Но кажется мне, что люблю.




Но возникшая к незнакомке любовь не была призрачной, а вполне реальной, Алексей Константинович, проявляя рыцарскую галантность, долго и упорно ухаживал за открывшейся незнакомкой. В апреле 1863 г., спустя 12 лет после встречи на великосветском балу, Алексей Константинович и Софья Андреевна повенчались.

Материалы, с которыми нам удалось ознакомиться,сформироваливот такой образ Софьи Андреевны Толстой. Этохозяйка литературного салона, всегда в центре внимания образованной публики. Была дружна И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским, философом, поэтом В. Соловьёвым, А.А.Фетом (Шеншин), который «Софью Андреевну Толстую… считал одной из самых блестящих и интересных женщин своего времени».

Софья Андреевна была сестрой Николая Андреевича Цертелева (1790 —1869), который происходил из древнего имеретинского рода, титулованного княжеским званием. В 1861 г. Николай Андреевич вышел в отставку и сразу же вступил в Московское общество словесности, членами которого были такие маститые и выдающиеся литераторы, как Иван Сергеевич Тургенев, Фёдор Михайлович Достоевский, Алексей Константинович Толстой, Яков Петрович Полонский, Афанасий Афанасьевич Фет и др. А общество долгое время возглавляли пензенские уроженцы: писатель Михаил Николаевич Загоскин, академик-словесник Фёдор Иванович Буслаев. Пребывание в этом старейшем в России литературном обществе, созданном в 1811 г., обогатило творческий потенциал Николая Андреевича и утвердило его в правильности выбора литературных занятий. О его творчестве читатели узнавали из журналов «Благонамеренный», «Вестник Европы», «Сын Отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения».

Его сын - поэт и философ Дмитрий Николаевич Цертелев (1852 —1911). (Слайд 24) был хорошо знакомс поэтом графом Алексеем Константиновичем Толстым. Фактически отношения между Цертелевым и Толстым сблизились до уровня родства, и Дмитрий Николаевич в обществе Алексея Константиновича посещал Европу для совершенствования своих знаний в европейских университетах. В 1879 г. судьба подарила Дмитрию Николаевичу еще одно счастье: произошло его знакомство с И. С. Тургеневым, и еще раньше — с поэтом-лириком А. А. Фетом (Шеншиным).

Но вернёмся к третьему владельцу завода. При жизни Алексея

Николаевича Бахметева на пяти Всероссийских выставках бахметевские изделия отмечались правом изображения Государственного герба. (Слайд25) Владея заводом почти 25 лет, Алексей Николаевич тщательно пополнял кладовую завода лучшими изделиями своих мастеров, закладывая основы будущего художественно-промышленного музея. В 1834 году он создаёт «училище» для сельских мальчиков и девочек.

Последующие годы Алексей Николаевич посвятил вхождению в славянофильское сообщество России и укреплению контактов с писателями А. Хомяковым, И. Аксаковым, В. Жуковским, И. Киреевским и др.

Конец активной деятельности Бахметева принесла болезнь, приставшая к нему ранней весной 1861 г. Алексей Николаевич умер бездетным, все заводы, фабрики, мануфактуры, поместья должны были быть разделены между тремя сестрами и его женой Анной Петровной. Но он оставил завещание о недопустимости такого раздела, чтобы оставить в целости и взаимосвязи все созданное предшествующими поколениями.

В пожизненное владение Анне Петровне Бахметевой передавались только поместья, а наследником назначался сын его племянницы Дарьи Петровны Оболенскойкнязь Александр Дмитриевич Оболенский

Анна Петровна продолжила дело мужа после его смерти в 1861 г. Ей удалось сохранить завод от разорения в пореформенные 1860-е годы. При ней завод продолжал участвовать в выставках, хотя дорогостоящие и сложные изделия выпускались редко и выполнялись по заказам. В это время выпускалась простая и дешевая стеклянная посуда для трактиров, чайных и небогатых частных заказчиков.

Начиная с 1884 года, заводом управляет князь Александр Дмитриевич Оболенский (1847-1917), сын племянницы Бахметевых - Дарьи Петровны Трубецкой. Дарья Петровна состояла попечительницей петербургского Александро-Невского приюта княгинь Белосельских-Белозерских, была замужем за Дмитрием Александровичем Оболенским, (Слайд26) потомком черниговских князей, ведущих свой род от Рюрика.

Обосновался Дмитрий Александрович в имении Березичи Калужской губернии, которое его отец купил у Василия Львовича Пушкина, дяди поэта. Изученные документы свидетельствуют, что Л.Н.Толстой и Сергей Леонидович Рубинштейн наведывались к помещику Оболенскому по его настоянию. Дмитрий Александрович был знаком и симпатизировал декабристу Евгению Петровичу Оболенскому, был дружен с художником, который, как пишет Оболенский: «…умер на моих руках»,- Александром Ивановым, автором знаменитого полотна «Явление Христа народу». Товарищем Дмитрия Александровича поУчилищу правоведения был композитор Александр Николаевич Серов, отец известного живописца Валентина Александровича Серова. Дружеские отношения связывали Дмитрия Александровича с поэтом Петром Андреевичем Вяземским, писателем Иваном Сергевичем Аксаковым.

Зная, что его старший сын Александр унаследует имение Никольское, Дмитрий Александрович оказывал существенную и грамотную помощь Анне Петровне в делах по заводам и имению.

Александр Дмитриевич Оболенский (1847-1917) – последний владелец Никольско-Бахметевского стекольного завода – сенатор, действительный статский советник. В 1881 году причислен к Министерству юстиции и выбран Пензенским губернским предводителем дворянства.

Александр Дмитриевич был женат на Анне Александровне Половцовой (1858/59-1917), которая происходит из знаменитого рода Штиглицев, являясь внучкой Александра Людвиговича Штиглица,

(Слайд 29) учредителя Петербургского училища технического рисования и художественно-промышленного музея при училище, которые до 1917 года носили его имя. В советское время училище именовалось «Высшее художественно-промышленное училище им. Веры Игнатьевны Мухиной ». Архивные материалы Никольского музея стекла и хрусталя свидетельствуют, что выпускниками училища было большинство художников по стеклу, работавших в разные годы на заводе «Красный гигант» и Никольском стеклозаводе.

Александр Львович и его жена Каролина Карловна Миллер были бездетны, они удочерили девочку, назвали её Надеждой, а фамилию дали Июнева. По семейному преданию, это была внебрачная дочь Великого князя Михаила Павловича. Надежда Михайловна Июнева-Штиглиц, в замужестве Половцов а, стала матерью Анны, будущей жены А. Д. Оболенского.

Изучив с раннего детства хрустально-стекольное дело, Александр Дмитриевич вложил в него массу сил и знаний, и за 33 года его управления (1884 - 1917) завод дал миллионные обороты (по данным 1914 года годовой оборот составил около 800 тыс. рублей). Это было благоприятное время процветания завода. Достойный продолжатель бахметевского дела, А.Д. Оболенский сохранил всех художников производства. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году завод получил Большую золотую медаль.

Преследуя коммерческие цели, князь Оболенский в 1903 году впервые в России ввел постоянное квалифицированное руководство в художественном стеклоделии. Этим занялась приглашенная на завод Адель Яковлевна Якобсон – выпускница художественного училища Штиглица в Петербурге. В Николо-Пестровке на средства А.Д.Оболенского она организовала художественную школу, где учились известные впоследствии мастера М.С.Вертузаев, И.А.Калагин, С.А. Курцаев и другие умельцы.

Архивные материалы показывают, что Александр Дмитриевич занимался не только делами завода. Будучи православным человеком, Александр направлял свои денежные средства на развитие и благоустройство Храма Воскресения Христова, построенного в 1813 году на средства помещика Николая Алексеевича Бахметева (сына основателя завода). Александр Дмитриевич поучаствовал и в развитии музыкальной культуры: он избирался вице-председателем Русского музыкального общества и был одним из организаторов его отделения в Пензе. В конце XIX века организовал при Николо-Пёстровском заводе хор и духовой оркестр, а в 1902 году совместно с сыном Петром создал один из первых в России оркестр народных инструментов, для которого приобрёл комплект балалаек и домр.

Оболенский также организовал в селе Никольском театр, а вдохновителем, неизменным режиссёром и душой каждого спектакля был Владимир Богданович Ферингер — постоянный воспитатель в доме Оболенских. Увлечение князя Оболенского театром привело к тому, что при перестройке здания заводоуправления Александр Дмитриевич обустраивает в нём помещение под театр на 400 мест.

Стоит сказать, что развитию музыкальной культуры в Пензенской губернии способствовала и жена Александра Дмитриевича Анна Александровна, состоявшая членом правления Пензенского отделения Русского музыкального общества. Член дирекции Петербургского отделения Русского музейного общества, директор Пензенского отделения этого же общества, она сама писала духовную музыку. Круг общения княгини составляла вся музыкальная элита того времени – Александр Глазунов, Антон Рубинштейн, Николай Римский-Корсаков, Фёдор Шаляпин и другие.

Столь же одаренными, да и как могло быть иначе, были дети князя Оболенского. Старший сын Дмитрий Александрович (1882 – 1964) в 1907 году избирался почётным мировым судьёй Городищенского уезда. С 1908 года он стал городищенским уездным предводителем дворянства и председателем Городищенского уездного земского собрания. В годы гражданской войны переправился из Англии, куда эвакуировался вместе Великими князьями, в Россию, чтобы сражаться в рядах армии Юденича, наступавшей на Петроград. Умер во Франии.

Александр Александрович (1885 – 1940), (Слайд 30) второй сын Александра Дмитриевича, в 1902-1905 годах учился в Пажеском корпусе, с 1905 года в чине корнета служил в Кавалергардском полку, впоследствии стал адъютантом генерала А.А. Бруϲилова. В эмиграции жил в Париже. Вел концертную деятельность. Исполнял русские и цыганские романсы. С начала 1920-х давал сольные концерты как композитор. Выступал в Русском артистическом обществе, в совместных программах с певицами М. Бергастрини (сопрано), М. Спиридович, А. Яковлевой, участвовал в художественных вечерах Е. П. Рябушинской и другими. Пел в благотворительных концертах в пользу организации офицерских артелей, Французского общества спасения русских детей, в студенческих клубах и других. Член Комитета по проведению Русской ярмарки в Каннах (1931).Умер во Франции, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Оболенские, как видим, много внимания уделяли музыкальному образованию и воспитанию своих детей. Все четверо детей князей Оболенских: Дмитрий, Александр, Алексей и Петр – играли на фортепиано. Но Дмитрий и Александр скоро бросили учиться музыке.

А Алексей в игре на скрипке достиг больших успехов, за что отец подарил ему изумительную скрипку «Страдивариус». (Слайд 31) Из воспоминаний Любови Петровны Трубецкой, жены Алексея Дмитриевича Оболенского.

«У меня были способности к музыке (фортепьяно) и к рисованию. Через год или два после того, как я стала играть, оказалось, что один из товарищей моего брата Володи — Алеша Оболенский — тоже очень музыкален и разучивает много серьезных вещей на скрипке. Его отец — князь Александр Дмитриевич — подарил ему чудную скрипку Страдивари при условии, что он никогда не будет подписывать долги. Алеша обещал, что было очень трудно, т. к. он служил в Кавалергардском полку, где все офицеры делали долги. После своего обещания, даже после нашей свадьбы (около 3 лет с того дня, как мы с ним познакомились), он никогда не подписывал долгов, а когда очень нужно было достать денег, то просил меня подписывать».

Но наиболее удивительна судьба третьего сына - Петра Александровича (18891969). Онизвестен в Никольске как создатель и дирижер Великорусского струнного оркестра народных инструментов, каких в России были единицы. (Слайд 32) В своих воспоминаниях Петр Александрович упоминает об обилии музыкальных талантов в рабочей среде села Никольская Пестровка. Дневниковые записи Пётра свидетельствуют, что он гордился исполнительским мастерством и безупречностью поведения балалаечников, мальчишек-мастеровых. «Молодёжь заполняла свой досуг,- пишет ПётрОболенский ,- не попойками или картами, а разумнымм развлечением… ни разу никого из них я не видел даже хоть слегка захмелевшим».

Известный факт, что развитие и распространение оркестров в России поддерживал великий певец Федор Шаляпин. Князь был с ним знаком, бывал у него в гостях в Петербурге. Конкретно Петр Александрович и дочь Шаляпина Ирина сделали все, чтобы прах великого актера находился на родине – в России. Оболенскому Шаляпин подарил любительское фото и сделал дарственную надпись: «На память милейшему другу Петрику Оболенскому» и от сердца добавил: «на долгое время, а лучше навсегда. Ф. Шаляпин. 1924 г. ». О деятельности оркестра Оболенского Шаляпин говорил: «Большое дело творите вы!..»

Важно отметить, что для обучения рабочих мастерству игры Петр Александрович пригласил из Петербурга руководителя одного из лучших в гвардии оркестров Михаила Николаевича Семенова, держал связь с «отцом русской балалайки» Василием Васильевичем Андреевым, который приезжал на завод и прослушивал выступления оркестра.

Страстный любитель хорового пения, Петр Александрович ухитрялся организовывать хоры даже в тюрьмах, где он периодически отсиживал в 20-е годы за свое княжеское происхождение, которым весьма гордился. В 1929 году Пётр эмигрирует во Францию, но в 1957 году возвращается на Родину. Будучи в иммиграции, он продолжает писать музыку.

В последние годы жизни он являлся членом Союза композиторов СССР. А дело его – оркестр народных инструментов - живёт и поныне…

Невсем потомкам князей была дана возможность реализовать себя на Родине. Судьба разбросала их по Европе. Пришлось им нелегко, но из поколения в поколение вместе с родным русским языком они передавали рассказы о заводе, о православных храмах на российской земле. Возможно, именно с этими рассказами передавались любовь к русскому искусству и художественный вкус.

В Интернете и в книге Валентины Головой «Никольский музей стекла и хрусталя» мы нашли небольшие сведения о племяннице Александра ДмитриевичаАнне, у которой был дар художницы. (Слайд 33) Многочисленные акварели с портретами близких людей, пейзажи и натюрморты с цветами, написанные А.А.Оболенской фон Герсдорфф, свидетельствуют не только о большом вкусе и мастерстве художницы, но и "проникнуты удивительным религиозным светом суждения о положительном отношении к жизни". Ее дарования унаследованы и ее детьми. Так княгиня Александра Николаевна Оболенская тоже замечательно рисует. 19.03.2006 г. она посетила Пензу. (Слайд 34) Конечно же, не могла она не приехать и в Никольск, родовое поместье своих родственников.

Дми́трий Дмитриевич Оболе́нский (1918—2001)— внук Александра Дмитриевича, британский историк, филолог, медиевист, византинист, историк церкви. В 1960 году, в период оттепели, побывал в Москве, где принял участие в англо-русской конференции по истории. В 1965 году, когда русская поэтесса Анна Ахматова посетила Великобританию, Оболенский встретился с ней в Оксфорде, где ей было присвоено звание Почетного Доктора Литературы. Год спустя именно Оболенский написал некролог Ахматовой в газете Таймс. В 1988 году посетил СССР как почётный делегат Поместного собора Русской православной церкви, созванного во время празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1994 был избран иностранным членом РАН.

Время бежит, как вода в быстром ручье. Меняются правители, меняется политический строй. Но остается одно - вера человека в свою Родину. В тот маленький уголок, где он родился и познал самого себя. Надолго в памяти народной останутся люди, сделавшие эту веру ещё крепче.

(Слайд 35)

Представители родов Бахметевых – Толстых – Оболенских, соединившие в себе предпринимательскую смекалку, творческое озарение, военную доблесть и славу, великую силу патриотизма, навечно занесены в анналы отечественной культуры и истории. Многое, из созданного ими, продолжает жить и развиваться, напоминая нам имена творцов. Три поколения Бахметевых и князь Александр Дмитриевич Оболенский собирали образцы изделий своего завода, а также иностранного стекла (богемского, французского, английского, польского), заложив основу Никольского музея стекла и хрусталя – живого родника стеклоделия. Жители Никольска высоко чтут память об основателях завода, продолжают дело, начатое в 1764 году отставным секунд-майором Алексеем Ивановичем Бахметевым, который основал «хрустальную и стеклянную фабрику собственными своими людьми».

После национализации в 1923 году Никольско-Бахметевский завод переименовали в "Красный гигант". На его базе в 1971 году был открыт филиал ПТУ № 5 г. Пенза. (Слайд 36) Сегодня это ГБПОУ ПО «Никольский технологический колледж», который с гордостью носит имя последнего владельца Никольско-Бахметевского завода Александра Дмитриевича Оболенского. (Слайд 37) Обучающиеся колледжа – достойные преемники и продолжатели наследия князей Бахметевых и Оболенских. Мы считаем своим долгом пропагандировать заслуги владельцев завода, тем самым продолжая славные традиции никольских мастеров алмазной грани, зародившиеся и получившие расцвет во времена Бахметевых и князей Оболенских.

 

 

Источники:

1.В.Голова «Никольский музей стекла и хрусталя», Пенза 2012

2. Савин О.М. Бахметевы / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство.

3.Знаменитые фамилии. Бахметьевское стекло // Наука и жизнь. -1996.- №1.- С.6-7

4. Савин О.М. Бахметевы. Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство.

5.«Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 43.

6. П. Оболенский «Дар редкостный, могучий», «Огонек», 1963, февраль.

7. О.Савин «Пенза музыкальная»

8.Материалы архивов Никольского музея стекла и хрусталя

9. Интернет-ресурсы

10.Чужинова Т.И. Уголок России – маленький Ржавец...: Краевед. сб. / Авт. –сост.Т.И. Чужинова. – Прохоровская. центр. библ. система; Краевед. сектор.–

Прохоровка,2005.

10. Интернет-ресурсы

lhttps://www.liveinternet.ru/journal_proc.php?action=redirect&url=https://www.biografie.narod.ru/family/dynasty/trubetskaya/index.htmiveinternet.ru/users/5119616/post388



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: