Социально-педагогические аспекты репродуктивного здоровья




Введение

 

Выделение понятия "репродуктивное здоровье" продиктовано тем, что здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем лиц фертильного возраста (от лат. fertilis - плодородный; способность организма производить потомство). Это понятие было введено в 80-ых годах и, согласно определению ВОЗ, означает не просто отсутствие болезней и недугов репродуктивной системы, её функций и процессов, включая воспроизводство и гармонию, в психосоциальных отношениях в семье, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия.

Белорусские учёные Е.Д. Смоленко, И.М. Прищепа, О.Л. Кудина, О.А. Пересада и другие добавляют, что это означает также возможность удовлетворённой и безопасной сексуальной жизни, способность к воспроизведению (деторождению) и самостоятельному решению вопросов планирования семьи.

О храна здоровья населения введена в ранг государственного закона Республики Беларусь. Особое внимание уделяется проблеме Охраны здоровья детей и молодёжи. Так, 2007 год Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 68 был объявлен Годом ребёнка. Укрепление здоровья детей и молодёжи, профилактика девиантного поведения, ориентация на семейные традиции и ценности семейной жизни - приоритетные направления работы различных министерств и ведомств республики.

В связи с этим в течение года проводились республиканская акция "Здоровый я - здоровая семья"; мероприятия по повышению престижа здоровой семьи, акции по противодействию табакокурению, употреблению алкоголя, распространению наркотиков среди детей и молодёжи; внедрялись программы факультативов и спецкурсов по подготовке учащихся к семейной жизни, 8-й съезд акушеров-гинекологов "Репродуктивное здоровье". С целью развития новых направлений в сфере охраны здоровья был принят Указ Президента Республики Беларусь от 1 января 2008 г. № 1 "Об объявлении 2008 года Годом здоровья"

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркивает: "Сохранение, подержание здоровья молодежи сегодня - это гарантия медико-социального благополучия общества в будущем".

Цель работы: определить особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся и студенческой молодежи

Задачи:

1. Определить теоретические особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся и студенческой молодежи;

2. Выявить уровень информированности студентов 1-ого и 4-ого курсов по проблеме репродуктивного здоровья.


Глава 1. Научные основания формирования навыков репродуктивного здоровья

 

Социально-педагогические аспекты репродуктивного здоровья

 

Как известно, подростки представляют популяционный ресурс республики. Подростковый возраст занимает особое место в развитии и становлении человека, так как происходит биологическая и психологическая перестройка организма, адаптация к новому социальному окружению. В этот период "смятения" отмечается стремление к независимости, поиску новой идентификации, отходу от родительских взглядов и ценностей.

Гормональные процессы, происходящие в организме подростка, оказывают большое влияние на половое и эмоциональное поведение, которое временами может проявляться в агрессивности. Осознание этого обстоятельства очень важно для понимания, особенностей поведения подростка. Психологической особенностью подросткового возраста является зависимость подростка от большого числа микросоциальных (семьи, школы, ближайшего окружения) и макросоциальных (общества в целом и его культуры) факторов окружающей среды. Этому периоду свойственны стремление к быстрому познанию мира взрослых, желание мыслить по-взрослому. Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, в восприя тии ценностей и норм в различных сферах жизни, в том числе в сфере здоровья.

Во второй половине XX века была отмечена акселерация девочек-подростков. Половое созревание приводит к формированию устойчивых половых потребностей, которые наряду с материальными и духовными являются мощным источником сексуальной активности. Сочетание этой тенденции с низкой контрацептивной культурой привело к росту числа абортов и заболеваний, передающихся половым путём.

Между тем Всемирной организацией здравоохранения в "Специальной программе научных работ, развития и научных экспериментов в воспроизводстве человека" (1998 г.) проблема сексуального и репродуктивного здоровья подростков была определена как приоритетное направление. Однако преобладание исключительно медицинского подхода в решении этой проблемы не позволило получить те результаты, на которые была направлена программа. [3, с.59-61].

Занимаясь анализом проблемы репродуктивного здоровья, ученые решили изучить, какими сведениями по данному вопросу располагают сами педагоги, ибо от их информированности и специальных знаний зависит качество профилактической работы с подростками.

В опросе приняло участие 30 педагогов школ г. Пинска (Брестская область). Цель опроса - выяснить, как педагоги определяют понятия "репродуктивная культура" и "репродуктивное здоровье". На вопрос о том, что такое репродуктивная культура, были получены следующие ответы:

"владение в полном объёме информацией, обеспечивающей правильный подход к проблемам полового поведения";

"усвоение знаний и их воплощение в жизнь, трансляция в сфере полового поведения";

"культура взаимоотношений между полами, принятие своих социальных функций (быть матерью, отцом), ценностное отношение к браку, семье, своему здоровью";

"культура формирования знаний о необходимости физического и психического здоровья человека для воспроизводства нового поколения";

"система мер, содействующая воспитанию и сохранению репродуктивно здоровой нации".

Как видим, в основу понятия "репродуктивная культура" педагогами положены такие общие моменты, как усвоение знаний, норм, ценностей репродуктивного поведения и адекватная их трансляция через свою социальную роль.

Понятие "репродуктивное здоровье" большинство педагогов определили правильно, но одноаспектно (или с позиции только физиологического здоровья, или с позиции только духовно-нравственного). В четырёх случаях респонденты ответили, что репродуктивное здоровье - "система мер, помогающая воспитанию и сохранению репродуктивно здоровой нации", и только два педагога - "психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции". Актуальность проблемы репродуктивного здоровья для подростков отметили 84% опрошенных. Остальные (16%) считают, что она не настолько важна, чтобы ею заниматься. [3, с.60].

Для решения проблем улучшения репродуктивного здоровья необходимо направить внимание подростков на осознание ценности репродуктивного здоровья; сформировать необходимые знания в этой области, обогатить индивидуальное сознание комплексом ценностных представлений, показать, его роль в системе ценностей.

В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знания:

– о семье и любви как ценности;

– о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего репродуктивного здоровья;

– о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;

– о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;

– о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;

– о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.

Как показывают результаты исследования, проведенного среди подростков г. Минска, молодежь заинтересована в получении знаний о репродуктивном здоровье. В значительной степени им интересна такая информация, что отображено на схеме:

 

□ Общее число респондентов ■ Девушки □ Юноши

Психологические аспекты взаимоотношений

 

Профилактика ИППП

Причины бесплодия и способы его лечения

Предупреждение беременности

Способы диагностики ранних сроков беременности

Физиологические особенности мужского и женского организма

0 10 20 30 40 50 60 70

Отношения между полами, которые интересуют подростков в первую очередь

В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:

– соблюдать принципы здорового образа жизни;

– регулировать свое сексуальное влечение и поведение;

– сохранять свое репродуктивное здоровье;

– уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;

– владеть эмоциональной регуляцией.

Все это заставляет говорить о формировании умений безопасного сексуального поведения. Поведение, действия подростка должны быть направлены на сохранение репродуктивного здоровья. Данный компонент включает половую культуру, бережное отношение к партнеру, радость от переживания чувства любви, от поведения, направленного на сохранение своего здоровья, проявление устремленности к созданию семьи, рождению и воспитанию здоровых детей. Это как эмоциональная, так и поведенческая саморегуляция, и ряд других компонентов. [1, с.57-58].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: