость государства» и «светлое будущее».
Заключение
В условиях сталинского тоталитаризма коммуникация стала главным инструментом внедрения партийных установок. Для установления контроля над обществом, Сталин использовал все доступные методы. Каналы коммуникации стали основными помощниками в достижении его целей. Изучив особенности развития литературы, журналистики, кинематографа, архитектуры, СМИ можно выявить следующие методы воздействия на массовое сознание населения:
. Организация деятельности всех общественно коммуникационных систем.
. Внедрение партийной идеологии путём изменения реалистического изображения действительности.
. Террор, определившийся как широким распространением органов цензуры, так и прямыми репрессиями «неугодных» деятелей культуры.
Таким образом, можно определить их отличительные черты, такие как:
1. Подтасовка фактов для создания необходимого власти общественного настроя.
2. Утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества.
. Идеализация существующей государственной системы, фабрикация современной утопии, мифологизация общественного сознания.
4. Ярко выраженная агитационность всех каналов коммуникации.
5. Моделирование конфликтных ситуаций и предложение их решений, как единственно возможных вариантов развития событий.
. Становление прессы, как инструмента политического и идеологического насилия.
7. Следование догмату и манипулирование общественным сознанием.
Столь масштабное использование социальной коммуникации в личных целях вождя повлекло за собой ряд негативных последствий для отечественного искусства и для страны в целом. Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества, в котором человек становился тотально вовлечённым в общественные структуры. Нестабильность положения человека в обществе заставляла ещё больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру. Тотальная цензура привела к массовому уничтожению элиты русской интеллигенции. Множество великих литературных произведений были забыты на десятилетия и целые поколения потеряли возможность ощутить на себе их эстетическое влияние. Отечественная архитектура понесла невероятные потери при сносе красивейших храмов и других построек, не вписывающихся в идеологические представления партии. Годы правления Сталина оказались разрушительными для русской культуры в целом и судьбы человека в частности.