Министерство финансов
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 273, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими федеральными органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:
1. совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
2. разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
3. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
4. разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
5. осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
6. разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
7. участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.
|
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ выполняет большой объем функций (в Положении закреплено 62 позиции, раскрывающие содержание этих функций). Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
1. государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
2. государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
3. внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
4. страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
5. денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
|
6. государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
7. финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
8. валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
9. финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
|
10. организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
Для выполнения возложенных на него задач Министерство финансов РФ в установленном порядке создает свои территориальные органы и наделяется значительными полномочиями в области управления финансами. Так, например, Министерство финансов РФ вправе запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации материалы, необходимые для разработки проекта федерального бюджета, расчета прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, составления отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации. Министерство финансов РФ представляет в установленном порядке Правительство Российской Федерации при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера утвержденного государственного долга.
Нормативные акты:
· Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329
"О Министерстве финансов Российской Федерации"
Центральный банк РФ
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля[2]. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[3] и другими федеральными законами.
Цели и задачи
Основными целями деятельности Банка России являются:
1. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов.
Основными задачами Банка России являются: [10]
1. регулирование денежного обращения;
2. проведение единой денежно-кредитной политики;
3. защита интересов вкладчиков, банков;
4. надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;
5. осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Функции
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
2. монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4. устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;
5. устанавливает правила проведения банковских операций;
6. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
10. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13. определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14. устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);
15. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16. принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
17. принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
18. устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
19. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
20. осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
21. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Нормативные акты, регулирующие деятельность Банка России
· Статья 75 Конституции России
· Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
· Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1
· Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года N177-ФЗ
· Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года N40-ФЗ
Федеральная налоговая служба
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Задачи
Главными задачами налоговых органов являются:
1. выработка и проведение единой государственной налоговой политики(система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот).
2. координация деятельности ФОИВ по вопросам налогов и сборов
3. осуществление контроля за полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
4. контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,
5. Осуществление валютного контроля, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Целью деятельности ФНС является выполнение возложенных на ФНС полномочий, посредством реализации вышеприведенных задач.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов,
2. Выдача разрешений и свидетельств (на проведение всероссийских лотерей;о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;)
3. Осуществляет регистрацию: юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
4. ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков(ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН).
5. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах.
6. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
7. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
8. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
Нормативные акты:
· Налоговый кодекс Российской Федерации(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Счетная палата
Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.
Задачами Счетной палаты РФ являются:
1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;
7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий
Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает:
1. организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
2. проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
3. экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;
4. анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
5. подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
6. подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.
Нормативные акты:
· Конституция РФ
· Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации» от 11.01.1995