4.1. Организационная структура СДСУ.
Организационную структуру системы сертификации услуг по ТО и Р АМТС образуют:
- Национальный орган по сертификации - Госстандарт России (Управление стандартизации и сертификации в сфере услуг);
- Центральный орган по сертификации (Департамент автомобильного транспорта Минтранса России);
- Апелляционные комиссии;
- Методические центры Системы;
- органы по сертификации услуг по ТО и Р АМТС;
- испытательные лаборатории (центры);
- исполнители услуг (заявители).
4.2. Перечень услуг сертифицируемых в СДСУ.
(см. пункт 4.5)
4.3. Порядок добровольной сертификации услуг.
4.1. Сертификация услуг (работ) по ТО и Р АМТС включает: подачу заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; оценку соответствия услуг (работ) установленным требованиям; принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия; выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами).
4.2. Подача заявки на сертификацию
4.2.1. Для проведения сертификации услуг (работ) по ТО и Р АМТС заявитель направляет в аккредитованный ОСУ заявку на проведение работ по сертификации с приложением документов, необходимых для проведения ее экспертизы в части установления возможности проведения сертификации и принятия решения по заявке (данная информация может быть представлена в виде анкеты - вопросника). Форма заявки должна соответствовать правилам по сертификации \\\"Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе\\\", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 12 \\\"Об утверждении правил по сертификации \\\"Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе\\\" (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 1998 г. № 3475-ВЭ не нуждается в государственной регистрации).
|
При отсутствии у заявителя информации о таком органе он может получить ее в ЦОС или Госстандарте России.
При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги (работы) заявитель вправе направить заявку в любой из них.
4.3. Рассмотрение и принятие решения по заявке
4.3.1. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации.
4.3.2. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает заявителю в письменном виде о принятом решении с указанием: в случае положительного решения - наименования и кодов услуг (работ), по которым будет проведена сертификация; нормативных документов; схемы сертификации; в случае отрицательного решения - причин отказа.
4.3.3. Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней (с момента регистрации заявки).
4.3.4. Выбор схемы сертификации Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить любую из схем сертификации, предусмотренную настоящими Правилами. Критерии и условия выбора схем учитывают особенности оказания конкретных услуг (выполнения работ), требуемый уровень доказательности, возможные затраты исполнителя услуг (работ) (заявителя) на проведение работ по сертификации. В случае выявления в ходе экспертизы заявки несоответствия организационно - технических возможностей заявителя условиям применения и требованиям выбранной им схемы орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование нецелесообразности проведения сертификации по данной схеме и назначить иную схему сертификации. 4.4. Оценка соответствия услуг (работ) установленным требованиям
|
4.4.1. Оценка соответствия услуг (работ) ведется органами по сертификации в соответствии с требованиями нормативных документов. В процедурах оценки органами по сертификации могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие сертифицируемых услуг (работ) установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации, в т.ч.: результаты социологических и экспертных оценок; протоколы испытаний; акты проверок, сертификаты, заключения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью услуг и работ (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов); результаты анализа (экспертизы) технических документов, используемых исполнителем услуг (работ) на соответствие требованиям нормативных документов.
Технические документы, используемые исполнителем и влияющие на характеристики, проверяемые при сертификации, подлежат анализу на соответствие требованиям нормативных документов.
Сертификат соответствия на услуги (работы), для которых в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации необходимо проведение проверок (контроля) другими федеральными органами исполнительной власти, может быть выдан только при наличии необходимых документов федеральных органов исполнительной власти (сертификат пожарной безопасности, санитарно - эпидемиологическое заключение и др.). В сертификате соответствия должны быть ссылки на указанные документы.
|
4.4.2. Процедуры оценки соответствия услуг (работ) проводятся в соответствии со схемами сертификации.
Схемы сертификации включают в себя следующие процедуры:
а) оценку оказания услуг (выполнения работ):
при схеме 1 - оценку мастерства исполнителя услуг (работ);
при схеме 2 - оценку процесса оказания услуг (выполнения работ);
при схеме 3 - анализ состояния производства.
б) проверку результатов услуг (работ);
в) инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ).
Проведение сертификационных процедур должно осуществляться в полном объеме для каждой из заявленных услуг (работ).
4.4.3. Оценка оказания услуг (выполнения работ)
4.4.4. Проверка результатов услуг (работ)
Проверка результатов услуг (работ) предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется путем контроля условий обслуживания и выборочной проверки отремонтированных или прошедших техническое обслуживание АМТС, отобранных по плану проведения сертификации. В случае отсутствия (трудности выявления) прямой взаимосвязи между результатами ремонтных воздействий и параметрами АМТС, регламентируемыми нормативными документами, выборочная проверка может быть дополнена либо заменена контрольным проведением работниками заявителя отдельных операций (групп операций) процесса оказания услуги (выполнения работы).
Проверка результатов услуг (работ) осуществляется на месте оказания услуг (выполнения работ) с использованием технологического оборудования и средств измерений заявителя.
4.4.5. Оформление результатов оценки
При проведении сертификации производится оформление официальных документов (протоколов, актов), фиксирующих результаты оценок и проверок и подтверждающих обоснованность принятия решения по результатам сертификации. Результаты оценки соответствия услуг (работ) представляются в виде \\\"Акта оценки соответствия услуг (работ)\\\", оформляемого на основе документов, состав которых в общем случае включает: по схеме 1 - \\\"Акт (протокол) оценки мастерства исполнителя услуг (работ)\\\"; по схеме 2 - \\\"Акт (протокол) оценки процесса оказания услуг (выполнения работ)\\\"; по схеме 3 - \\\"Акт (протокол) анализа состояния производства\\\"; \\\"Акт отбора образцов\\\"; Акт (протокол) проверки результатов услуг (работ)\\\".
4.5. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия. Выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия
4.5.1. Орган по сертификации услуг на основе анализа протоколов, актов и других документов, подтверждающих соответствие услуг (работ) установленным требованиям, принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.
4.5.2. В случае положительного решения орган по сертификации услуг оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в государственном реестре и выдает заявителю.
Формы бланков сертификата соответствия и приложения к нему, а также правила их заполнения соответствуют правилам по сертификации \\\"Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе\\\".
Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата соответствия с учетом результатов сертификации и сроков действия нормативных документов на сертифицированные услуги (работы), но не более чем на 3 года.
Вместе с сертификатом соответствия орган по сертификации выдает заявителю лицензию на применение знака соответствия согласно \\\"Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия\\\" (утверждены Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. № 12, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный номер 825).
Форма и общие правила применения знака соответствия должны соответствовать \\\"Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции\\\", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. № 14, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный номер 1138 (Газета \\\"Российские вести\\\" от 08.08.96).
Знак соответствия наносится исполнителем услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту АМТС на сопроводительной технической документации (квитанциях, наряд - заказах, бланках и т.д.), вывесках, рекламных и печатных изданиях, связанных с оказанием сертифицированных услуг (работ).
4.5.3. В случае отрицательного решения орган по сертификации оформляет его в виде решения об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
В случае отказа в выдаче сертификата соответствия орган по сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного надзора и контроля для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги (работы).
4.6. Инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ)
4.6.1. Инспекционный контроль осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, в течение срока его действия с целью установления соответствия сертифицированных услуг (работ) требованиям, подтвержденным при сертификации.
В случае прекращения деятельности ОСУ, выдавшего исполнителю сертификат соответствия, решение вопроса о проведении инспекционного контроля за сертифицированными этим ОСУ услугами (работами) осуществляет Госстандарт России в установленном порядке.
4.6.2. Инспекционный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок и включает в себя следующие виды работ: анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг (работ); разработку программы инспекционного контроля; создание комиссии для проведения инспекционной проверки; проведение инспекционной проверки; оформление результатов и принятие решения.
4.6.3. Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяется органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, степени потенциальной опасности услуг (работ), стабильности их качества, затрат на проведение контроля, схемы сертификации, но не реже одного раза в год.
4.6.4. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях: поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг (работ) от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг (работ), общественных объединений потребителей; при получении информации органов ГИБДД МВД России по результатам расследования причин дорожно - транспортных происшествий автомототранспортных средств заявителя, а также по результатам проведения государственных технических осмотров АМТС; при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и условиями действия сертификата соответствия.
4.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, содержащим заключение о подтверждении (приостановке, отмене) действия выданного сертификата соответствия. При этом в акте фиксируются результаты выборочной проверки, состав и содержание которой должны соответствовать примененной при проведении сертификации схеме.
4.6.6. В случае несоответствия услуг (работ) установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия.
Информация о приостановлении или отмене сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшим, до сведения территориальных органов государственного контроля и надзора для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги (работы).
4.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, разработанных исполнителем и согласованных с органом по сертификации, в соизмеримые сроки возможно устранение причин несоответствия.
4.6.8. При проведении корректирующих мероприятий ОСУ: приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; информирует об этом территориальные органы государственного контроля и надзора; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
4.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
4.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
4.7. Сертификация на новый срок
4.7.1. При окончании срока действия сертификата соответствия или его отмене исполнитель имеет право подать заявку на проведение сертификации на новый срок в любой орган по сертификации. В этом случае сертификация осуществляется в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе.
4.7.2. Если держатель сертификата соответствия не менее чем за 30 дней до окончания срока его действия подает заявку на проведение сертификации на новый срок в орган, выдавший сертификат соответствия, то при этом сертификация проводится в соответствии с порядком, установленным настоящей главой с учетом результатов предыдущей сертификации заявителя.
4.4. Схема сертификации услуг по ТО и Р АТМС.
+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+| | Оценка | Оценка | Сертифи- | Выборочная | Инспекци- ||Номер | мастер- | процесса | кация си- | проверка ре- | онный ||схе- | ства | оказа- | стемы ка- | зультатов | контроль ||мы(1) | исполни-| ния | чества | услуги | || | теля | услуги | | | |+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+|1. | + | | | + | + |+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+|2. | | + | | + | + |+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+|5.(2) | | | + | | + |
+------+---------+----------+-------------+----------------+------------+---------------+
Примечания:
(1) Номера схем сертификации указаны в соответствии с номерами схем, установленными документом "Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг".
(2) Сертификация систем качества осуществляется органами, аккредитованными на сертификации систем качества в соответствии с документами Системы сертификации ГОСТ Р.
4.5 Структура услуг по ТО и Р АМТС, подлежащих добровольной сертификации в СДСУ
№ услуги | Наименование услуги |
1. | Техническое обслуживание легковых автомобилей. |
1.1 | Регламентные работы по видам технического обслуживания |
1.2 | Контрольно-диагностические работы |
1.3 | Регулировка фар |
1.4 | Регулировка топливной аппаратуры бензиновых двигателей |
1.5 | Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей |
1.6 | Электротехнические работы на автомобиле |
1.7 | Регулировка тормозной системы |
1.8 | Регулировка рулевого управления |
1.9 | Регулировка системы зажигания |
2. | Ремонт легковых автомобилей |
2.1 | Замена агрегатов |
2.2 | Ремонт двигателей |
2.3 | Ремонт рулевого управления и подвески |
2.4 | Ремонт тормозной системы |
2.5 | Подготовка к окраске и окраска |
2.6 | Шиномонтажные работы, балансировка колес |
2.7 | Ремонт местных повреждений шин и камер |
2.8 | Ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей |
2.9 | Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей |
Техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов | |
3.1 | Регламентные работы (по видам технического обслуживания) |
3.2 | Контрольно-диагностические работы |
3.3 | Регулировка топливной аппаратуры бензиновых двигателей |
3.4 | Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей |
3.5 | Регулировка фар |
3.6 | Электротехнические работы на автомобиле |
3.7 | Регулировка тормозной системы |
3.8 | Регулировка рулевого управления |
3.9 | Регулировка системы зажигания |
4. | Ремонт грузовых автомобилей и автобусов |
4.1 | Замена агрегатов |
4.2 | Ремонт двигателей |
4.3 | Ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей |
4.4 | Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей |
4.5 | Ремонт рулевого управления, передней оси и подвески |
4.6 | Ремонт тормозной системы |
4.7 | Подготовка к окраске и окраска |
4.8 | Шиномонтажные работы |
4.9 | Ремонт местных повреждений шин и камер |
5. | Прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту АМТС |
5.1 | Регламентные работы по системе питания газобаллонных автомобилей |
5.2 | Ремонт топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей |
5.3 | Переоборудование автомобилей для работы на сжатом природном или сжиженном нефтяном или природном газах |
5.4 | Проверка герметичности и опрессовка газовой системы питания газобаллонных автомобилей |
5.5 | Установка дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары) |
5.6 | Предпродажная подготовка |
5.7 | Определение токсичности отработанных газов |
5.8 | Ремонт, установка, тонирование и бронирование стекол автомобиля |
5.9 | Ремонт системы выпуска отработанных газов |
5.10 | Техническое обслуживание кузовов, рабочих органов, оборудования и оснастки специальных и специализированных автотранспортных средств в части регламентных работ по видам технического обслуживания |
5.11 | - электротехнических работ |
5.12 | - контрольно-диагностических работ |
5.13 | - регулировочных работ |
5.14 | Ремонт кузовов, рабочих органов, оборудования и оснастки специальных и специализированных автотранспортных средств в части монтажно-демонтажных работ, связанных с заменой агрегатов и узлов |
5.15 | - ремонта агрегатов и узлов управления |
5.16 | - ремонта гидравлического оборудования и гидроприводов рабочих органов |
5.17 | - ремонт арматуры уплотнительных и запорных устройств |
Литература
1. «Лицензирование и сертификация на АТ»: Задания к контрольной работе/НГАУ; Сост. А.А. Журба. – Новосибирск 2006. – 10с.
2. «Лицензирование и сертификация на АТ»: Ч-1. Федеральные законы / А.А. Журба, Н.А. Усатых / НГАУ, ИИ. – Новосибирск, 2006. – 105 с.
3. «Лицензирование и сертификация на АТ»: Ч-1. Системы сертификации / А.А. Журба, Н.А. Усатых / НГАУ, ИИ. – Новосибирск, 2006. – 112 с.
4. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию и методы проверки/Госстандарт России. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001 – 27 с.